Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернате 1вида.
статья по теме

Чичерина Наталья Александровна

Применение ИКТ на уроках математики при обучении неслышащих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернат 1вида.

                                                                 

                                                                    Учитель математики: Чичерина Н.А.

       Предмет математики в курсе специальной (коррекционной) школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета.

Урок в коррекционной школе строится с учетом следующих особенностей:

- организация урока должна сочетаться с мотивацией и психологическим настроем учащихся на успех;

- развитие ВПФ через специальные упражнения;

- изложение любого материала начинать с повторения;

- материал подавать эмоционально окрашенный ( интонацией, символами,

опорами, знаками)

- самое важное излагать в первой половине урока;

- каждые 10 минут менять вид деятельности учащихся;

- на уроке должно быть максимальное количество наглядности, образцы

выполнения действий;

- учащимся нужно давать не более одной инструкции одновременно;

- во время урока проводить динамические паузы;

- необходимо использовать дифференцированный личностно-

  ориентированный подход к учащимся.

Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики.

     По моему мнению, одним из вариантов решения данного вопроса является использование информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе.

    Использование ИКТ позволяет мне в определенной степени добиться следующих целей:

  • Представить на уроках математики максимальную наглядность. (благодаря настройки изображений, анимаций и др., что особенно важно для глухих учащихся).

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия не слышащих учащихся: зрительный, механический, эмоциональный, слуховой.

  • Повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации)

           Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога    

          ученика с   компьютером, разнообразием и красочностью информации   

          (тексг + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет  

           довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь),  

           используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -  

          выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к  

          ученику. 

        Педагогические воздействия становятся менее авторитарными,

          более демократичными. Компьютерные технологии отличаются

          направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует

          принуждение,оно заменяется уважением к самостоятельности

          учащегося.        

  • Вовлечение учащихся в сознательную деятельность (т.е. учебный процесс)
  • Использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока.
  • Развитие творческих и самостоятельных способностей школьников

     Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. На таких уроках реализуются, как общепедагогические, так и коррекционно- педагогические принципы.

Общепедагогиеские принципы: доступности, наглядности, системности и последовательности, сознательности и активности, научности, связи обучения с практикой, развивающего и воспитывающего характера.

Коррекционно- педагогические принципы: 

- единство коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единство диагностики и коррекции;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

- деятельностный принцип коррекции;

- комплексного использования методов и приемов кррекционно-  

  педагогической деятельности;

- интеграция усилий ближайшего социального окружения.

Такие уроки эффективны вследствие  

  • Значительной экономии времени
  • Возможности большого объема информации, наглядности, эстетичности
  • Дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Вызывают: познавательный интерес у учащихся к предмету, повышает творческие способности школьников.

  1. Так при проведении устных упражнений, речевых зарядок презентация дает возможность оперативно предъявлять задания. А так же позволяет фиксировать устные результаты, корректно реагируя на ошибки.
  2.  Использование презентаций ( или фрагментальное использование ИКТ) возможно при систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. Обычно же при проверке д\з много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.
  3. В процессе объяснения нового материала презентация позволяет учителю показать, выделить на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определенное время появилась нужная информация. У учителя остается больше времени на закрепление т.к. не надо делать записей на доске. Анимация позволяет смоделировать реальную ситуацию. Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление.
  4. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих  традиционного урока: тема, цель, план урока, ключевые понятия.

Использование КТ в 5 классе по теме: « Задачи на движение». Для объяснения нового материала была создана презентация, содержащая основные понятия, определения, рисунки и схемы, а так же задачи на отработку вводимых понятий. Чтобы привлечь и поддержать внимание я применила эффекты анимации.

  1. Презентации к урокам охотно выполняют и сами учащиеся. Особенно  

    им нравится исторические сведения, презентации о жизни ученых. Этот  

    материал можно  использовать на этапе усвоения новых знаний.  Его

    можно показывать  на экране, в то время, как учащиеся работают на

    доске и в тетради.

  1. Задания практикумы активизируют познавательную деятельность  

учащихся, а игровые моменты пробуждают интерес к данной теме и математике вообще.

Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране. Учащийся может проверить себя, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, всегда можно вернуться обратно.

  1. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет  

развивать у детей алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.

Включение в ход урока информационно- компьютерных технологий делает процесс обучения математики интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения ИКТ, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребенка. Однако, не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть математикой «легко». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

    Использование ИТ в учебном процессе способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.            

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы)

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида.

Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида. ...

Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.

Методический материал на тему: "Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида....