Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы.
статья по теме

Реутова Ирина Викторовна

В докладе описана работа с клоуз-тестом на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc195 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дмитриевская средняя общеобразовательная школа

Доклад

Формирование

текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через

работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы.

Педагогические чтения по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в условиях новой школы»

Секция: Управление реализацией содержания образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты через  использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик.

Автор доклада:
Реутова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

1 категории
МБОУ Дмитриевской СОШ

2013 г.

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я - концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования.

Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:

вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификация и др.);

формирование умений практического владения русским языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях, воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.

Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, развивают самостоятельность учащихся. Использую в своей работе такие формы, как мастерская знаний, проектная технология, ТРКМ, информационно-коммуникационные технологии и др.  

На рубеже веков появилась масса методической литературы о новых дидактических средствах и методиках преподавания. Впервые о работе с клоуз-тестом я узнала при прохождении курсов повышения квалификации в НИПКиПРО и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоуз-тесты помогают развивать следующие умения: вступать в диалог с автором, управлять своей читательской деятельностью, развивают контекстное мышление, коммуникабельность.

-2-

В прошлом году я проводила диагностику умений работать с текстом в 5 классе. Анализ диагностики показал, что особые трудности у учащихся вызвали задания на определение темы и идеи текста, на определение изобразительно-выразительных средств, на вставку пропущенных слов в тексте, поэтому неслучайно я заинтересовалась данной методикой работы. Работа с клоуз-тестом помогает ликвидировать подобные «пробелы» в обучении.

Что понимается под клоуз-тестом?

Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Как правило, используется в методике преподавания иностранных языков. Клоуз-тест на уроках русского языка позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.

В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.

Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов - свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.

Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов,

-3-

обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста

и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.

Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких  ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как  способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам), информационная компетенция,  коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

 В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест?

а) на уроке русского языка:

- при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию);

- как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию;

- при обучении чтению и пониманию текстов разных типов;

- при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению);

- при изучении тем  «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте»,

-4-

«Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др;

- как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста;

- при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;

в)  при диагностике…

- контекстного мышления и коммуникативных навыков,

- читательского и «писательского» уровня у учеников,

- умения устанавливать внутритекстовые связи,

- способности понимания текста, его смысла,

- понимания смысловой, композиционной целостности текста,

- затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся).

Главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.

Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с пропусками. Этот вопрос задаётся на этапе перед заполнением пропусков. Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для учителя это диагностический вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на озаглавливание.

Какова технология работы с тестом?

Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор

-5-

разворачивает текст?). ® Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста. ® Индивидуальное выполнение  клоуз-теста (отводится ограниченное время). ® Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия). ® Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). ® Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом. ® Чтение текста без пропусков. ® Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств. ® Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).

Клоуз-тесты могут быть обучающие и диагностические.

Диагностический клоуз-тест возможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз-тестом  - примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 мес. В результате такой работы дети знают признаки ключевых слов, понимают критерии оценки версий по вставке слов, умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова, умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии, умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые, умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками. Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.

В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста.

Памятка (для учащихся).

-6-

- Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).

- Восстанавливая пропущенное слово,  имейте  в виду, что пропущенное слово, как правило, -  ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

- Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.

- Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

- С помощью стрелок  покажите смысловые отношения  между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.

- Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.

При работе с клоуз-тестом очень важно выдерживать принцип от простого к сложному. Начинать можно с тестов, в основе которых одно - два высказывания, то есть очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.

Дети, обученные работе с клоуз-тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз-тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению.

Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если:

- ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;

- была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки;  учитель мотивировал каждого ученика на работу;

- дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся

-7-

диалог на основе прочитанного;

- ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся;  был высокий уровень учебной мотивации;

- варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант)  и стали основой  для обсуждения;

- к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале;

- возможно продолжение разговора по содержанию текста;

- учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз-теста;

- учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста;

- работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя);

- работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации;

- больше половины класса справились с работой;

- работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.

Хочется поделиться опытом работы с клоуз-тестом на уроках русского языка.

