Этнопедагогические идеи в воспитании обучающихся сельской национальной школы
статья по теме

Кужакова Наталья Николаевна

Описание опыта использования этнопедагогических идей в образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Этнопедагогические идеи в воспитании обучающихся сельской национальной школы

Журнал «Вопросы образования и воспитания (методическая работа)

Кужакова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Есинская СОШ

Аскизского района Республики Хакасия

Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного воспитания, передает и содержание, и сущность науки, предметом которой является традиционная культура воспитания этносоциума. Многие знаменитые  педагоги, в т.ч. И.Г.Песталоцци и К.Д.Ушинский, придавали большое значение народной педагогике.

В народной педагогике  действующим центром воспитания является семья, в ней сосредоточено основное богатство содержания, методов и форм национальной системы воспитания. Для этнопедагогического обеспечения самоорганизации личности большое значение имеет общение со взрослыми, этот естественный процесс, в котором ребенок усваивает нормы и мораль общества, обогащается опытом жизнедеятельности.

Система народного воспитания составляет основу этнопедагогической науки. Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно село сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общность, воспитание детей «всем миром».

Школа – стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание – ядро воспитательной системы. Сельская школа является центром в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания обучающихся, включающим в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности народов, наций и этносов нашей республики.

Основная задача сельской национальной школы: воспитание этнокультурно ориентированной личности со сформированным национальным самосознанием, развитой системой общечеловеческих ценностей, т.е. личностью, понимающей роль своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской школе, объединение сельского социума – не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема. Способствовать развитию положительных тенденций в возрождении, сохранении и развитии народных культур – новая социально-педагогическая функция школы и системы воспитания детей и молодежи в целом.

Этнопедагогизация предполагает построение воспитательной системы на народных традициях как важнейшем средстве передачи детям исторического опыта народа в виде различных социальных и нравственных норм и правил.

Наша национальная сельская школа строится на следующих принципах:

  • язык обучения – родной (хакасский).
  • изучение хакасской национальной культуры во всем ее многообразии (в традициях, обычаях, в устном народном творчестве, в предметах труда и быта, в правилах и нормах поведения, в праздниках и играх, в народной мудрости; в культуре официальной, выраженной в науке, искусстве, литературе, музыке, живописи);
  • основой построения учебно-воспитательного процесса становится хакасская традиционная народная культура, которая несет в себе духовность, представление о человеческом идеале, отражающая сущность характера и поведения хакасского народа.

Перед школой ставится задача обеспечения условий для партнерских, заинтересованных отношений всех субъектов образовательного процесса. Школа выступает как координатор деятельности сельского социума по этнопедагогизации. В выполнении задач по нравственному воспитанию школьников на народных традициях хакасского народа участвуют школа, семья, социум. Тесное взаимодействие всех участников образовательного пространства способствует сельскому ученику самоопределиться и не «потеряться» в будущей жизни, что и является нашей главной целью.

Составлена общая характеристика села, выявлены партнеры-предприятия (администрация МО Есинский сельсовет, СДК) и партнеры-общественные организации (совет старейшин, Общественный совет села, женсовет).

Традиционно используются следующие формы работы:

- Экскурсии, походы по родному краю.

- Сбор произведений народного творчества (предметов быта, труда, одежды).

- Поисковая работа совместно с  родителями по составлению родословной.

- Работа по сбору сведений и документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны, тыла.

- Изучение истории школы и образования в селе.

- Сбор материалов для школьного историко-краеведческого музея.

- Викторины, конкурсы знатоков народных традиций и обрядов, неделя хакасской национальной культуры;

- Тематические праздники: Абахай года, Алып года, Чыл пазы, Тун Пайрам, День Матери, День защиты детей, День тюркской письменности и др.

- Традиционные игры предков (спортивные, настольные).

Объединение ресурсов и усилий социума в образовании и воспитании детей дает:

- Сплочение социума вокруг школы, осознание общей идеи, цели;

- Создание положительного образа, повышение авторитета школы;

- Педагогизацию социума, удовлетворение образовательных потребностей социума;

- Формирование социального заказа к школе в новых условиях;

- Развитие личности, мастерства, творчества каждого ребенка;

- Развитие самоуправления на селе, повышение социальной активности, инициативы жителей села;

- Создание сообществ детей и взрослых на основе их совместной деятельности, социализация обучающихся.

Механизмом социального партнерства в образовательном пространстве нашего села выбрали общественную спортивную деятельность, в ходе которого вырабатываются и реализуются проекты и программы совместной деятельности по решению социально значимых проблем села.

Таким образом, этнопедагогический потенциал сельского социума в нравственном воспитании школьников на народных традициях выполняет важные функции в социализации, развитии, становлении личности патриота своей родины.

Список литературы

1. Бодолев. А.А. Введение в этнопсихологию. Москва. 1993.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999.

4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.

5. Спирова Л. Об национальном воспитании. М.: 1977г. - с 20-24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе

В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе.  В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАХЩИХСЯ НА УРОКАХ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение родного языка в общеобразовательном учреждении является одним из необходимых условий его сохранения в современном мире. Обучение на родном языке признано мировым сообществом как одно из основ...

Организация работы по патриотическому воспитанию в сельской малокомплектной школе

   Положительные результаты реализации работы по патриотическому воспитанию: Òвнедрение в практику педагогической деятельности новых форм и методов патриотического воспитания...

Специфика работы над текстовой математической задачей с обучающимися сельской малокомплектной школы

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при обучении обучающихся малокомплектных школ решению текстовых математических задач. Описаны причины возникновения выделенных проблем и предложены пути ...