Доклад-Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
учебно-методический материал по теме

Запривода Анна Юрьевна

Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную коллективную форму обучения , как урок.

Урок является формой реализации педагогических воздействий , где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. Каждый урок – это сложная организационно- педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, это звено целостного учебно- воспитательного процесса. Но в тоже время урок- это завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения – семинары, лекции, игры, новыми педагогическими технологиями. Использование компьютера на уроке имеет ряд преимуществ: во-первых это удобно, наглядно, практично, во-вторых , это повышает интерес и творческую активность на уроке, в- третьих , использование компьютера усиливает интеграционную составляющую обучения, так как в дальнейшей учащиеся смогут применять полученные навыки и умения в других областях знаний, в- четвертых, знание основных средств диктуется жизненной необходимостью для современного уровня подготовки и развития личности. Насыщенность школьной географии статистическими материалом дает широкое поле деятельности для использования компьютерных средств обучения, это построение графиков, диаграмм, таблиц, т.е учащиеся получают возможность работать с новыми современными технологиями. Главное назначение школьной географии – дать учащимся объективную картину мира, показать её отличия от места к месту. Изучение законов развития природы нашей планеты, причинно-следственных связей, взаимозависимости природных компонентов служит основой для понимания глобальных проблем человечества. Современное образование предполагает наличие у школьников базового образования, которое дает не только знания, но и вырабатывает способность адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные

технологии на уроках

географии

Выполнила :Запривода Анна Юрьевна

Учитель географии

Первая  категория


Введение.


Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную коллективную форму обучения , как урок.

Урок является формой реализации педагогических воздействий , где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. Каждый урок – это сложная организационно- педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, это звено целостного учебно- воспитательного процесса. Но в тоже время урок- это завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения – семинары, лекции, игры, новыми педагогическими технологиями. Использование компьютера на уроке имеет ряд преимуществ: во-первых это удобно, наглядно, практично, во-вторых , это повышает интерес и творческую активность на уроке, в- третьих , использование компьютера усиливает интеграционную составляющую обучения, так как в дальнейшей учащиеся смогут применять полученные навыки и умения в других областях знаний, в- четвертых, знание основных средств диктуется жизненной необходимостью для современного уровня подготовки и развития личности. Насыщенность школьной географии статистическими материалом дает широкое поле деятельности для использования компьютерных средств обучения, это построение графиков, диаграмм, таблиц, т.е учащиеся получают возможность работать с новыми современными технологиями. Главное назначение школьной географии – дать учащимся объективную картину мира, показать её отличия от места к месту. Изучение законов развития природы нашей планеты, причинно-следственных связей, взаимозависимости природных компонентов служит основой для понимания глобальных проблем человечества. Современное образование предполагает наличие у школьников базового образования, которое дает не только знания, но и вырабатывает способность адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде.

Неотъемлемой составляющей современного урока является разнообразная познавательная деятельность учащихся. Деятельность позволяющая развивать творческие способности учащихся, адаптировать учащихся к условиям обучения , раскрывать индивидуальные особенности, формировать умения самостоятельно учиться ( планировать, организовывать, контролировать, оценивать свою деятельность), развивать умения трудиться коллективно, участвовать в различных видах деятельности.

Актуальность темы заключается т.ж и в том , что активные формы обучения и современные педтехнологии способствуют развитию: навыкам продуктивного взаимодействия – способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми, навыкам самостоятельного принятия решений – человек , обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей, навыкам решения проблемных ситуаций – эти навыки дают человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, навыкам работы с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида. Это позволяет свободно ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях., навыкам творчества – способность нестандартно , творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте , знаниях и достижениях других людей.





 Основная часть.


1.Актуальность данного вопроса объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования .

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса проходит недостаточно.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

К концу 20-го века роль знаний во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация.
Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.

Использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Применение компьютера даёт положительный эффект. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений , но и на выработку опыта творческой деятельности. В ходе разработки компьютерного урока следует выделить следующие этапы:

  • Постановка задач активизирующих учебную деятельность,
  • Определение методов решения задач,
  • Составление сценария работы с компьютером,
  • Составление и анализ алгоритмов ( последовательности действий со строго определенными правилами выполнения)
  • Получение необходимых результатов деятельности.


