Технология развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности
учебно-методический материал по теме

Карымова Валентина Алексеевна

 В данной работе содержится историческая справка о создании технологии, определение термина «критическое мышление», условия  формирования критического мышления учащихся, развитие критического мышления в профильной школе, особенности организации и основные приемы ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_metodicheskuyu_kopilku.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Из аттестационных материалов учителя.

         

                 Технология развития критического мышления

                   на уроках и во внеурочной деятельности.

Оглавление:                                                                                                                                                                              

  1. Введение                                                                           2-3                                                                                                                                                              
  2. Основная часть:                                                                                        

             1. Теоретическое обоснование  ТРКМ.                                      

                1.1.  Историческая справка о создании технологии           4

                1.2. Определение термина «критическое мышление»       4-5

       1.3. Условия  формирования критического мышления

            учащихся                                                                                     5-6

                1.4. Развитие критического мышления в профильной

                школе                                                                                       5

                1.5. Правила применения ТРКМ в профильной школе      6-7

                1.6. Цели занятий с применением ТРКМ                             7

                1.7. Особенности организации ТРКМ                                  8

                1.8. Характеристика стадий                                                   9

                1.9. Основные приемы ТРКМ                                               10-14

     

  1. Заключение.                                                                                15-16
  2. Библиографический список.                                                      17

                                             Все наше достоинство - в способности мыслить.

                                              Только мысль возносит нас, а не пространство и

                                              время, в которых мы ничто.  Постараемся же  

                                             мыслить достойно – в этом основа

                                              нравственности.

                                                                                     Б.Паскаль

 

                                                                                                                         

Введение.

        1. Обоснование актуальности темы:

        Еще Л.Н.Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».   Это высказывание как никогда актуально в  настоящее время, когда государство пришло к выводу: человек, не владеющий эффективными стратегиями мышления, являющийся носителем устаревшей информации, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность, быть компетентным специалистом своего дела. Достичь этого в условиях, когда учителю  важно не то, что думает ученик по тому или иному вопросу, а то, насколько  точно он воспроизвел его слова или текст параграфа, невозможно. Что же делать, чтобы  выйти на курс обновления образования?

       Один из путей решения проблемы связан с технологией развития критического мышления. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель данной технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

    2. Цель моей работы - развитие критического мышления учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Ведущая  роль в реализации этой цели отводится  урокам литературы.
Литература не просто предмет изучения, а орудие размышления и познания мира.               Чтение - это инструмент, посредством которого люди узнают новую информацию, но мало просто научить читать; необходимо научить детей читать вдумчиво, учить  анализировать   текст в ходе работы над произведениями.

   3. Исходя из вышеизложенного, я ставлю перед собой следующие задачи:

 1.Учить учащихся умению:

1)  работать с текстом художественного произведения;

2) создавать собственные творческие письменные работы;

3) общаться с людьми.

 2. Развивать следующие  навыки мышления:

1) фокусирующие (определение, проблем, выявление целей);

2) навыки сбора информации (наблюдение, формулирование вопросов);

3) навыки запоминания;

4) навыки организации (сравнение, классификация, презентация);

5) навыки анализирования;

6) навыки генерирования (выводы, разработка);

7) навыки интеграции (комбинирование, реконструкция информации);

8) навыки оценивания.

3. Воспитывать у учащихся такие качества, как:

1) готовность к планированию;

2) гибкость;

3) настойчивость;

4) готовность исправлять свои ошибки;

5)  поиск компромиссных решений. 

                                                                                 

   4. Структура   работы состоит из следующих разделов:                                                                                        

      1).Теоретическое обоснование  ТРКМ.

  (Историческая справка о создании технологии, определение термина «критическое мышление», условия  формирования критического мышления учащихся, развитие критического мышления в профильной школе, особенности организации и основные приемы ТРКМ).

     

5. В работе по данной теме я использовала следующую литературу:

    Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении.

    Санкт –Петербург, изд-во КАРО, 2006.

    Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд – во

    «Альянс» 2003.

   Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе

   активизации,        интенсификации и эффективного управления УВП. М,

   НИИ     школьных технологий. 2005.

   Иванов Д. Компетенции учителя. М., Чистые пруды, 2008.

   Возненко Г. Царственные слова. //Газета «Литература» №13

   от 15 июля 2007          (приложение к газете «Первое сентября»).

   Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся

   на    уроках русского языка.// М., «Русский язык в школе», №8/ 2007.

  1. Основная часть:

              1. Теоретическое обоснование  ТРКМ.

                 1.1. Историческая справка.

    Разработали технологию развития критического мышления американские педагоги  Д.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер.  Предпосылкой к ее созданию  явилась совершенно новая общественная и экономическая ситуация, сложившаяся во второй половине 20 века. В первую очередь она связана с беспрецедентным информационным взрывом, порожденным появлением компьютерных информационных технологий. Каждый человек, обладающий компьютером, может иметь доступ не только к национальным библиотекам, но и к библиотекам мира. По некоторым оценкам, большая часть из того, что мы знаем сейчас, через 10-15 лет станет устаревшим и ненужным. Невозможно предсказать, какие виды работ предстоит осуществлять нашим первоклассникам. Вполне возможно, что весь тот объем информации, который мы пытаемся передать учащимся в общеобразовательной школе, никогда не пригодится им в течение жизни и в профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей школы  становится задача научить учиться и критически мыслить. Что же такое критическое мышление?  Название данной технологии не является привычным для нашего менталитета, потому что критика у каждого из нас ассоциируется с чем-то неприятным.  Но разработчики   ТРКМ  считают, что критическое мышление  отнюдь не означает критиканство.

Исходные научные идеи:

 Критическое мышление

* способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному  взаимодействию между людьми;

* облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

*  позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

         1.2. Давая определение  термину  «критическое мышление», Девид Клустер выделяет его пять существенных признаков:

* Критическое мышление есть мышление самостоятельное и носит индивидуальный характер. Это означает, что человек пытается самостоятельно, независимо от других, сформулировать какую-то идею или дать оценку ситуации.

* Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

* Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

* Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Аргументация начинается с утверждения и подкрепления его основаниями. Затем следует цепочка рассуждений, приводящая автора к высказанному утверждению.

* Критическое мышление всегда существует в ситуации полилога, дискуссии, ибо только в дискуссии можно «обкатать» новую мысль, идею.

     Исходя из вышеизложенного, можно  дать такое определение понятию «критическое мышление». Это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Термин «критическое мышление» может относиться ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.

        1.3. Существует набор общих условий, соблюдение которых  необходимо для  формирования  критического мышления учащихся:

* предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления;

* давать учащимся возможность размышлять;

* предоставлять возможность знакомиться с различными идеями и мнениями;

* убедить учащихся, что они могут высказывать любые мнения, не рискуя быть высмеянными;

* учить учащихся  задавать вопросы;

* способствовать активной дискуссии;

* стимулировать рефлексию;

* выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения;

* ценить проявления критического мышления, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей;

* приучать учащихся с уважением выслушивать мнение других

         ТРКМ можно отнести к  так называемым сквозным технологиям. Она не привязана к предметной области - ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов,  к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение учебного курса практически целиком в рамках данной технологии, делая ее использование системным и методичным. Применение данной технологии возможно при самых ранних ступенях обучения, еще в начальной школе,   она может быть востребована и на ступени профильной школы.

        1.4. Остановимся на вопросе, что дает ТРКМ для профильной школы.

   * Навыки  критического анализа, развиваемые посредством приемов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника средней школы.

   * ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс в школе, повысить самостоятельность учащихся.  Эти и многие другие задачи стоят перед Российской высшей школой и обозначены в «Концепции профильного обучения».

  * Исследования,  проведенные с выпускниками школ Санкт – Петербурга, показывают, что при применении  ТРКМ в учебном процессе происходит активное развитие умений критического анализа учащихся всех познавательных стилей, т.е. данная технология обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся.

1.5. Пять правил применения ТРКМ в профильной школе.

   

     Разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал?

       

   Если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдет впрок.

        

Если ты откусил яблоко и проглотил его, не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишь

                

Яблоки бывают разные, но надо много пробовать, чтобы найти свой сорт.                                    

