Применение технологии критического мышления в учебной деятельности.
статья по теме

Кузьмина Инга Валерьевна

 

 Так  как  современная  школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, которая обладает  определенным опытом и способна  ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления приобретает особую актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Умеющие мыслить умеют  задавать вопросы.

                                Э. Кинг

Технология развития критического мышления. 

"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

Я.А. Коменский как то сказал, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний уложенный в голову ученика, является целью образования, а то, как он сумеет с ней работать и применять ее в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Именно этого, по моему мнению, с помощью применения технологии критического мышления можно добиться.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США.  Она тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, что как раз актуально в наше время.  В основе данной технологии  лежат  идеи  о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. А если же учитель даёт ученику уже готовое задание и требует от него воспроизведение сказанного, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Отсюда следует, что  “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии критического мышления.  

Зададим вопрос: «Какое мышление называется критическим?»

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

  •  способность ставить новые, полные смысла вопросы;
  •  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
  •  принимать независимые продуманные решения.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

-Что я знаю?

-Что я узнал нового?

-Как изменились мои знания?

-Где я смогу применить полученные знания?

Цель применения: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).

Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это  совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. 

Рассмотрим каждую фазу отдельно.

1 фаза.    Вызов - начальная фаза.  Она предусматривает активизацию ранее полученных знаний.

Цель:

-Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

-Активизация деятельности учащихся. 

-Формирование мотивации на учебную деятельность.

-Постановка учащимися  индивидуальных целей в учебной деятельности.

Приемы: 

  • «Мозговой штурм». 
  • Прогнозирование.
  • Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания). 
  • Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте .
  • Корзина идей.
  • Кластер.
  • Таблица «З–Х–У».

2 фаза.  Осмысление содержания.  Она предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.

Цель:

-Получение учащимися  новых знаний.

-Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым. 

-Освоение способа работы с информацией. 

-Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Приемы:

  • Чтение текста с маркировкой по методу «Insert».
  • Выделение ключевых слов подчёркиванием.
  • Таблица «З–Х–У».

3  фаза.  Рефлексия.  Это стадия размышления. Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия, построить дальнейший маршрут обучения. 

Цель:

- Присвоение нового знания.

-Создание целостного представления о предмете изучения.

-Постановка новых целей в учебной деятельности.

-Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.

Приемы:

  • Творческая работа – синквейн.
  • Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  • Ведение дневника.
  • Письмо другу.
  • Достраивание кластера из ключевых слов.
  • Перепутанные логические цепи.

Рассмотрим функции трех фаз технологии развития критического мышления с помощью таблицы:
 
 

Вызов  

-Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).

  -Информационная

 (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме).

 

 -Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания 

  

-Информационная (получение новой информации по теме)

 

 -Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

Рефлексия 

 

-Коммуникационная

 (обмен мнениями о новой информации).

 

 -Информационная (приобретение нового знания).

 

 -Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

 

-Оценочная

 (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса).

Рассмотрим подробнее некоторые приемы технологии критического мышления, такие как:

«Кластер», «Инсерт»,  “Я уже знаю”, «Двойной дневник», “Лови ошибку”, «Зигзаг», «Мозговая атака», «Перепутанные логические цепочки», «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ), «Взаимоопрос», «Кубик. Грани», “Верю-не верю”, «Ключевые слова», “Плюс – минус – интересно(?)”, «Синквейн».  (Презентация).

Подведем итог. Технология критического мышления:

  1. Формирует самостоятельное мышление.
  2. Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
  3. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
  4. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

И так как  современная  школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Применение технологии критического мышления на уроках истории

Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов...

Презентация: "Применение технологии критического мышления в учебной деятельности".

Данная презентация позволит более наглядно раскрыть тему: "Применение технологии критического мышления в учебной деятельности"....

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...