Насыщенность школьной географии статистическим материалом дает широкое поле деятельности и творчества для использования средств MS Excel. Можно использовать при составлении таблиц, диаграмм, делать различные сравнения, вести наблюдения, анализировать. Использование текстового редактора MS Word, написание конспекта, различных проверочных работ, самостоятельных, составление раздаточного материала: дидактические карточки, индивидуальные задания. Возможности использования программы MS Power Point огромны, можно использовать практически на каждом уроке. С помощью этого средства можно создавать презентацию – краткий конспект темы с выделением основных особенностей. Следовательно, современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров и просмотра различных видеосюжетов. Приобщение школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Виды компьютерных программ в обучении географии.
Учебные, Тренажеры, демонстрационные, моделирующие, информационно-справочные, мультимедиа-учебники ,контролирующие


  1. Учебные программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний.
  2. Программы-тренажеры - предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
  3. Демонстрационные программы - предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера. К этому типу можно отнести также и презентационные программы.
  4. Мультимедиа-учебники-компьютерные программы, сочетающие в себе большинство элементов компьютерного обучения.
  5. Контролирующие программы - предназначены для контроля определенного уровня знаний, умений.
  6. Моделирующие программы - важны, когда изучаемый материал сложен, предназначена для «построения» объектов и явлений.
  7. Информационно-справочные - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. Однако компьютеризация образования и досуговая деятельность детей имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Во первых, это возрастание зрительной нагрузки. Так, после традиционных занятий общее утомление наблюдалось у 19% учащихся, тогда как после занятий с компьютером - у 24,2%. Для снятия статистического и нервно- эмоционального напряжения можно использовать физические упражнения, игровые сюжеты.


Упражнение со зрительными метками.

В классе заранее подвешиваются картинки, чтобы они имели определённую логическую связь. Например, размещаем волны под кораблик. Можно использовать при изучении и закреплении темы «Гидросфера».


Методика проведения.

  1. Проводится стоя.
  2. По команде преподавателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз прослеживать движение волн под кораблик. Чередовать четные и не четные номера.
  3. Преподаватель рекомендует переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
  4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно, а можно в случайном порядке.
  5. Скорость перевода взора не должна быть очень большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
  6. Преподаватель должен следить за тем, чтобы дети не поворачивали голову, во время выполнения упражнения.

    Упражнение со зрительными метками и поворотами головы.

    Выполняется, так же как и предыдущее, но с поворотом головы. Игровым объектом может служить, например, материк, на котором надо разместить географические объекты.

    Методика выполнения упражнения.
  1. Выполняется стоя.
  2. Объясняется задача: вот материк, на котором необходимо разместить географические объекты.
  3. Соблюдается следующее условия: стоять прямо, не сдвигая с мест ног, поворачивая одну голову, найти географический объект и назвать его.
  4. Темп выполнения произвольный.
  5. Продолжительность 1 минута.

    2. Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании . Однако и в рамках традиционной системы обучения учитель , используя и внедряя современные педагогические технологии, получает возможность разнообразить формы и методы обучения., т.е в данном случае можно говорить о развивающем обучении. Учитель преподносит учащимся не только готовые знания, а организует умственную деятельность детей, направленную на получение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач. Значительная роль отводится различным средствам наглядности, благодаря которым учитель организует деятельность своих учеников, которые становятся активными субъектами образовательного процесса. Другим важным условием организации и использования современных педагогических технологий является охрана здоровья детей. Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья детского контингента населения страны ставят перед органами управления образованием, администрациями школ, научными учреждениями проблему поиска новых, более совершенных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. В настоящее время основной причиной снижения уровня здоровья населения и в особенности детей являются утрата многих общечеловеческих культурных ценностей и приоритетов(в частности, ценности и уникальности человеческой жизни). Кроме того, проблема здоровья подрастающего поколения связана с социально – экономической нестабильностью, разрушением межнациональных, межкультурных связей, хроническим стрессом и переутомлением. Как же решить данную проблему .

    Умственная работоспособность детей.

    Под работоспособность понимается способность человека развить максимум энергии и достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Концентрация внимания учащихся среднего и старшего звена наблюдается в течение первых 20-25минут, после чего оно снижается, равно как и работоспособность. В середине урока целесообразно включать динамическую паузу. Чередование видов деятельности в течение урока – необходимое условие. Возможно проведение физкультминутки, упражнений, например, на развитие логического мышления, сопровождающееся двигательной активностью, или упражнение, направленное на закрепление или повторение учебного материала Напряженная работа без отдыха, без перерывов не может долго быть эффективной. Что же необходимо предпринять на уроке, чтобы за короткий период времени дать возможность ученикам отдохнуть.