Начинать работать по данной методике нужно с простых тестов. Приведу примеры таких тестов, они используются как обучающие методике восстановления клоуз-теста. Здесь мы видим предложенные варианты слов для вставок. Учащиеся должны выбрать подходящие слова и аргументировать свой выбор. (Приложение 1)

Данный тест (Приложение 2) рекомендуется использовать на начальном этапе знакомства с клоуз-тестом в 5-6 классах. Материалы адресованы учащимся, изучающим в курсе русского языка раздел «Словообразование», а также могут

-8-

использоваться в старших классах на факультативных занятиях по проблемам авторского словообразования – словотворчества. Попутное повторение пунктуации и орфографии (правописание приставок, изменяемых и неизменяемых на письме). Этот тест предназначен для учащихся 5 класса при изучении раздела «Лексика». (Приложение 3)

Данный клоуз-тест (Приложение 4) можно  выполнять   при изучении  понятия «художественный  стиль». Сначала учащиеся знакомятся с характерными признаками данного стиля. Основной из них – воздействовать на читателя или слушателя.  Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы. После восстановления слов в тексте можно продолжить работу над понятием «художественный стиль».

 Следующий тест можно использовать при изучении  темы «Текст и фрагменты текста». (Приложение 5) Учащиеся усваивают важнейшие признаки текста: тема, основная мысль, делимость на части (начало; основная часть; конец), связность, композиционная завершённость. Особое внимание  учащихся обращается на композиционную завершённость, когда слова в конце текста возвращают нас к заглавию или к началу текста.  При работе над клоуз-тестом закрепляются изученные понятия, повторяется понятие «речевая ситуация». После восстановления слов в тесте можно продолжить работу над текстом с помощью вопроса: «Каким образом вторая часть (или: какие слова второй части)  текста помогает  подобрать наиболее точные  слова, пропущенные в начале текста, и наоборот: как начало текста подсказывает, какие слова пропущены во второй его части? (Проявление композиционной завершённости.)

Составленный клоуз-тест (Приложение 6) может помочь как при изучении отдельных тем, так и при организации подготовки учащихся к экзаменам. Тест предназначен для учащихся 8 – 9 классов на этапе повторения стилей речи, тире между подлежащим и сказуемым; 9 класс - на этапе повторения сложных предложений. Перед анализом текста следует обратить внимание учащихся на то, что

-9-

ключевыми словами являются разные формы одних и тех же слов.

Предлагаемый тест (Приложение 7) предназначен для учащихся 8 – 9 классов на этапе повторения стилей речи, понятия об основной мысли текста, обособления обстоятельств; 9 класс - на этапе изучения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Тест может быть также использован на классном часе, посвященном выбору жизненного пути.

Данный тест предназначен для учащихся 8, 9 классов. (Приложение 8) В 8 классе можно использовать для знакомства с  данной формой работы.  На уроках русского языка в 9 классе его можно использовать при повторении темы «Правописание отрицательных местоимений». Апробация теста была проведена мною на уроке русского языка в 8 классе с целью знакомства обучаемых  с этой формой работы. Ученики работали в парах. Перед тем, как раздать тесты, я познакомила учащихся со значением слова  «клоуз-тест»; автором  методики использования «клоуз-теста» в обучении иностранным языкам - американским ученым Тейлором. Я объяснила, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), – чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом. После самостоятельной работы по восстановлению слов  была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов. Ученики поняли принцип восстановления, затруднение вызвало только слово «раздражаюсь», две пары учащихся правильно его восстановили и обосновали, найдя в  тексте форму этого слова «раздражаться».

Применение данной методики  позволило повысить интерес учащихся к русскому языку, повысить уровень речевого развития.

Я достигла следующих результатов:

  1. развила положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
  2. изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно,

-10-

возросло умение преодолевать трудности);

  1. смогла мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
  2. смогла создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  3. ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах (участвовали в районном читательском конкурсе «Азбука чувств» в номинациях «Азбука чувств» в прозе, «Азбука чувств» в стихах, ребята писали стихи и оформляли читательский дневник; ребята являются постоянными участниками и победителями поэтических конкурсов; в районном конкурсе «Зелёная волна» в номинации сочинение Гареева М. заняла 3 место, сочинение было рекомендовано на областной уровень; учащиеся сотрудничают с местной газетой «Весточка»; в районном конкурсе творческих работ «Здоровье!Творчество!Успех!» в номинации Литературное творчество Мустафаева Яна заняла 1 место; в районном конкурсе литературных работ «История одного несчастья» 1 место; в международном конкурсе «Русский медвежонок» учащаяся 5 класса в 2011-2012 уч. г. вошла в «Золотую сотню»; Дипломом 1 степени награждена учащаяся 6 класса, занявшая 1 место во втором Всероссийском дистанционном конкурсе «Мир знаний»; Дипломом 3 степени награжден учащийся 8 класса, занявший 3 место во втором Всероссийском дистанционном конкурсе «Мир знаний»).
  4. стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку:  

год

классы

Успеваемость %

Успешность %

2011-2012 гг.

