Интерактивные формы и методы работы как средство повышения профессиональной компетенции студентов колледжа
статья по теме

Ромашова Елена Владиславовна

Рассматривается понятие интеактивного обучения, его такие формы как дискуссия, деловые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romashova_e.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Ромашова Е.В., преподаватель психологии дошкольной и частных методик,

Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»

        Основная цель среднего  профессионального образования – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности.  Она включает в себя, с одной стороны, вооружение необходимыми профессиональными знаниями, а с другой – формирование профессиональной компетенции, именно её формированию способствуют интерактивные формы и методы обучения. Интерактивное обучение, как известно, специальная форма организации познавательной деятельности. Цель его создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В традиционной организации учебного процесса используется односторонняя форма коммуникации. А интерактивное обучение предполагает  многостороннюю коммуникацию, активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя.        Именно это важно для студентов педагогических колледжей, которые в не далёком будущем будут специалистами дошкольного образования. На уроках и на практике в дошкольном образовательном учреждении студенты учатся моделировать в учебном процессе элементы будущей профессиональной деятельности; проектировать свои педагогические действия; проявляют готовность к интерактивному взаимодействию, т.е. способности находиться в режиме беседы, диалога, игры.  У них формируется умение проводить педагогический анализ и рефлексию;  строятся позитивные отношения.  Интерактивные методы и формы легко и быстро способствуют выработке профессиональной компетенции студентов,  они формируют мотивацию на обучение, толерантность   мнений и действий,  развивают индивидуальное профессиональное мышление.

      Рассмотрим такие формы интерактивного обучения как деловая игра и дискуссия.    

      Дебаты - интеллектуальная игра, формализованный спор по определенным правилам. В такой форме была проведена конференция по итогам преддипломной практики в группе Д-53. Цель конференции – учить планировать выступления участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме, анализировать свою деятельность на педагогической практике. Проблема звучала так: «Воспитатель – главное лицо, главная фигура в воспитательно-образовательном процессе ДОУ». Были выбраны две команды из числа практикантов, одна из них – утверждение, другая – отрицание. Дебаты  проходили в три раунда. Для каждого раунда в команде выбирался спикер – выступающий игрок. Команды в течение раундов должны подтвердить свой тезис рядом аргументов, который докладывает спикер противоположной команде. Далее следуют вопросы противоположной команды по поводу высказанных аргументов. Только после этого противоположная команда получала право на выступление – выражение своих аргументов. Важное условие: в течение всего времени дебатов позицию менять нельзя. Подводили итоги судьи – преподаватели дошкольных дисциплин. В конце проведена рефлексия: студентам предложено закончить фразу – сегодня на конференции…, я поняла, что…, больше всего мне понравилось…, самым полезным для меня было…, мне хотелось бы….

      Метод шести шляп. Эта методика является разновидностью ролевой дискуссии, только вместо исполнения ролей предлагается участвовать в дискуссии в соответствии с определенной мыслительной стратегией. Этот метод был использован при проведении  конференции по итогам летней практики на дошкольном отделении. В ходе конференции, используются шесть шляп (символически). Они отражают  различные подходы к анализу проблемы, поиску решений и аргументации: белая шляпа – призывает «нейтральные» факты, цифры, информация; желтая шляпа – характеризуется оптимизмом, радостью жизни, ожиданием будущего;  позитивен, конструктивен; черная  шляпа – выявление трудностей, проблем, неясностей, негативизма; красная шляпа  – выражает эмоции, чувства; зеленая шляпа – проявление творческого мышления; синяя шляпа – обобщение (держит внутренний стержень дискуссии). Эта роль принадлежит методистам. После небольшой подготовки подгруппы дискутируют. Студентам удается в непринужденной форме выявить знание программных требований, собственные умения, профессиональные навыки, проанализировать ошибки, определить способы их устранения.

       Деловая игра «Педагогический совет». Педагогический совет служит для систематического совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам, выработке путей их совместного решения. В подготовке такого «педсовета» используется алгоритм определённых действий и включает в себя выполнение следующих технологических этапов:

  1. тема педагогического совета;
  2. назначение групп, экспертной группы;
  3. выступления в прениях;
  4. рефлексия (индивидуальная и коллективная);  
  5. подготовка проекта решения педагогического совета.

