О сущности взаимодействия школы и музея в социально-партнерских отношениях// МИр науки, культуры и образования-2013 - №4 - с.106-108
статья по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

                                   

 Социальное партнерство – это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности подростка. Современная система образования – является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который  обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherkesova_e.v._statya_vak_no2.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.013.42

About the nature of interaction between the school and the museum in the social partnership

ABSTRACT: The social partnership is one of mechanisms of formation of civil and patriotic qualities of the person of the teenager. The modern education system – is the initiator of social partnership which help to solve a complex of educational tasks. As the ideal social partner for school the museum which provides sociocultural space for the solution of problems of civil and patriotic education of school students acts. 

KEY WORDS: социальное партнерство, a citizenship, patriotism, values, the qualities of the personality.

Черкесова Екатерина Владимировна, аспирант кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова(УЛГПУ), специальность «13.00.01», г. Ульяновск. E-mail: ketcher2009@rambler.ru

О  сущности взаимодействия школы

и музея в социально-партнерских отношениях

Аннотация: Социальное партнерство – это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности подростка. Современная система образования – является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который  обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: социальное партнерство, гражданственность, патриотизм, ценности личности,  качества личности

Современная система образования отражает мировые процессы глобализации общества. Одной из глобальных тенденций выступает социальное партнерство на уровне определенных социальных институтов как взаимно заинтересованных в сотрудничестве, в частности, школы как социального института и музея как социокультурного учреждения, что направлено на решение общей задачи – воспитание «вселенной» личности в процессе социализации учащихся. Социальное партнерство можно рассматривать как социокультурный фактор социальной действительности и как социокультурный механизм социализации личности школьника. Его необходимость в настоящее время не вызывает сомнений, но сохраняется неразрешенной проблема развития реального социального партнерства, продуктивного и взаимовыгодного, в частности, школы и музея, в развитии гражданско-патриотических качеств у школьников подросткового возраста.

Термин «социальное партнерство» трактуется по-разному. Одни понимают его как метод регулирования конфликтных ситуаций [1;3]. Другие как сложный социальный процесс [1;5]. При разбросе мнений очевидно, что социальное партнерство – это определенные взаимоотношения между людьми, складывающиеся с целью взаимопомощи друг другу при решении социальной проблемы посредствам определенных согласительных процедур. Как считают ученые, социальное партнерство – это практика многих процедур для совместного выработки решения и совместного решения ответственности.

Социальное партнерство, согласно точке зрения Крыловой Н.Б. – это способ организации совместной деятельности, которая выражается на базе развитых разнообразных форм сотрудничества по целенаправлению: сотрудничество в социальной сфере, в правовой сфере и информационно-образовательном пространстве школы [2; 87]. Мы, в свою очередь, предлагаем рассматривать социальное партнерство на нескольких образовательных уровнях: уровень низового социального партнерства – это организация партнерских отношений внутри образовательного учреждения, где равноправными партнерами признаются педагоги и учащиеся; переходный уровень социального партнерства, когда школа выходит за рамки собственного образовательного пространства, контактируя с представителями иных сфер общественного производства; продуктивный уровень социального партнерства, который проявляется в том, что система образования сама инициирует и устанавливает партнерские отношения. На наш взгляд, продуктивный уровень социального партнерства связан, прежде всего с взаимовыгодным сотрудничеством социальных партнеров в решении задач, поставленных ими перед собой.

Важной проблемой современной образовательной системы является «застой» в кадровой структуре самой школы, выраженной в неготовности педагогов к установлению социального партнерства школы и музея, к использованию социокультурных и образовательных возможностей этого партнерства в воспитании и развитии школьников. Педагоги не готовы к установлению социального партнерства на низовом уровне и не видят педагогических смыслов и целесообразности такого партнерства вне системы образования. Это подтверждает статистика опроса, проведенного среди педагогов коллектива одной из гимназий города Ульяновска. Референтное анкетирование состояло из нескольких базовых уровней: первого – теоретического, самого простого, – раскрыть содержание термина «Социальное партнерство», второго уровня – деятельностного, когда учителю предлагалось создать набор условий для обеспечения процесса социального партнерства. По результатам анкетирования оказалось, что содержание смысла социального партнерства педагоги понимают как взаимодействие школы и музея, то есть совместно организованную деятельность. Подобную позицию мы находим в педагогической науке у Н.Б. Крыловой, которая писала о партнерстве как способе организации совместной деятельности выражающейся в разнообразных формах сотрудничества [2;123].  Хоменко И.А. констатирует, что одним из стратегических направлений модернизации российского образования является именно социальное партнерство как особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующейся доверием, общими целями и ценностями [3;8].  Следует заметить, что педагоги-практики, работающие в гимназии не выделяют ни аспекта равных партнерских отношений, ни аспект об участниках партнерского взаимодействия.