5,8,9

100

53

2012-2013 гг. 1четверть

6,9,10

100

52

2 четверть

6,9,10

100

68

3 четверть

6,9,10

100

57

-11-

  1. результаты ГИА (2011-2012 гг.) по русскому языку -  успеваемость – 100%, успешность- 63%; по литературе – успеваемость – 100%, успешность – 100%.

Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Каждый из нас ищет себя, пытается найти нужные приемы и методы для своего предмета. Главное понять, что одна технология не является «панацеей» в этом вопросе.

-12-

Литература

Голев Н.Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и вузе. Барнаул, 2000.

Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы. М., 1996.

Максимова Н.В. Стратегии взаимодействия: социокультурные приоритеты // Социокультурные проблемы современной молодёжи: материалы Международной научно-практич. конф. Часть 2. Новосибирск, 2006. С. 48-52.

Максимова Н.В. О коммуникативных стратегиях учебного диалога // Русская словесность. 2006. № 1. С. 74-77.

Материалы сайта http://www.edu54.ru/user/3953

Материалы сайта www.kgo.ucoz.ru

-13-



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Ровно покрыл снег землю, изредка только поднимают его какие-то       …     (1). Пеньки или кочки. Я ковырнул бугорок сапогом – вот тебе на! Гриб! Моховик летний.      …     (2) зеленая шляпка, легкий стал гриб и      …     (3). Я хотел отломить кусочек шляпки – она хрустнула. Замерз моховик под снегом, как      …     (4) стал, и червяки в нем      …     (5). #

                                                           Ю. Коваль «Подснежники»

50 слов

5-6 классы (начальный уровень)

Слова для выбора

1) рвы, ямки, бугорки, сугроб;

2) посерел, размякла, побурела, поспела;

3) прочный, хрупкий, гибкий, ломкая;

4) хрусталем, солнышко, железный, стеклянный;

5) дрожит, замерзли, ожили, согрелись.

Приложение 1

Даже     …     , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «     …     ».  Машина  и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в     …     по деревне в направлении фермы      …     , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные     …      на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по     …     телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем.       …     машина – телевизор начинал работать      …      . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала      …     . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала.#

Евгений Гришковец  «80 километров от города» (фрагмент), сборник

 «Следы на мне», М., «Махаон», 2007,

134 слова.

6-7 классы

Карта текста

  1. Данный тест рекомендуется использовать как обучающий методике восстановления клоуз-теста.
  2. Пропущенные слова: а) машина, б) Молоко, в)обед, г)пустая, д) помехи, е) экрану,  ж) удалялась,  з) нормально, и) одинаково.
  3. Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.
  4. Варианты выбора:

а) трактор, телега, машина, электричка;

б) Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная;

в) обед, пыли, завтрак, объезд;

г) громыхая,  с молоком, пустая,  с доярками;

д) удары, помехи, звуки, раздражения;

е) крышке, антенне, голове, экрану;

ж) удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;

з) плохо, нормально, волшебником, утром;

и) странным образом, одинаково, в обед, по-разному.  

Приложение 2

                                                …      собака

    Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколотить к забору надпись: «Осторожно – злая собака». Но подумал, что это слабо сказано, и так написал:

ОСТОРОЖНО!

…       СОБАКА!

    Эти странные, таинственные слова настраивали на испуганный лад.     …      собака – вот ужас-то!

    В дачном поселке скоро прошел слух, что       …       собака – штука опасная.

    - Дядь!- кричали издали ребятишки, когда я прогуливался с Тузиком. – А почему она    …      ?

        В ответ я доставал из кармана     …       и кидал тузику. Он ловко, как жонглер, ловил ее на лету и мигом разгрызал. Крахмальный сок струился по его кавалерийским усам. ##

Юрий Иосифович Коваль

89 слов

5-6 классы (начальный уровень)

Карта текста

  1. Почему автор отказывается от стандартной надписи про злую собаку?
  2. Пропущенные слова: Картофельная (в заголовке), картофельная, картофельная, картофельная, картофельная, картофелину.
  3. Попутное повторение пунктуации и орфографии (правописание приставок, изменяемых и неизменяемых на письме).

