эмоциональное развитие детей
методическая разработка на тему

Грудинина Наталья Васильевна

детско-родительский проект

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие эмоциональной сферы детей»

Замечали ли вы, как интересно наблюдать за развитием ребёнка, как с каждым днём ваш маленький человечек не просто узнаёт что-то новое, а ещё и по-своему проявляет то, что он узнал и освоил. На мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает демонстрировать ваш малыш.

Эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе лично. Часто эмоциями называют то, что регулирует поведение человека. Например, тревога или страх защищают нас от опасности, скука и разочарование позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, таким образом, экономя силы, а что-то интересное способствует приливу сил, отодвигает усталость, вызывает удовольствие. Но это только одна сторона медали.  Другая заключается в том, что ещё наши эмоции воздействуют на окружающих нас людей положительно, отрицательно или нейтрально.

В процессе развития ребёнка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днём у ребёнка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.

Качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые в силу своей занятости или каких-то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение  в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие ребёнка. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском саду, очень важна и актуальна.

Маленький ребёнок реагирует на окружающий его мир аффективно.  Аффект- сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. В отличии от чувств, которыми можно управлять, аффект возникает помимо воли человека и подавляется с большим трудом.

Другими словами, ребёнок реагирует эмоционально на то, что воспринимает непосредственно « здесь и сейчас». Его эмоции менее осознанны ,чем у взрослого. Они могут так же мгновенно вспыхнуть, как и быстро угаснуть. Молниеносный переход от смеха к слезам и обратно не должен вас удивлять, это особенности эмоционального развития ваших малышей. Просто ваш ребёнок пока не умеет управлять своими эмоциями так же хорошо, как взрослый, он не может утаить своих чувств, у него всё на виду. Непосредственность ребёнка, его отзывчивость и искренность порой удивляют взрослых.

Часто дети в возрасте 3-4 лет испытывают не только положительные эмоции, но могут кратковременно впасть в состояние гнева, раздражения, недовольства. Причём смена настроения ребёнка обычно вполне обоснована. В отношении ребёнка будет справедлива формула – если меняется настроение, ищи почему.

Но есть такие родители, которые требуют, чтобы их ребёнок не допускал проявления отрицательных чувств, и даже могут наказать их за то, что он их показывает, вместо того, чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребёнка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучии в отношениях. Взрослый на то и является взрослым, чтобы научить ребёнка, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Ему, взрослому, необходимо научиться чутко подбирать формы эмоционального воздействия. Они не должны быть или возникнуть стихийно, «по настроению» взрослого, а должны являться формой воспитания.

Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры.



Предварительный просмотр:

Анкета

Ф. И. О. ребёнка __________________________________________                                            

Ф. И. О. родителей_________________________________________

  1. Как Ваш ребёнок засыпает?
  • Быстро
  • Медленно
  • Требует, чтобы с ним сидели
  • Требует, чтобы не гасили свет

  1. Как он спит?
  • Крепко, спокойно
  • Неспокойно
  • Вскрикивает
  • Плачет
  • Разговаривает во сне
  1. Как просыпается?
  • Сразу
  • Не сразу
  1. В каком настроении просыпается Ваш ребёнок?
  • Весёлый, спокойный
  • Раздражительный
  • Грустный
  • В слезах
  1. Как он ест?
  • Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам
  • Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых
  1. С каким настроением Ваш ребёнок идёт в детский сад?
  • Радостное
  • Иногда не хочет
  • Часто отказывается
  • Капризничает
  • другое
  1. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?
  • Трудности в отношениях с воспитателем
  • Трудности в отношениях со сверстниками
  • Привязанность к матери
  1. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребёнка?
  • Да
  • Иногда
  • нет
  1. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?
  • В тёмной комнате
  • При наказаниях, криках
  • При недовольстве взрослых его поведением
  • Когда слушает страшную сказку
  • Когда видит собаку, змею
  • Без видимой причины
  1. Как проявляется страх у ребёнка?
  • Плачет
  • Убегает
  • Впадает в ярость
  1. Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным?
  • Часто
  • Никогда
  • редко
  1. Как Ваш ребёнок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают)?
  • Ответное нападение
  • Плачет
  • Проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)
  • Замыкается, «уходит в себя»
  • Уходит, убегает от обидчика
  1. Чему радуется Ваш ребёнок?
  • Игрушке, подаркам
  • Встрече с близкими людьми
  • Встрече со сверстниками, друзьями
  • Когда вы вместе играете
  • Совместным походам в театр, цирк и т. д.
  1. Что вызывает у него огорчение?_______________________________

___________________________________________________________

  1. На что он обижается?________________________________________

___________________________________________________________

  1. Часто ли ребёнок плачет?
  • Да
  • Нет
  1. Какое обычно состояние у ребёнка?
  • Спокойное
  • Плаксивое
  • Возбуждённое
  1. Как быстро проходит у него переживание?
  • Быстро
  • Не очень быстро
  • Через длительное время
  1. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к сверстникам во время игры?
  • Доброжелательность
  • Агрессивность
  • безразличие
  1. Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми?
  • Уравновешенный
  • Терпеливый
  • Чуткий
  • Уступчивый
  • Приветливый
  • Вспыльчивый
  • Любит чаще командовать, чем подчиняться
  1. Каким образом ребёнок отстаивает свои интересы?
  • Находи аргументы
  • Спрашивает
  • Вежливо требует
  • Агрессивно требует
  • плачет
  1. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
  • Прямого влияния не оказывают
  • Благополучие семейных отношений – это эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду
  • Сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому ______________________________________

_____________________________________________________



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 

               НА ТЕМУ

 « Игра как способ влияния на

развитие эмоций у детей».

(совместно с детьми)

Цель: учить детей и родителей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям; знакомить родителей с играми на развитие эмоций у их детей; создать эмоционально-тактильное взаимодействие родителя и ребёнка, который способствует укреплению эмоциональных отношений, дать возможность снять эмоциональное напряжение у детей и родителей.

Материал:

  1. пиктограммы,
  2. подушки по количеству детей и родителей,
  1. газета,
  2.  игрушки Зайка, Мишка, Солнышко,
  3.  ленты для хвостиков,
  4.  платок,
  5.  гуашь,
  6.  ватман,
  7. вода,
  8.  маски кошек и котят,
  9.  воздушные шары по количеству детей
  10. Фонограмма спокойной музыки
  11. Фонограмма весёлой музыки

Содержание:

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Ребёнок – это солнышко,

                          Ребёнок – это ветер,

                          Ребёнок – это главное,

                          Что есть у нас на свете.

Уважаемые мамы и папы, замечали ли вы, как интересно наблюдать за развитием ребёнка, как с каждым днём ваш маленький человечек не просто узнаёт что-то новое, а ещё и по-своему проявляет то, что он узнал и освоил. На мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает демонстрировать ваш малыш. Самый лучший способ повлиять на развитие эмоций у детей – это игра. Сегодня я хочу вам показать несколько игр на развитие эмоций.

Давайте все вместе сядем на подушки, образуя круг.

В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений.

Ребята, родители, расскажите о том, какое у вас сейчас настроение, и покажите карточку, которая больше всего отвечает вашему состоянию. (дети и родители показывают карточку и рассказывают о своём настроении). А что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (улыбнуться, вспомнить о чём-нибудь хорошем, послушать весёлую музыку и т. д.) Я думаю все сегодня за день устали и предлагаю снять наше напряжение в игре.

Игра «Бумажные мячики»

Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.

 Появляется игрушка Зайка.

Воспитатель: Зайку бросила хозяйка,

                         Под дождём остался зайка.

                         Со скамейки слезть не смог,

                          Весь до ниточки промок.

                                                                      А. Барто

Ой, ребята, посмотрите, зайка грустит и плачет. Что мы можем сделать? (пожалеть).

Дети и родители по кругу жалеют Зайку.

А может быть, мы его развеселим и поиграем с ним?

Игра «Волшебный платок».

Пока играет музыка, все танцуют, как музыка закончилась – присаживаются на корточки и закрывают глаза. В это время ведущий накрывает одного участника платком и потом просит всех открыть глаза и угадать, кого нет.

(Игра повторяется несколько раз)

Зайка: Мне с вами было так весело, и я даже вспомнил свою любимую игру, в которую мы с мамой и папой играем дома.

Игра «Хвостики».

Каждому игроку привязывается лента или шарф. (Совместное привязывание друг другу – мама и ребёнок). Когда зазвучит весёлая музыка, играющие превращаются в котят. Все встают на четвереньки, имитируя движения котят, сначала мамы догоняют детей, а потом меняются, и дети догоняют мам. 

Появляется игрушка Мишка со словами из игры. Воспитатель показывает движения, а дети и родители повторяют за ним.

Мишка косолапый по лесу идёт.

Имитация походки медведя.

Шишки собирает, песенки поёт.

Показываем, как собираем шишки.

Вдруг упала шишка

Правая рука зажимается в кулак и прикладывается ко лбу.

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился

Ножками топаем по полу.

И ногою – топ.

Больше я не буду

«Грозит» указательным пальцем.

Шишки собирать.

Сяду я в машину

Ладошки соединяются и прикладываются к щеке, имитируя сон.

И поеду спать.

Мишка обращается ко всем

А я вижу, вы здесь играете. Возьмёте меня с собой? Я тоже игру интересную знаю.

Игра «Если ты малыш хороший…»

Мамы передвигают свои пальцы по ножке ребёнка, начиная с его лодыжки. Одновременно читают такой стишок: Если ты малыш хороший,

                                                                        А я знаю – ты хороший,

                                                                        Будешь ты сидеть спокойно,

                                                                        Улыбаться и молчать.

                                                                        Когда палец мой проворный

                                                                        Твою маленькую ножку,

                                                                        Твою маленькую ножку

                                                                         Будет быстро щекотать!

Игра «Чепушинка»

Крестик, крестик,

(«Нарисовать» крестик на спинке ребёнка)

Чепушинка

(дотронуться до его носика)

Паучок бежит по спинке.

(пощекотать ему спинку)

А подул холодный ветер,

(нежно подуть ребёнку на шейку)

Задрожали все на свете.

(пощекотать всё его тельце).

Воспитатель: Какое настроение вы испытываете теперь, после таких игр? Покажите радость на своём лице. Давайте мы сейчас своё настроение сфотографируем и оставим на этом листе. А сделаем мы это с помощью красок. Дети рисуют пальчиками на ладонях родителей своё настроение, а потом родители делают отпечатки на листе бумаги.

Коллективная работа «Портрет ладошки».

А теперь помоем наши руки:    Ой, лады,лады,лады,

                                                          Не боимся мы воды,

                                                          Дружно моем ручки, вот так!

                                                          Маме улыбаемся, вот так!

Молодцы, какие чистые у всех руки!

Появляется игрушка Солнышко.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в гости пришёл. Конечно же, это Солнышко. Оно увидело какое у вас хорошее настроение и решило заглянуть к нам.

Солнышко, а ты знаешь, что у нас ребятки тоже солнышки. А вот какие именно, сейчас мамы расскажут. Мамы, какие у вас детки, как вы их называете?

Звучит спокойная музыка. Мамы по кругу передают Солнышко и каждая своему ребёнку говорит ласковые слова.

Солнышко: Какие замечательные у вас детки. И я для них принёс подарок.

(«выносит» воздушные шары и «раздаёт» их детям)

Воспитатель: Дорогие родители! Я очень надеюсь, что игры, в которые мы сегодня с вами играли, вам понравились и вы будете играть в них со своими детьми как можно чаще. И они будут доставлять вам радость, спокойствие и укреплять ваши эмоциональные взаимоотношения.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять.

До свиданья, до свиданья,

Будем вместе мы играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эмоциональное развитие детей

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регули­руют восприятие, внимание, п...

Опыт работы по теме: Социально – эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией.

формирование эмоционально-положительного восприятия у детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок....

Курсовая работа на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника.1.2 Виды игр и их основные качества.1.3 Значение игры для преодоления эмоциональных т...

Упражнения на эмоциональное развитие детей.

Упражнения помогают развитию мышления, эмоциональному самовыражению, закладывает  основы актёрских способностей, позволяет детям знакомиться с тембровыми границами собственного голоса....

О важности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям о том как организовать условия для эмоционального развития ребенка и какое значение оно имеет в его жизни....

Статья "Эмоциональное развитие детей с ТМНР"

Это статья об эмоциональном развитии детей с ТМНР. Эмоциональное   развитие детей  с ТМНР  не зависит  от их умственных способностей, а зависит от того, насколько удовлетворен...

Классическая музыка и эмоциональное развитие детей

Важно, чтобы в детстве у человека оказался «золотой ключик» в волшебный мир красоты, несущий душе светлые, благородные чувства. Главной задачей считаю зажечь в детях искру любви к классической музыке,...