На третьем этапе предполагалось выполнение задания, которое звучало так: «Перечислите участников социального партнерства в учебно-воспитательном процессе для формирования гражданско-патриотических качеств у школьников в порядке убывания». В опросе участвовало 58 педагогов, работающих с учащимися разных возрастных групп. Шкала ответов в процентном соотношении выглядит следующим образом: учреждения системы дополнительного образования детей – 53,7%, музей – 34,2%, родители – 8,7%, учреждения культуры – 3,4%.

Данные опроса свидетельствуют о наличии стереотипных педагогических взглядов, что партнером педагога в воспитании выступает социальный институт общества. Достаточно низким оказался показатель взаимодействия учителя, школы и родительского сообщества. Самым низким показателем и в каком-то смысле абсолютным, подтверждающим «фундаментальность» педагогических взглядов на суть социального партнерства, является тот факт, что педагог не рассматривает ученика как равноправного партнера социально-образовательного процесса. А это означает, что и в образовательном процессе школы сотрудничество учителя и ученика как партнерство – нечастое явление.

Бесспорным является факт, что для сотрудничества учителя и ученика в образовательном процессе как своеобразного партнерства в решении образовательных задач (обучающих, воспитательных, развивающих)  необходима мотивация педагогического сообщества. Так и в социальном партнерстве школы и музея необходима мотивация педагогов, которые  выбирают формы совместной деятельности целесообразно потребностям и интересам учащихся, задачам воспитания юных граждан, в частности, развития гражданско-патриотических качеств подростков.

Можно констатировать, что социальное партнерство системы образовательного учреждения строится чаще на основаниях стадии «переходного уровня», когда школа периодически учувствует в социальных контактах, носящих фрагментарный характер социального взаимодействия и создающий иллюзию партнерства, что может стать препятствием для развития полноправного и полноценного социального взаимодействия школы и музея как партнеров. Взаимодействие социальных партнеров обладает рядом признаков: оно предметно, понятно противоположной стороне, ситуативно и носит субъектно – субъектный характер. П. Сорокин, обязательным условием считал то, что участники партнерства должны использовать одни и те же символы самовыражения, которые могут отражать обмен идеями, импульсами и чувствами [4].

         Исследование обнаружило, что большинство педагогов не выделяют особенностей  социального партнерства  школы и музея в образовании школьников, не осознают необходимость совместно принятых решений в их  взаимодействии (договорных, организационных и др.); не видят социальное партнерство явлением современной социальной действительности; не понимают назначения социального партнерства школы и музея как социокультурного механизма в процессе формирования гражданско-патриотических качеств личности школьника подросткового возраста.

Вместе  с тем в музейной педагогике признается, что идеальной образовательной средой для реализации комплекса задач гражданско-патриотического воспитания школьников является музей. Рассматривая музей в системе социального воспитания, ученые отмечают, что он располагает богатым социально-воспитательным потенциалом; позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность; создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания подрастающего поколения [5;214]. Для нашего исследования, интересен и тот факт, что музей, как социальный партнер школы, занимает вторую позицию в рейтинге ответов, что может быть связано с тем, что музей по-прежнему ассоциируется лишь с функцией просвещения (знаниевой)  и идеологической функциями.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства в области гражданско-патриотического воспитания объективно связана с тем, что основные его субъекты – школа и музей как социокультурные институты не могут эффективно реализовать свои интересы без взаимодействия друг с другом, говоря другими словами, им трудно обойтись друг без друга в достижении своих задач. Педагог О.В. Швейдер считает, что социальное партнерство  – это особая сфера социальной жизни детей, делающая вклад в становлении их гражданственности [6;7]. Так речь идет о том, чтобы дети как равноправные партнеры включались в сотрудничество в условиях социального партнерства.

Сотрудничество музея и школы мы представляем в виде разноуровневой пирамидальной системы.  Самой низкой стадией развития партнерства выступает знакомство, когда равноправные участники вырабатывают общие цели, ценности и ресурсное обеспечение сторон; эту стадию можно рассматривать как создание ситуации социального партнерства. Предполагается вынесение на всеобщее обсуждение вопросов о необходимости и сущности сотрудничества музея и школы: какие формы сотрудничества будут более эффективными? что думает о развитии сотрудничества каждая из сторон? как организовать сотрудничество, чтобы ребенок мог проявить способности и инициировать себя в системе социального партнерства?

Вторую стадию партнерства музея и образовательного учреждения мы называем стадией социального действия. Когда проектируется образовательная модель социального партнерства. Эту стадию можно назвать стадией «мотивированного содействия», когда совпадают мотивы и школы и музея, когда они взаимно начинают реализовывать цели своей деятельности, т.е. начинают, т.е. начинают свои партнерские отношения.

Завершающей стадией выступает собственно партнерство (его можно назвать «действенным партнерством»), которое предусматривает долговременные взаимоотношения сторон, основанные на добровольном и совместном участии и взаимной ответственности. Именно здесь партнеры испытывают максимальное доверие к инициативам друг друга, заинтересованность личного вклада в общественное дело. Школа разрабатывает программу развития образовательного учреждения как документ – перспективу на социальное сотрудничество с социокультурными учреждениями, где прописываются все компоненты модели социального партнерства школы и музея.

Обратим внимание на то, что происходит поэтапное формирование социального партнерства  между музеем и школой, путь от «мотивированного содействия» к взаимодействию и продуктивному сотрудничеству, действенному партнерству. Как отмечают некоторые авторы, идеальная модель партнерства – это действующая система деловых, продуктивных отношений субъектов в образовательном, организационном и социальном пространствах [7;143].

Бесспорно, музей и школа – это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка. Общество переживает цивилизационный кризис и интеграционные процессы мирового сообщества, а музей как хранитель и транслятор культурного наследия дает возможность увидеть мир многогранным, сохраненным, устойчивым в своей культуре. Современная доктрина образования не только не опровергает этого постулата, но и подключает музей как социокультурный институт к процессу формирования личностных характеристик школьников. А партнерские отношения между школой и музеем в масштабах государства, которые пока носят эпизодический характер, это неизбежная характеристика  современного социально усложняющегося мира, в котором развивается образовательное пространство.

Ссылки

  1. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России — от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству. М.: Спец. приложение к бюллетеню «Конституционный вестник», 1993 г.
  2. Крылова Н.Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы/ Н.Б. Крылова// Библиотека журнала «Директор школы» №6 – 2010, Москва «Сентябрь» - 224 с
  3. Макеева И. А. Музей в системе социального воспитания [Текст] / И. А. Макеева // Молодой ученый. — 2011. — №1., 214].
  4. Сорокин П. А. Социологические теории современности : Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. исслед.» / [Пер. и предисл. С. В. Карпушиной]; АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме АН СССР. — М.: ИНИОН, 1992. — 193 с.
  5. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства./ И.А. Хоменко// Педагогическое обозрение – 2008-№4 с. 7-8
  6. Швейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы./ О.В. Швейдер// Педагогическое обозрение – 2008-№4 - С.9-10.
  7. Крылова Н.Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы/ Н.Б. Крылова// Библиотека журнала «Директор школы» №6 – 2010, Москва «Сентябрь» - 224 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы по формированию у ребят сознательного отношения к собственному здоровью и личной безопасности

Взаимодействие семьи и школы в воспитании у ребят сознательного и ответственного отношения  к собственному здоровью и личной безопасности. Материал может быть использован для родительского собран...

Взаимодействие гимназии и музея как средство гуманитаризации образовательного процесса

Социальный заказ времени - культурная личность, обладающая устойчивой системой ценностных ориентаций. Поставленной цели можно достигнуть через создание образовательной среды, интегрирующей культурный ...

Повышение познавательной активности школьников через взаимодействие с краеведческим музеем г. Когалыма

Положительным воздействием на формирование разносторонне развитой личности является систематическая связь школьника с социумом: участие в социальных проектах, экскурсии на предприятия, знакомства с ме...

Формирование эстетического отношения к науке на уроках естественного цикла

Несколько приёмов формирования эстетического отношения к физике и математике....

Повышение познавательной активности школьников через взаимодействие с краеведческим музеем г. Когалыма

Положительным воздействием на формирование разносторонне развитой личности является систематическая связь школьника с социумом: участие в социальных проектах, экскурсии на предприятия, знакомства с ме...

Анкета для родителей «Культура взаимодействия школы и родителей»

Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. З основу взята работа Н.В. Калининой ,  Л.А. Лукьяновой « Удовл...

Взаимодействие школы и семьи как фактор повышения педагогической культуры родителей.

  В статье рассматривается проблема современного образования и воспитания школьника с точки зрения взаимодействия участников этого процесса. Отмечаются острые моменты современного состояни...