Приложение 3                                

                                               

Грибы тоже ходят

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В      …     ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и желтые       …      грибов.

- Есть     …   ? - спросил я маленькую дочь лесника?

- Волнушки, рыжики, маслята.

- А белые?

- Есть и     …    , только теперь начинает холоднеть, и    ….    переходят  под елки. Под березками и не думайте искать - все под    …  .

- Как же это они переходят,  видала ли ты  когда-нибудь, как    …   ходят?

   Девочка оторопела, но вдруг поняла меня и, сделав плутоватую рожицу, ответила мне:

- Так они же ночью ходят, как их мне    …    увидеть? Этого никто не видел. ##                                                                                            

                                                                     М. Пришвин

111 слов

Карта текста

  1. Как вы понимаете значение глагола «оторопела»? Каким  синонимом можно заменить это слово?

     О какой способности грибов рассказывает автор?

  1. Пропущенные слова:  лесу, шляпки, грибы,  белые, белые, елками,  грибы,  ночью.
  2. Языковой анализ текста

- На чем основана шутка в разговоре рассказчика с дочерью лесника?

-В каком значении (прямом или переносном) употреблено название «Грибы тоже ходят»?

-Объясните значение словосочетаний «золотые монетки (берез)», «красные медали (осин)», замените их синонимичными сочетаниями. Для чего автору нужны в тексте эти особенные выражения?

          -Какие глаголы из текста характерны для разговорной речи?

Приложение 4

Природные барометры

       То дождик, то солнышко. Я осматривал свой ручей, и когда промочил ноги  и хотел сесть на муравьиную кочку (по зимней привычке), то заметил, что муравьи      …     и плотной массой, один к одному, сидели и      …      чего-то или приходили в себя перед началом работы. А несколько дней тому назад перед     …      морозом тоже было очень      …     , и мы      …     , почему нет муравьёв, почему берёза ещё не даёт сока. После того     …      ночной мороз в 18 градусов, и теперь нам стало      …     : и берёза, и муравьи     …      это по       …     земле. Теперь же земля      …      , и берёза дала сок, и муравьи выползают. ##

                                                                      М.М. Пришвин

100 слов

 Карта текста

                               

  1. Что такое барометр? (можно поработать с  толковым  словарём).

Вопросы на восприятие текста.

Какое время года изображает автор?

Как вы это поняли из текста?

  1. Пропущенные слова: выползли,  ждали, большим,  тепло, дивились,  хватил, понятно, знали,  ледяной, растаяла.

Работа над понятием «художественный стиль»:

  1. Обратить  внимание на заголовок. Помним, что в заголовке заключена тема или идея текста.
  2. В каком значении употреблено слово «барометр» в данном тексте?
  3. Прочитать текст научного стиля, сравнить с данным. Найти общие и отличительные признаки между научным и художественным текстом.
  4. Обратить внимание на те слова, которые вставляли  в текст. Ответить на вопросы:

          а) к какому стилю можно отнести данные слова - к научному или к художественному (обосновать)?

         б) как данные слова помогают представить картину наступления весны?

Тест апробирован.

                              Текст научного стиля для сравнения

      Тёплые массы воздуха, устремляясь в верхние слои атмосферы, охлаждаются  и превращаются  в дождь, который выпадает  на землю. Воздух становится  сухим и прозрачным. В ночные периоды температура воздуха резко понижается, так как верхние слои тропосферы не удерживают   удаляющееся  в пространство тепло.

       С увеличением продолжительности дня поверхность земли нагревается сильнее. Это  значит, больше тепла накапливает атмосфера. Ночь становится короче дня, и разница в температуре уменьшается. Становится теплее, почва всё больше прогревается, обмен веществ в природе  увеличивается. У деревьев появляется сок. Изменения в живых  организмах  протекают более интенсивно. Муравьи выходят из состояния оцепенения.                            

 

Приложение 5

Пожарные собаки

        Бывает часто, что в городах на пожарах остаются      …     в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и     …      , а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с     …     , и когда загорится дом, то пожарные      …       собак      …          детей.  Одна такая собака в Лондоне     …      двенадцать детей ; её звали Боб.