 

                                             

 

      Если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты Мичурин?

1.6. Цели занятий с применением ТРКМ:

* развитие критического мышления;

* развитие творческого потенциала будущего исследователя;

* развитие умений сотрудничать и работать в группе;

* развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;

* развитие умения решать учебные задачи.

      1.7           

 Специфика ТРКМ состоит в организации процесса обучения в  трехфазной структуре. Это стадии вызова, осмысления и рефлексии.

             Основные задачи фаз ТРКМ:

 1.8. Характеристика стадий:

                            1)  Стадия «Вызов».

     На этой стадии учащимся дается небольшой по объему текст по изучаемой теме. Но прежде чем они начнут читать текст, в течение некоторого времени они должны сами подумать по поводу предложенной темы или проблемы и записать свои соображения. Важно записать все, что придет на ум и как можно больше. Затем учащиеся  объединяются в пары и обмениваются  своими взглядами по поводу предложенной темы. Если возникают разногласия, они фиксируются. После того как учащиеся закончат обсуждение, они начинают высказывать свои суждения, а учитель записывает их  на доске. Любые разногласия должны обязательно быть вынесены на общее обсуждение. Задача учителя не только подробно, без критики зафиксировать все суждения, но и найти в них противоположные позиции и тем самым способствовать развитию дискуссии. После того как все суждения записаны, учитель  предлагает выделить те, которые считают наиболее важными с точки зрения обсуждаемой проблемы или темы   Итак, 1 стадия – «вызова»- предполагает активизацию знаний учащихся по изучаемой теме, пробуждение интереса и определение целей изучения  учебного материала.

                      2) стадия    «Осмысление» -

    содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа с текстом.  Учащиеся читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно корректируют цели своего учения.  Отслеживать собственное понимание текста ученики могут с помощью определенных действий (маркировка, составление таблиц, ведение дневника и т.д.). При этом понятие «текст» трактуется широки: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

                        3) стадия  «Рефлексия»-

      размышления.  На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью собственного текста либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное осмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.  На этой стадии учитель выступает как организатор рефлексии учащихся. Он решает несколько задач:

* развивает способность учащихся к рефлексии;

* учит различать содержание – цели и результаты – от метода их реализации.

* учит анализировать свою деятельность и отличать деятельность от активности;

* учит критически относиться не только к идеям автора, но и к своим собственным.

 

     1.9. Приемы технологии развития критического мышления.

 На стадии вызова используются разные приемы, например, целеполагание, прогноз, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание учащихся к теме урока.

 Игра «Знаете ли вы, что…» является эффективным приемом фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

  Может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии прием «Верите ли вы?   Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную «интригу». Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат.

Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный прием приобретает свою определенную специфику, если его переносят на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимся при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот прием на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.

Прием «INSERT» представляет собой особую маркировку текста при его прочтении.

I – interactive – самоактивизирующая

N – noting – маркирующая

S – system – система

E – (for) effective -  для эффективного

R – reading and – чтения и

T – thinking – размышления

Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующем ее заполнением относить фрагмент текста, его абзацы к следующим категориям:

«V» - уже знал

«+» - новое

«-« - думал иначе

«?» - не понял, есть вопрос

  Затем в парах, группах фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника»

Стратегия  «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Ее цель – развитие  рефлективности  в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое. Учатся познавать свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:

А.

В.

С.

D.

3. Источники информации:

1.

2.

3.

4.

У этой формы работы есть еще один резерв – это вторая и третья части таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся н уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Выделим основные правила работы с приемом ЗХУ:

  1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы; перечислите источники информации;
  2. Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации;
  3. Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
  4. Познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
  5. Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы;
  6. Посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории;

Поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Данный прием может использоваться на любой фазе урока. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами  называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Таблица «толстых» и тонких вопросов.  

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

На что похоже…?

Кто? Что?

Когда? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли? Согласны ли вы?

Верно ли?

«Кластер» является приемом графической систематизации материала. Автор данного приема – американец Гудлат.

Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила оформления очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда символизирует тему, планеты – крупные смысловые единицы, у каждой планеты – свои спутники, все они соединены прямыми линиями. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе. Данный прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Начать можно на стадии вызова и после осмысления информации продолжить обобщение  материала с помощью кластера на стадии рефлексии.

   Прием «Взаимоопрос» может использоваться на разных фазах занятия. Он направлен на то, что учащемуся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и обучающиеся спрашивают друг друга то, что требуется преподавателем, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

  Также используется для проверки знаний обучающихся с возможной самопроверкой своеобразная  «Данет-ка».

Работа с использованием этого приема организуется следующим образом:

  1. учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ «да» или «нет»;
  2. на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Да

Нет

Нет

Да

  1. после выполнения индивидуального задания учитель заполняет соответствующую таблицу на доске;
  2. после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения;
  3. можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;
  4. затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.

Стратегия «Зигзаг» также имеет несколько модификаций. Эта стратегия позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с тексами, которые «хорошо» разбиваются на смысловые отрывки. Стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Данная стратегия используется в течение  всего урока на всех его фазах.

Сложность ее употребления состоит в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текстов. А это может не всегда получиться.

На стадии осмысления ученики делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в его детали, и кратко его обсуждают. Учащиеся в группах рассчитываются по номерам. Каждому члену группы выделяется свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим отрывком, составляя опорный конспект или кластер. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которых объединяются «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование, и дополнение, подготовка к представлению данного фрагмента в своих рабочих группах и подготовка к презентации. При этом даже «слабые» учащиеся в процессе совместного обсуждения способны объяснить в своих группах данный фрагмент.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются в свои «родные» группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.

    Прием  «Рефлексивные вопросы» заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой.

Набор рефлексивных вопросов:

  1. Что показалось вам сегодня трудным?
  2. Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
  3. Что в изучении сегодня для вас самое главное?
  4. Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?
  5. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  6. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  7. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  8. Были ли моменты недовольства собой?
  9. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?
  10. Почему вы выбрали именно эти задания?
  11. О чем хотелось бы поговорить подробнее?
  12. Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?
  13.  Заметили ли вы свои успехи в …?

   Прием «Закончи предложение» используется на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение.

 Например:

  1. «Если бы я раньше знал про технологию развития критического мышления, то…»;
  2. «На мой взгляд, ТРКМ – это…»;
  3. Самым интересным для меня на занятии было…»;
  4. Для учителя современной школы…».

Прием «Синквейн» используется на стадии рефлексии, он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Cing (фр.) = пять, veine (фр.) = поэтическое настроение, поэтическое дарование. Таким образом, это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейнов:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

 3. Заключение.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.  Обучение критическому мышлению - это лишь часть многогранной работы преподавателя. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Технология "Чтение и письмо для развития критического мышления» предназначена готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других, детей, умеющих вести дискуссию. Письмо - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание". Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает ее записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, еще более интересная. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем побольше. Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают "читать как писатели" и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.

В данной части  работе  я дала понятие о ТРКМ.

       

   

   

   

           

Вывод №1: если хочешь узнать, что такое ТРКМ – применяй ее в своей практике и только после этого делай выводы.

Вывод №2: применяй технологию, если у тебя есть потребность

В Вывод №3: применение отдельного приема или стратегии без осознания

Ц  целостной теории непродуктивно.

В  Вывод №4: отдельный прием или стратегия могут не совпадать с

И индивидуальным стилем преподавания, ищи свои приемы. То, что хоро-

     шо   получается у одного, может совсем не получиться у другого. Мы

       разные.

В   Вывод №5: помни, что преподавание требует меры, меры между

     репродукцией и творчеством.. Освой ТРКМ сначала на репродуктивном у   уровне, а затем твори.

Анализ всего процесса изучения материала

Определение направлений для дальнейшего изучения темы

Соотнесение новой информации с собственными знаниями

Получение новой информации

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Стадия рефлексии

Стадия осмысления

Пробуждение интереса к теме

Структурирование процесса изучения

Актуализация имеющихся знаний (представлений)

    Стадия

   вызова

Технология развития

критического мышления

     Карымова Валентина Алексеевна МОУ ИСОШ №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...