 Например, студентам предлагается обсудить на таком имитационном педсовете проблемы «Нужен ли компьютер дошкольникам?», «Может  ли  дошкольник  понимать  изобразительное  искусство?», «Проблемы воспитания гиперактивного ребёнка?» и пр.  Класс делится на подгруппы: родители, педагоги,  психологи, эксперты - аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы. В результате делового обсуждения по ролям педагогический совет приходит к тому или иному решению. Проект решения зачитывается и принимается всеми.

        Позиции. Эта игровая технология уместна для организации семинарского занятия. Например,  дисциплина «Методика развития детской речи с практикумом по логопедии», тема «Обучение детей рассказыванию». Студенты разбиваются на небольшие подгруппы, каждая из которых имеет свое название, и соответствуют одной из позиций:

- нормативная – связана с усвоением норм и правил соответствующей деятельности;

- диалектическая – связана с ответом на вопрос, как можно изменить соответствующие нормы и правила, какие имеются способы их систематического изменения;

- символическая – студент должен постараться ответить на вопрос, какое отношение существующие нормы и правила изучаемой темы имеют лично к нему, в чем он видит смысл изучения данной темы. Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изученной самостоятельно темы. Студентам, входящим в определенную группу, необходимо излагать материал в соответствии с задачами:

- тезис – краткое изложение содержания изучаемой темы в виде основных тезисов;

- апологет – выявление и формулировка положительных, интересных и т.п. сторон материала;

- оппозиция – формулировка недостатков, их обоснование;

- практик – решение, каким образом изученный материал может быть использован на практике;

- поэт, театр – творческое воспроизведение материала (стихотворение, сценка и т.д.);

- вопрос – формулировка вопросов к каждой группе по содержанию материала;

- эксперты – формулировка позитивных и негативных моментов деятельности каждой группы и преподавателя. Подведение итога.

      Группы выступают в течение ограниченного  преподавателем времени, затем все желающие задают вопросы.

       Таким образом, деловые игры, дискуссии помогают студентам отрефлексировать свою педагогическую деятельность,  которая была ими смоделирована; обобщить свой опыт; сделать оценку, увидеть положительные стороны педагогической деятельности, важность, необходимость работы педагога дошкольного образовательного учреждения.   Именно такие интерактивные формы и методы работы способствуют повышению профессиональной компетенции студентов колледжа.

Библиография:

  1. Панина Т.С.       Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
  2. Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред.В.С.Кукушина – Ростов н/Д, 2002.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г., Содержание обучения в средне-специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001 – 272с.
  4. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред.Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.Ю. Косовой. – СПб., 2002
  5. http://lib.rus.ec/b/204387/read;
  6. http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8
  7. http://www.saripkro.ru/konf_psi/p27aa1.html
  8. http://scholar.urc.ac.ru/courses/Manual/theme5/pr1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока физики»

Моя курсовая работа на курсах повышения калификации. Представлен теоретический материал по активным формам обучения и примеры уроков подкрепляющих теоретический метериал....

« Нестандартные формы организации учебного занятия как средство повышения познавательной деятельности студента»

ОглавлениеВведение……………………………………………………………………… .4Глава 1 Теоретические основы  нестандартных уроков1.1 Понятие. Характеристика нестандартных уроков……………………. 61.2 Нестандартные уроки при изучении м...

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа

В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...

«Реферирование газетной статьи на английском языке, как средство повышения коммуникативной компетенции студентов СПО»

Методическая разработка предназначена для развития у студентов СПО умения читать специальную литературу на языке оригинала с целью извлечения нужной информации. Автор разработки указывает на то, что у...

Статья "Современные дистанционные формы воспитательной работы как средство повышения профессиональной компетентности воспитателя"

Аннотация. Сегодня мир поставлен в жесткие условия. Пандемия нарушила нормальный и привычный расклад жизни каждого жителя нашей планеты, что повлекло за собой массу проблем. Одной из проблем является ...