        Один раз загорелся дом.  И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она     …        и     …     , что в доме     …      двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и      …      в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку.  Мать     …       к дочери и     …        от радости, что дочь была      …     . Пожарные ласкали собаку и     …       её – не обгорела ли она; но Боб      …     опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь    …      и      …      его. Собака     …        в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах.                

      Когда народ      …      то, что она несла, то все      …      : она несла большую     …     . ##

            Л.Н. Толстой.

Из учебника Е.И. Никитиной «Русская речь. 5 класс»

174 слова

                                 

Карта текста

  1. Вопросы на восприятие текста.

Почему плакала женщина?

Кто спас её дочку?

  1. Пропущенные слова: дети, молчат, пожарными, посылают, вытаскивать,  спасла, плакала,  говорила,  осталась,  скрылся, бросилась, плакала, жива,  осматривали,     рвался,  живое, пустили,  побежала,   рассмотрел, расхохотались,  куклу.

Приложение 6

     Меня не удовлетворяют словарные определения слова      …       . «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или скупость, корыстолюбие  (это из одного из лучших словарей русского языка – четырехтомного, первый том его вышел в 1957 году). В принципе это определение четырехтомного «Словаря» верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления      …       в человеке.       …       –  это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума,  крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества.       …      в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим.

     Иное дело   –   разумная      …      ;      …       – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум,      …      овладевает умом. ##

Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

СПб.: Издательство «Logos», 2007. Письмо шестнадцатое

120 слов

8-9 классы

Карта текста

1. Как можно озаглавить текст? О каких чувствах говорит Д.С. Лихачев в своем письме?

2. Пропущенные слова: жадность, жадности, жадность, жадность, бережливость, жадность, жадность.

  1. Какие средства связи предложений используются в данном тексте?

1) синонимы (жадность, корыстолюбие,  скупость);

2) лексический повтор (определения, определение; жадность, жадности, жадность, жадность,  жадности, жадность; бережливость, бережливостью);

3) местоимения (оно, которое, она, ее)

Какими типами сложных предложений пользуется автор?

Объяснить постановку тире в предложениях.

     

 

Приложение 7

     Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

     Надо иметь       …      в жизни. Хорошо  их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

     Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с      …     , чтобы не стыдно было вспомнить.

     …     требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

     Ради  достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

     Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. #

Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

СПб.: Издательство «Logos», 2007. Письмо пятое

130 слов

8-9 классы

Карта текста

  1. Как Лихачев понимает смысл жизни?
  2. Пропущенные слова: принципы, достоинством, достоинство
  3. Как явление синонимии помогает автору выразить главный смысл текста?

Какие сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи имеются в тексте?

В каком предложении есть обособленный член предложения?

     

Приложение 8        

 

Когда      …      плохое, я так легко и с удовольствием      …      , и некуда скрыться, и всё задевает и даже царапает. И если в таком настроении зайти в книжный магазин, то ничего не получится выбрать. Потому что заходишь и видишь – что-то совсем нет     …      книжек. Да что книжки! Даже если зайдёшь в супермаркет, и ходишь, ходишь вдоль этих бесконечных полок, и думаешь -  что-то вообще     …      нету, купить вообще       …        !

А просто ничего и не хочется, поэтому нечего покупать.  Но ты же заработал деньги. Ты их заработал, ты их не нашёл, тебе их не подарили.  Поэтому надо как-то себя     …     .  И ты покупаешь дежурную бутылку кефира или минеральной воды, и идёшь к кассе. А за кассой сидит женщина с большой причёской, блестящим золотым зубом – такая, на которую легче всего раздражаться. Но она почему-то     …       взяла у тебя деньги, по-своему как-то пошутила, ты дежурно     …        в ответ, а она посмеялась этой шутке, посмеялась по-настоящему, громко и весело…

И настроение улучшилось.   Посмотришь – и кажется, что жизнь твоя не так уж бессмысленна. #  

         Евгений Гришковец «Настроение улучшилось»,

фрагмент из сборника «Планета», М.: Зебра Е, 2005

158 слов

Карта текста

1. Вопрос на восприятие: как контекст фрагмента оправдывает  заглавие книги «Настроение улучшилось», из которой он взят?

2. Пропущенные слова: настроение, раздражаюсь, хороших, ничего, нечего, порадовать, весело, пошутил.

3. Задание: найдите просторечие и обоснуйте его допустимость в этом фрагменте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...

Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими высокие учебные способности на уроках русского языка и литературы

Учащихся, имеющих такие особенности, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и способностей,  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, к...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...