Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД
статья по теме

          Как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?

         Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов.

Способности детей проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс доложен быть «деятельностным»: дети должны получать не готовое знание, а сами «добывать» его в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них эффективно формируются требуемые общеучебные умения и способности: умение ставить цель, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, рефлексировать и т.д., или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода на уроках математики

как средство формирования УУД

           В последние годы российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личного, профессионального и карьерного роста молодежи». Сегодня «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».

            Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.

          Зачем нашим ученикам необходимо учить математику, биологию, физику?

Наверное, ни одна мама на свете не ответит на этот вопрос словами: «Хочу, чтобы мой ребенок умел складывать дроби». Действительно, большинству наших учеников вне стен школы вряд ли когда-нибудь придется выполнять действия с дробями, вычислять значения синусов и косинусов, брать производные логарифмической функции.  Информационный взрыв, произошедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации человека в жизни.

          В жизни нам постоянно приходится решать проблемы.

А учит ли этому школа?

Решение проблем в жизни

Структура традиционного урока

1.Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

1. Учитель проверяет д/з учеников

2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

2. Учитель объявляет новую тему

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

3. Учитель объясняет новую тему

4.Получив результат,  мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

4. Учитель организует закрепление знаний учениками

         

        Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто был более активен на уроке? (наши отличники). А все ли они стали успешными в жизни? А кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то,  с чем столкнулись в тот или иной момент?

          Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

  • в умении работать с информацией;
  •  в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
  • в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

         Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным.  Поэтому уже стандарт первого поколения нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика. Стандарт второго поколения говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности. Знание становится средством, а не целью.

          Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

          Как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?

             Какие качества мы хотим видеть у своих учеников по окончании школы, чтобы в современной жизни они был успешны?  

  • Умение ставить цель и добиваться ее
  •  Умение общаться
  •  Умение адаптироваться  к ситуации
  • Умение ориентироваться в мире
  •  Самостоятельно добывать и применять знания
  • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
  •  Сохранить здоровье

         Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов.

Новые цели образования:

  • Умение самостоятельно решать новые задачи
  •  Умение работать с информацией
  •  Умение учиться в течение всей жизни
  •  Развитие коммуникативных навыков

   Как учить?

            Как отмечал Л.С.Выгодский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс доложен быть «деятельностным»: дети должны получать не готовое знание, а сами «добывать» его в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них эффективно формируются требуемые общеучебные умения и способности: умение ставить цель, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, рефлексировать и т.д., или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.

          Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения устанавливает требования  к результатам обучающихся:

Предметным…                                                                                                         метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

…включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия…, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Виды УУД, которыми должны овладеть обучающиеся:

  • Регулятивные  обеспечивают организацию учебной деятельности
  • Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование
  • Личностные  ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма)
  • Коммуникативные  ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности

Формировать и развивать УУД – значит:

  • Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
  • Передать способ выполнения метапредметного действия
  • Научит встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.

 С помощью чего учить?

         Дидактическая система, разработанная в Ассоциации «Школа 2000…» дает ответ на вопрос о том, как обучать детей в деятельностной парадигме образования.

          Высокое качество предметных и метапредметных результатов, заявленных в ФГОС обеспечивает непрерывный курс математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»  (образовательная система «Школа 2000...»), по которой занимаются ученики нашей школы  уже несколько лет.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе «Школа 2000...» предложен следующий путь, который проходит каждый ученик :

1) вначале при изучении различных учебных предметов у обучающегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, ученик осваивает способ выполнения данного УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале обучающиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам.  Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее ученики начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

  1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

  1. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

  1. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

       Комплекс УУД, выполняемых обучающимися на уроках по ТДМ каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС второго поколения к формированию метапредметных результатов обучения.

         Универсальные учебные действия, выполняемые обучающимися на уроках  открытия нового знания по ТДМ (технологии деятельностного метода)  

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Перечень УУД  , выполняемых обучающимися на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем  (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- эмпатия (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- познавательная инициатива (Р);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

-- использование  общих приемов решения задач (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- использование  общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив (Р);

- выделение и формулирование проблемы (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- умение структурировать знания (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- построение речевых высказываний (П);

- подведение под понятие (П);

-  выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К)

        Чем же отличается стандарт второго поколения?

Стандарт – не содержательный, а целевой, деятельностный, развивающий! Стандарт результатов.

        Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации ).

       Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Каким образом можно получить новый образовательный результат?

  • Организовать учебный процесс таким образом,  в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
  • Учить решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий  (умения, а не знания!)
  • Учить учиться – способности к самоорганизации в решении учебных задач.

Технология деятельностного метода позволяет эффективно решать новые цели образования.

Литература

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011.
  2. Л.Г. Петерсон. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2010.
  3. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Переход к новому стандарту образования: проблемы и решения на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».
  4. А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации.

5.Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. − М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.

Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....

Технология деятельностного метода на уроках химии в школе

Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе...

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.

В статье  описывается методический подход к структуре урока открытия нового знания....

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД.

Статья  о том ,как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни....

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД

Статья  о том ,как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни....