Урок-исследование по теме "Длина окружности" 5 кл.
презентация к уроку (5 класс) по теме

Иващенко Галина Александровна

Данный сценарий урока содержит практическую направленность .Благодаря проблемной ситуации учащиеся сами выводят формулу длины окружности. Сценарий содержит презентацию, где используется исторический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_dlina_okr_5l.doc95 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_dlina_okruzhnosti5kl.ppt515.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –исследование по теме «Длина окружности.»

5 классс.

Аннотация: Для поддержания интереса к изучению математики и сознательного усвоения учебного материала использовала на этом уроке технологию проблемного обучения. Поставила проблему, организовала поиск её решения с помощью моделей, опытным путём подошли к понятию числа «пи» и формуле, выражающую длину окружности.

 Такая форма проведения  занятий повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса .  

 Работа предполагает деление класса на группы, где каждая группа получила домашнее задание:

     1.Найти интересный исторический материал о числе «пи».

Урок сопровождается  мультимедийными  презентациями, содержащими исследование обучающихся, их выводы. Используются такие методы обучения как: метод беседы, проблемно-поисковый, логический, репродуктивный что позволяет сформировать необходимые компетенции:

  • коммуникативные
  • информационные
  • исследовательские.

Цели урока:

Образовательные:

♦ обеспечить усвоение учащимися формул по нахождению длины окружности;

♦ познакомить с числом π;

♦ отработать навыки применения данных формул при решении задач;

Развивающие:

♦ развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;

♦ развивать пространственное воображение учащихся;

♦ умение пользоваться чертёжными инструментами;

♦ развитие умений действовать самостоятельно.

Воспитательные:

♦ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

♦ воспитывать уважение и интерес к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;

Ход   урока


Урок сегодня необычный. Девизом урока математики я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость:   «Расскажи - и я забуду, покажи – и я пойму, дай сделать – и я запомню».

 1. Сообщение темы и цели урока.     (  Слад1, Слайд№2)

   

Вы сегодня будете исследователями. Это позже. А пока поработаем устно

 ( Слайд№3)

1. Найти отношение:

                                                  а);                         б).

                                                               Ответы: 1);         2);

2. Верна ли пропорция:

                               а) ;                                                  б).

                                                     Ответы: 1) да; 2) нет.
3.Решить уравнение: а)  4 :5=х:10;         б) 1: а =7 :14

4. Решить задачу:      Из 20 учеников  в классе 25% составляют девочки, а остальные мальчики. Сколько мальчиков в классе?

                           2.  Фронтальная работа (Слайд №4)


-
Что изображено красным цветом? (Окружность)
- Что можно вырезать из бумаги? (Круг)
- А какая связь между ними?

-Назвать радиус, центр, диаметр, хорду окружности, изображенные на рисунке.
- Назовите точки, которые принадлежат окружности.
- Назовите точки, которые принадлежат кругу.


3. Проблемная ситуация.

- Как измерить длину окружности?
Давайте измерим длину каждой окружности. В чем трудность? Да, к сожалению, специального прибора для измерения длины окружности нет. Но и это не останавливало человека. Предложите свой способ измерения длины окружности (обсуждение в группах)

4. Практическая работа.
.Класс делится на группы по 4 человека. В каждой группе имеются  предметы . представляющие окружность.( стакан, банка ,скотч, чашка, тарелка и тд) На парте имеются линейка, нитка, рулетка.

Каждая группа выполняет следующие задания: (Слайд № 5)

  1. С  помощью нити измерьте длину окружности. сделайте запись в таблице.
  2. Линейкой измерьте диаметр окружности, сделайте запись в таблице
  3. Найдите отношение длины окружности к её диаметру (разделите длину окружности на диаметр).
  4. Занесите полученные результаты в таблицу
  5. Работа в группах. Заполнение таблицы.

Длина окружности

       С  см

Диаметр окружности  

D  cм

С  :  D

  1. Найдите отношение длины окружности к её диаметру (разделите длину окружности на диаметр).
  2. Сделайте запись . Ответ округлите до десятых.

Вывод:  (Слайд№6 )

 Отношение длины окружности к её диаметру, есть постоянная величина. Это число в математике обозначают буквой П.

Еще древние греки умели находить длину окружности по формуле

С = π d или С = 2πr , где d - диаметр окружности, а r - радиус окружности.

Что это за число п?     Его значение 3, 14159265358  


Из истории.   (Слайд №7, Слайд№8, Слайд№9, Слайд№9Слайд№10, Слайд№11, Слайд№12)

Еще в древности людям были известны многие геометрические фигуры, в том числе окружность и круг. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Еще тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. Сейчас известно, что значением числа π в разные времена считали различные числа. Так, в Древнем Египте (ок. 3500 лет назад) считали π = 3,16; древние римляне полагали, что π= 3,12. Все эти значения были определены опытным путем. Великий ученый Древней Греции Архимед определил, что значение π находится в следующих пределах 3
<π<3. Легенда гласит, что когда древнегреческий город Сиракузы, где жил в своё время Архимед, захватили римляне, учёный, занимаясь научными исследованиями, чертил окружности на песке. Солдату, который пришёл убить его, он воскликнул: “Убей меня, но не тронь моих кругов”.

С помощью современных электронно – вычислительных машин число «пи» было вычислено точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа я 153 десятичных знака.


Желающим запомнить поможет
мнемоника - придумывание стихотворных, легко запоминающихся фраз, число букв, в каждом слове которых указывает соответствующую цифру.

Мнемонические правила

Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, два, шесть, пять, три, пять.
Чтоб наукой заниматься,
Это каждый должен знать.
Можно просто постараться
И почаще повторять:
«Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, двадцать шесть и пять»

5. Самостоятельная работа.(Слайд№13)

1. Вычислите длину окружности, если r =5см.

2. Вычислите длину окружности, если
d = 100 м.

3. Ученики организовали соревнования по фигурному катанию на велосипедах. В этих соревнованиях нужно было проехать четыре круга по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проехали велосипедисты в этом виде фигурного катания?



Рефлексия. ( Слайд№14)

1. С какой геометрической фигурой мы познакомились?
2. Что надо знать, чтобы построить окружность?
3. С помощью какого инструмента мы ее строим?
4. Чему равно число π?
5. Что нового, интересного узнали?
6. Что понравилось?

 
Домашнее задание. :  Творческое задание: по возможности придумать стихотворную фразу для запоминания числа π.

№ 1069

Приложение1.

Форма самооценивания.

Имя: ______________________________________ Дата: _____________

Класс _______ Вид деятельности: ________________________________

Как часто в группе ты делал следующее? Обведи слово, которое наиболее точно описывает  твой уровень участия и сотрудничества.

1. Я задавал вопросы для получения информации или уточнения.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

2. Я высказывал свое мнение.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

3. Я выслушивал точку зрения других учеников моей группы.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

4. Я комментировал высказывания других учеников моей группы.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

5. Я привлекал других учеников моей группы к участию в обсуждении.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

6. Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа.

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

7. В работе группы мне больше всего понравилось:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Самым трудным в работе этой группы было:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. Моя цель на следующую групповую работу.

________________________________________________________________

Литература

  1. Что такое  Большая книга знаний.- М.:Махаон,2008.-480с.
  2. . Кто такой.- М.: Педагогика,1990.-384с.
  3. Виленкин Н.Я. Математика 5.- М.: Мнемозина, 2008.
  4. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5.- М.: Мнемозина, 2008.
  5. http://www.intergu.ru/infoteka . Коллекция картинок  и цифровых методических ресурсов для уроков математики в Сетевом сообществе педагогов «Интернет – государство учителей», автор Савченко Елена Михайловна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...


 

Комментарии

Сухомлина Елена Владимировна

Спасибо, полезная для меня работа!