Упражнения, которые снимают утомление с плечевого пояса:


  1. Стоя или сидя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх, 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

  2. Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2- локти свести вперед, голову наклонить вперед, 3-4- локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.


Упражнение для мобилизации внимания
И.П.- стоя, руки вдоль туловища, 1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо, 5- правую руку вверх, 6- левую руку вверх, 7-8- хлопки руками над головой, 9- опустить левую руку на плечо, 10- правую руку на плечо, 11- левую руку на пояс, 12- правую руку на пояс, 13-14-хлопки руками по бедрам. Темп: 1 раз медленный, 2-3 средний, 4-5 быстрый, 6 медленный.
По кабинету размещаются понятия, задача выстроить «волну - понятий», которые могут иметь логическую связь, тем самым задание усложняется, так как ученики должны принять правильное решение, какое понятие выбрать следующим, или понятия никак не связанные друг с другом, уч-ся находят и помещают их на доску. Для такой работы лучше использовать плавные, гибкие линии, так как они зрительно воспринимаются лучше, меньше способствуют усталости глаз, и выполняя это упражнения ученики получают возможность, в период наибольшего снижения работоспособности, перейти к двигательной активности, т. е. таким образом, происходит смена видов деятельности.
Например, при изучении темы «Климат России» составляется список следующих понятий: климатический пояс, атмосферный фронт, циклон, антициклон, осадки, суммарная радиация, устье, литосферная плита, паводок. Задание: выбрать понятия по данной теме и дать определение. Карточка с термином крепится на доску, таким образом, выстраивается «волна-понятий».
Аналогичные задания можно совместить с работой по физической карте. На доске размещается «волна» с названием географических объектов, например по теме «Рельеф России». Задача заключается в следующем: выбрать любую карточку и показать размещение формы рельефа на карте.

 Цветовое сопровождение урока.
Цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них психологическое, а иногда и физиологическое влияние, то позволительно думать, что его роль еще больше важна в воздействии на детей, чей ум более восприимчив, а воображение более импульсивно. Ведь правильно и четко организованное пространство не только влияет на настроение ребенка, но и на его физическое состояние, воспитывает самостоятельность и уверенность в своих действиях. Влияние света и цвета не случайны, а подчиняются вселенским гармоническим законам, законам человеческого бытия. Цвета влияют на организм человека, на его нервную система и сферу эмоций. Они делятся на биологически активные, оказывающие возбуждающее действие на организм,- красный, оранжевый, желтый; и биологически пассивные, угнетающе действующие на нервную систему,- синий, голубой, фиолетовый. Физиологическое воздействие цветов можно свести к следующему:
Красный - проникающий тепловой, увеличивает мускульное напряжение, а следовательно,
кровяное давление и ритм дыхания. Желтый - тонизирующий, стимулирует зрение, успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активизирует умственную работу. Зеленый - успокаивает, дает некоторый отдых уму, пробуждает терпение .Фиолетовый - действует угнетающе влияет на нервную систему, на сердце, легкие и кровеносные сосуды. Коричневый - успокаивает, вызывает депрессию и печаль,
усыпляет, притупляет эмоции. Голубой - снижает мускульное напряжение и кровяное
 давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. При помощи цвета можно доносить до детей необходимую информацию. Какое место может занимать цвет на уроке географии? Это использование цветовой гаммы, для определения настроения в начале и в конце урока.


Цифра 1 характеризует настроение в начале урока, цифра 2 настроение в конце урока. Основными являются: синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность, зеленый - символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, красный - символизирует силу воли, активность, агрессивность, желтый - стремление к общению, любознательность, весёлость, оригинальность.

Так как четыре основных цвета определяют потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, действовать и добиваться успеха, поэтому они имеют особое значение. Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, серый, символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

Способность теплых цветов «выступать», бросаться в глаза позволяет использовать их в качестве сигналов, например для проведения физкультминутки. По кабинету размещаются «сигнальные знаки» (круги: красный, желтый, коричневый, зеленый), по заданию учителя учащиеся находят их. Данное упражнение выполняется стоя, через 25 минут после начало урока, именно в этот период начинается снижение работоспособности учащихся, поэтому важно дать минуту для отдыха.

Цвета можно использовать при проверке заданий. Например, дается ряд терминов, каждому соответствует определенный цвет. Учитель читает определение, учащиеся поднимают цветовую карточку верного ответа.

Список понятий: циклон, водораздел  Определения: 1. Временно пересохшие русла рек. 2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

Относительно устойчивый участок земной коры. 4. Атмосферный вихрь с высоким атмосферным давление в центре. 5. Граница между двумя речными бассейнами.

Карточки для ответа:


Музыка на уроках географии.

Среди вспомогательных средств общения, самым действенным и организующим является использование музыки. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбужденные темпераменты и раскрепостить других детей.

Задания, сопровождаемые музыкой, помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. С помощью музыки возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного поведения, войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, подвижное и неспокойное поведение. Интересные выводы сделали канадские ученые: «Человеческий организм зависит от биологических ритмов природы. Классическая музыка совпадает с ними. Произведения Баха, Вивальди, Моцарта, имея идеальный ритм-60 ударов в минуту, резонируют с биением сердца. Такая музыка раскрепощает и исцеляет человека».


мелодия


Оздоровительный эффект

Музыка Чайковского, Пахмутовой.

Снимает нервозность, раздражительность


«Полонез» Огинского


Снимает головную боль и невроз

Музыка Грига

Нормализует сон и работу мозга


«Утро» Грига, «Времена года» Чайковского

Профилактика утомляемости.


Музыка Моцарта

Способствует развитию умственных способностей у детей.



На уроках географии музыка может быть использована при изучении различных тем, выполнении самостоятельных заданий, творческих работ. Для этого необходимо определить, в какой части урока и при выполнении, какого задания необходима музыка. Произведение подбираться в соответствии с целями и задачами выполняемой работы, музыка должна помочь учащимся проявить свои творческие способности, настраивать на определенный эмоциональный лад.

При изучении темы «Ветер» 6кл., учащимся предлагается следующая работа: нарисовать, на альбомном листе используя краски, как вы представляете себе ветер, выполнение задания сопровождается музыкальным произведением Свиридова к повести Пушкина «Метель». На выполнение отводится 2-3минуты.

При изучении темы «Горы суши»: изобразить пейзаж гор, предложить музыкальное произведение Грига, которое помогает учащимся настроиться на нужный эмоциональный лад. На уроках могут быть использованы следующие музыкальные произведения:

1. Волшебная флейта Стефана.

 2.Пение птиц и классика.
3.Звуки природы (Утренний ручей. Вечерний ручей).
4. Жан Мишель Жар. Подводный мир.
5. Очарованный соловей.
6. Поль Мориа (Шуберт, Моцарт, Бах).
7. Жан Мишель Жар (инструментальная музыка для отдыха).
8. Прогулка по лесу.
9. Моцарт - Ночная серенада.
10. Чайковский «Щелкунчик».
11. Григ «Пер Тюнт».
12. Бетховен - Лунная соната и ряд других произведений, по усмотрению учителя.

В 6-8 классах музыка используется при работе с игровым полем, которое выполняется на листе ватмана, это может быть пейзаж природы или моря. На поле размещаются соответствующие объекты природы, содержащие различные вопросы. Учащиеся выходят к доске и выбирают любой вопрос, музыка, которая может быть использована: «Голоса леса», «Звуки природы», «Шум моря» и др. Задание выполняется в течение 5-8 минут. Данную работу можно проводить в период наибольшей утомляемости учащихся на уроке, т.ж. в начале урока для проверки домашнего задания, в конце урока в качестве закрепления пройденного материала.
Значение релаксации
Методы релаксации- это один из эффективных способов снятия нервного напряжения. Они играют важную роль в улучшении здоровья. В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной, медленной музыки:1 этап. Сесть удобно и расслабиться.
2 этап. Прочувствовать и осмотреть все свое тело медленным взором, вызывая чувство тепла, покоя и последовательно осмотрев все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап. Ощущение приятного покоя, тепла, удовольствия, комфорта от расслабленного тела. Затем следует основной текст.


  • Представьте себе полянку, на которой растет мягкая травка-муравка, вы лежите на ней, как на перине, над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты и вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку…вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

  • Все вы - воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь, все легче, поднимаетесь все выше и выше. Веревочка оторвалась, и вы летите туда, куда дует теплый ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо, вы видите сверху полянки, ручейки, домики… Но вот пришла пора возвращаться домой… Вы снова в этой комнате… Потянулись и на счет «три» открыли глаза.

  • Закройте глаза и представьте, что вы - цветочек, который ещё не распустил свои лепестки. Но вот лепестки начинают раскрываться, цветок медленно-медленно распускается…и совсем раскрылся. Лепестки тянутся к солнышку, потянулись, потянулись…Откройте глаза. Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно вам видеть его.

    Заключение. Выводы.

    Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. В уроке географии взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели и содержание, средства, методы и формы организации обучения. От, того насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения – семинары, лекции, игры, использование интеграций с другими предметами, работа с опорными конспектами. Из всего многообразия педагогических технологий необходимо использовать те методы, которые соответствуют изучаемому содержанию, позволяют так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе, необходимо выбирать такие формы и средства, которые будут способствовать развитию интереса школьников к изучению в целом и к предмету географии в частности, объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирается на достижение планируемого результата, на уроке необходимо стремиться создавать доброжелательную деловую атмосферу, обеспечивая сотрудничество, на уровне учитель- ученик, ученик- учитель. При выборе типа урока, при планировании способов изучения и закрепления материала необходимо учитывать уровень подготовки учащихся. Не только ориентация на среднего ученика, но и постоянное внимание к сильным и слабым позволит обеспечить достижение всеми школьниками планируемых результатов обучения. Желательно предусмотреть сочетание различных видов и уровней деятельности, обучение учащихся развернутым ответам, работа в группе, различные виды работы с тексом учебника, умение делать самостоятельно выводы, принимать решения, уметь отстаивать свою точку зрения. Такой подход к организации урока поможет обеспечить рациональное использование учебного времени и нормальную учебную нагрузку ученика в школе и дома. Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке. Уроки-беседы, уроки исследования, уроки с ролевой и деловой игрой и т.д позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока. Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества. Особо хотелось бы сказать о новых технологиях в обучении. Термин «педагогические технологии» часто ассоциируются с чем-то новым. Так ли это? Не есть ли это новое хорошо забытое или несколько переосмысленное старое? Часто реализацию технологического подхода в обучении связывают лишь с использованием компьютера на уроке. Это не совсем верно. Компьютер современное средство обучения, но как оно используется на уроке, зависит от характера учебных задач. Внедрение педагогической технологии в процесс обучения географии позволяет изменить процесс обучения.

    Таким образом, признаки хорошего современного урока географии – это :

  • Соответствие урока требованиям программы к отбору содержания, четкое планирование цели каждого урока,

  • Обеспечение качественного усвоения учебного материала в классе , достижение планируемых результатов,

  • Активная работа учащихся в классе без перегрузки,

  • Предупреждение утомляемости на уроке, снятие напряжения, положительная мотивация в начале и в конце урока, охрана здоровья детей,

  • Наличие у школьников интереса к предмету и к процессу учения.




СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Введение стр.2-4

  2. Основная часть.


1.Использование компьютера на уроках географии.

А) актуальность мультимедийной технологии стр.5-8 Б) виды компьютерных программ в обучении

географии стр. 8-10

в) профилактика утомляемости. стр.10-12

2. Современный урок географии.

А) актуальность современного урока стр.12-

Б) умственная работоспособность детей стр.13-15

В) цветовое сопровождение урока стр.15-18

Г) музыка на уроках географии стр.18-21

Д) значение релаксации стр.21-23

3. Внеклассная работа по географии. стр.23-24

4. Заключене. Выводы. стр.25-27

5.Список используемой литературы стр.28-29


Список используемой литературы.


  1. Баранов А.С. О возможности использования средств MS Office в обучении географии. Журнал .География в школе № 7\ 2003 г.

  1. Бойко А.Ф. Не ждите первого зврнка. Издательство «ВАГРИУС»

  1. Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. Журнал .География в школе № 3\ 2001г.

  1. Ефименко Н.Н, Ефименко Т.Г. Цветовое сопровождение.

  1. Концепция формирования здоровьесберегающей деятельности. М.Л. Лазарев. Образование и общество.

  1. Майорова И.П, Чепурных Е.Е, Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе.

  1. Митрофанова Ю.В. Образовательные Интернет – проекты в приобретении опыта творческой деятельности. Журнал География в школе №1\2005г.

  1. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. Составитель Дубровина О.Р.

  1. Степанова М.И. Охрана здоровья детей. Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером. Журнал Вестник образования, ноябрь 2003г.

  1. Федорова М.З, Кучменко В.С, Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Доклад: Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе-интернате

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и организация его здорового образа жизни во все времена была одной из ключевых проблем человечества. В условиях кардинальных преобразо...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся

Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...