"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"
учебно-методический материал по теме

Полосинов Виталий Иванович

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedproekt.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. ЗЕЛЕНОКУМСКА

Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

        Полосинов Виталий Иванович,

        учитель истории и обществознания.

Зеленокумск, 2012.


Введение

        

Кто верит в Русь, тот знает,

что вынесет она все решительно

и останется в сути своей такой

же прежней святой нашей Русью,

как была.

Ф.М. Достоевский

Я, Полосинов Виталий Иванович учитель истории и обществознания, с ноября 2012 года работаю в школе № 2. Мой педагогический стаж составляет 12 лет.

Считаю, что в настоящее время гражданское образование становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

В концепции модернизации российского образования сказано:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Сегодня, когда на фоне различных глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.

В июле 2005 года правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 гг.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы

воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».

Современный образовательный процесс должен готовить обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной  сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках истории, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном,  практикоориентированном,  деятельностном подходах к преподаванию предмета «История» основана моя педагогическая  деятельность.

                        УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

        АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

                ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

        Я преподаю свой предмет во второй ступени образования. Это 5 - 9 классы, где предмет является базовым. На изучение предмета учебным планом отводится всего 2 часа в неделю.  Кроме того  я столкнулся с рядом педагогических  проблем, среди которых:

        Первая проблема - специфика социума школы. Часть обучающихся нашей школы из неполных семей, семей среднего и ниже среднего достатка. У  30% учащихся нет возможности иметь свой компьютер, свою небольшую домашнюю библиотеку, оснащенную современными энциклопедиями (в печатной или электронной версиях) и, конечно, нет свободного доступа к сети Интернет.

В связи с особенностями  контингента обучающихся возникает потребность осуществления школой в целом, и мною, как учителем- предметником, в частности, компенсаторных функций семьи, в первую очередь, в сфере создания условий для получения качественного образования, соответствующего современным требованиям открытого образовательного пространства, где ценятся не столько сами знания, как умения их применять.

Специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный  процесс таким  образом, чтобы  выпускник школы был

компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни.

Другими словами, за 2 часа учебного времени, определенного учебным планом на изучение предмета «История», мне необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

Вторая проблема - деидеологизация  всех сфер  общественной

жизни. Следствием этого явилась ситуация духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями.

Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Этому в немалой степени способствовали учебники истории конца 20 века. И в 21 веке  учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач. Это потребовало от меня пересмотра рабочей программы в части увеличения числа практикоориентированных  уроков  и ведения дополнительного образования, которые позволили моим ученикам формировать патриотизм на основе усвоения значимости России в мировой истории, гордости за деяния соотечественников.

        Третья проблема заключается в том, что ни в одном из современных учебников по истории не указаны праздники России – государственные и воинской славы. Такие праздники во многих странах являются святыми днями, вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школах.

Считаю, что историческое наследие страны – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботиться о его сохранении.

Поэтому инновационные педагогические технологии призваны способствовать формированию патриотической компетенции на уроках истории России. Результатом патриотического воспитания становится развитие у выпускников школы активной нравственной и жизненной позиции. Они могут оценивать события отечественной истории на основе личностной ценностной ориентации.

        Четвертая проблема – в учебниках истории не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра 1, М. Сперанского, Александра 2, Л.Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, Г. Жукова, Р. Зорге, С. Королева, Ж. Алферова и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.

        Например: историк С.М.Соловьев, писатель Ф. М. Достоевский, общественный деятель В.И. Ульянов (Ленин) – всегда желали поражения России в войнах: Соловьев и Достоевский – в Крымскую 1853 – 1856гг., Ленин – в  Первую мировую 1914 – 1918гг. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?

Если отойти от идеологических и других пристрастий, то не трудно понять, что все они – истинные патриоты России. И Ф.Достоевский и С. Соловьев любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, по – разному. Считаю, что патриотическая компетенция включает в себя развитие гражданственности, ответственности за свои поступки.

Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Таким образом,  проблема формирования патриотической  компетенции современного школьника  предполагает  создание  основ  для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма.  Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной  позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся  обществе.

Разработка и реализация  профессионального педагогического проекта обусловлены изменением требований к подготовке выпускников школы, и переориентацией технологий обучения, дополнение знаниевого подхода к обучению личностно - деятельностным и компетентностным подходами. Проект дал мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать комплекс современных условий для формирования патриотической компетенции через систему дополнительного образования и внедрения  инновационных педтехнологий.

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы. Кроме того, проект повторяем, он может быть реализован в любом образовательном учреждении, где имеется потенциал для создания социально значимых патриотических проектов.

Основными путями решения профессиональных проблем стали:

1. Создание учебно – методического комплекса: разработка курсов дополнительного образования (Приложение 2)включенных  в положение о создании военно-патриотического казачьего клуба в МОУ СОШ №2 г. Зеленокумска для организации внеклассной деятельности направленной на внедрения регионального казачьего компонента (Приложение3).

2. Создание условий для формирования у обучающихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в

    а) формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;

    б) изучении истории страны через историю своей семьи;

    в) применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки изучения истории казачества на Северном Кавказе.

    г) наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;

    д) индивидуализации работы с одаренными детьми – организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

        Программа, которую я  использую в своей деятельности, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные  связи.

        В качестве учебно – методического комплекса, поддерживающего обучение на 2 ступени образования, мною выбран комплект под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (базовый курс). Указанный УМК отвечает моим требованиям, как учителя и соответствует:

        *стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения;

        * современному уровню базовой науки;

        * возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

Выбранный мною учебно – методический комплект

        * обеспечивает преемственность содержания  образования;

        * раскрывает  межпредметные связи;

        * позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию;

        *активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования;  

        Кроме того, учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и

науки РФ к использованию в образовательном процессе.

        Для развития практических навыков учащихся на базе кабинета мною организована работа военно-патриотического казачьего клуба.

        Так как я работаю в условиях реализации патриотического образования несколько лет, мною разработан ряд курсов дополнительного образования, которые  реализуются за счет кружковой работы, и   предусматривают индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность, а также практические занятия.

Разработанный курс дополнительного образования обеспечивает развитие навыков и действий, позволяющих обучающимся решать практические задачи, принимать осознанное участие в социальных акциях, создавать и публично представлять ученические достижения, участвовать в различных военно-прикладных соревнованиях и казачьих играх.

                Программы курсов рассчитаны на различный контингент учеников(12-17 лет), но цели достаточно ясны и понятны: -углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

-развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения на основе исторического анализа их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к истории Отечества, для решения вопроса о том, что подлежит возрождению и внедрению в сознание и психологию современного человека, жителя Северного Кавказа;

-формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;

-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

- укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.

КАЧЕСТВО РЕСУРСНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

                                                                                Переход на реализацию федерального компонента государственных стандартов общего образования по предмету «История» я начал с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета (материально – технических, научно – методических, организационных, информационных, финансовых).

        В кабинете «Истории», заведующим которым я являюсь аккумулированы разнообразные информационные источники: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, хрестоматии, печатные издания СМИ. Мною собрана значительная по объему и содержанию медиатека.

        Современное оснащение кабинета является основным ресурсом  для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно – коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для для  формирования патриотической компетенции.

        В кабинете созданы здоровьесберегающие условия. Интерьер кабинета истории оформлен согласно санитарно – гигиеническим требованиям, а именно: стены оклеены светлыми обоями в соответствии с цветовой гаммой, определенной рекомендациями СанПИН.

Кабинет зонирован в соответствии с функциональным назначением (удобное рабочее место учителя и обучающихся, компактные места для хранения учебного оборудования, зеленая зона отдыха, библиотека.). Мебель соответствует ростовым группам.

 

УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

        Считаю, что путями повышения профессионального и специального мастерства учителя истории, являются объективные и субъективные факторы, среди которых:

  • оптимизация использования материально – технической и учебно - методической базы кабинета истории;
  • систематизация учебно – методического обеспечения кабинета истории в соответствии с современными требованиями, изложенными в Федеральных перечнях минимального оснащения и оборудования учебных кабинетов;
  • формирование общегражданских ценностей через участие в общественной жизни и межличностное взаимодействие;
  • привлечение педагогической и родительской общественности  к решению проблем в области  формирования патриотической  компетенции у современных школьников;
  • участие в конкурсах повышенного уровня в области истории – олимпиадах, конференциях;
  • разработка программ элективных курсов, кружков, клубов в соответствии с социальным заказом; привлечение к занятиям максимального числа обучающихся, педагогов, родителей;
  • прохождение в установленные сроки базовых курсов переподготовки и повышения квалификации; систематическое повышение специальной компетенции учителя истории, в том числе путем самообразования.

ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Стратегическая цель и задачи проекта

                Стратегической целью проекта является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к  недоброжелателям России посредством  патриотического образования учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:

  • формирования понимания Родины на различных этапах развития России;
  • формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;
  • формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;
  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • формирование специальных и исследовательских умений и навыков;
  • использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

                Задачи проекта заключаются в следующем:

                1. Усилить практикоориентированную содержательную линию курса по истории для 5 – 9 классов   развивая  критическое мышление в учениках, использовать инновационные педагогические технологии в учебном процессе, что продиктовано современными тенденциями и требованиями к подготовке выпускников основной школы – умение действовать, применять полученные знания в практических ситуациях.

                3. Вовлечь максимальное количество обучающихся в различные активные формы изучения предмета, поддерживающие развитие патриотической компетенции.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

                        Основой формирования  патриотической  компетенции, по моему мнению, является урок и внеурочная деятельность педагога.

Применяя критическое мышление и сопоставляя факты, добытые современными учеными и историками можно сделать ошеломляющие выводы на уроках истории:

-в современной хронологии очень много «белых» пятен и пробелов, которых по идее не может быть;

-Господин Великий Новгород оказывается на месте современного Ярославля;

-Куликовская битва проходила под Москвой, а не на слиянии Дона и Непрядвы;

-Орда это название русского войска;

-монголо-татар никогда не было в истории Руси;

-Христос жил в 12 веке нашей эры;

-первый Иерусалим находится на территории Турции, а не Израиля;

-строительство второго Иерусалима описанное в Библии – это строительство Московского Кремля;

-учителями римлян, которых мы преподносим как «учителей Европы», являются этруски, славянские племена, обитавшие в Средиземноморье и на Балканах;

- письменность возникла у славян не с приходом Кирилла и Мефодия, а гораздо раньше, причем на несколько веков.

Считаю,  что вышеперечисленные вопросы как и многие другие подобные требуют нашего пристального рассмотрения, в том числе и на уроках истории в обычной средней школе.  И именно истинное понимание и знание истории рождает тот самый патриотизм, которого нам не хватает. Но патриотизм в масштабах страны не может существовать без «регионального» патриотизма, то есть знания истории своей малой родины. И здесь не обойтись без внедрения регионального компонента, но он должен быть целостным и  проблему формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей «Малой родине» - Северному Кавказу, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Считаю, что  для решения этой проблемы есть только один способ – применять инновационные педтехнологии на уроках истории с целью «стимуляции» патриотизма, и способствовать на Ставрополье появлению казачьих классов и патриотических клубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"

Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного ...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Технология «Карусель»Технология «Театр»Технология «Социологический опрос»...

Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии

ПРОЕКТ Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии...