Система психологических занятий по подготовке к школе детей 6-7 лет с трудностями в обучении
методическая разработка по теме

Горбатова Ольга Владимировна

Данная система занятий направлена на развитие у детей старшего школьного возраста с трудностями в обучении тех психических функций,которые создают основу для успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский детский дом»

Система психологических занятий по подготовке к школьному обучению

детей 6- 7 лет с ЗПР

                                                                                         Автор-составитель:

педагог-психолог О.В. Горбатова

                                                 

                                                             Северодвинск, 2011

      Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого – помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающим учебного материала, соответствующего возрастным возможностям. Психолого-педагогическое обследование позволяет выявить таких детей и составить план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского дома, в том числе и педагоги группы.

Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.

Предлагаемая система направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.

Основанием для построения этой системы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Именно поэтому коррекционная работа с детьми в соответствии с данной системой осуществляется на основе развивающих игр.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.

Вместе с тем одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог И.Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

Именно поэтому предложенная система включает задания на развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации. Общая продолжительность занятий:

25 -30 минут.

Частота занятий – 1 раз в неделю.

Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей. Необходимо завести тетрадь в клетку для выполнения письменных заданий для каждого ребёнка.

Структура занятия включает:

  • игры на развитие сенсорного опыта;
  • игры на развитие знаний об окружающем мире;
  • игры на развитие восприятия;
  • игры на развитие внимания, памяти;
  • игры на развитие пространственных ориентировок;
  • игры на развитие мелкой моторики и т.п.
  •  игры на закрепление знаний из логопедических занятий
  •  беседы по формированию интереса к школе

Рекомендации по проведению занятий:

Занятие должно проводиться в игровой форме.

Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.

Задания следует применять, учитывая психические возможности ребенка.

Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.

Необходимо поэтапно усложнять виды работ, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.

Октябрь

Задачи        

Д/игры, упражнения

                                                   Занятие №1

1) Развитие слухового внимания, памяти

«Пропущенная цифра» (читается цифровой ряд и пропускается цифра)

2) Развитие мелкой моторики

 «Продолжи ряд» (графический диктант №1)

3) Развитие зрительной памяти

«Запомни фигурки» (посмотри 5 геометрических фигур, нарисуй, вспомни цвет и форму)

4) Развитие внимания

«Переплетенные линии» (проследи глазами все линии без помощи рук и найди конец каждой линии)

5) Развитие логического мышления

«Летает, не летает»

6)Закрепление знаний об окружающем

«Я знаю 5 названий фруктов, овощей..»

                                                       Занятие № 2

2) Развитие мелкой моторики

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении)

1) Развитие слуховой памяти

«Нарисуй, что запомнил» (5предметов)

3) Развитие зрительной памяти

«Вспомни буквы» (вспомни и напиши буквы (5), которые только что видел)

4)Развитие слухового восприятия, внимания

«Слушай хлопки» (слушай сколько раз я хлопну в ладоши - нарисуй столько кружков)

5)  Развитие умения классифицировать

Найди 2 одинаковых предмета» (из ряда похожих)

6)Закрепление материала

 «Повтори рассказ про осень» (по 2предл.)

                                                   Занятие №3

1) Развитие зрительного восприятия

«Найди правильную тень»

2) Развитие мелкой моторики

«Продолжи ряд» (графический диктант №2)

3)Развитие логического мышления

«Съедобное-несъедобное»

4)Развитие  слухового восприятия, внимания

«Не пропусти название перелётной птицы…»

5) Развитие внимания (избирательность внимания)

«Помоги Коту в сапогах найти второй сапог»

6) Развитие интереса к школе

Беседа «Что меня ждёт в школе»

                                        Занятие №4

1) Развитие слухового восприятия, внимания

«Лягушка» (угадай по голосу)

 

2) Развитие мелкой моторики

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении

3) Развитие зрительного внимания

«Угадай, чего не стало?»

4) Развитие объема и концентрации внимания

«Выложи кружки как у меня»

5) Развитие операции обобщения

«Назови одним словом»

6) Развитие интереса к школе

«Что мне интересно в школе»

                                                   Ноябрь

                                                      Занятие №5

1) Развитие зрительной памяти

«Чего не стало?» (с игрушками)

2) Развитие графических навыков

«Проведи пунктирные линии сверху вниз»

3) Развитие слуховой памяти

«Нарисуй, что запомнил» (7 предметов)

4) Развитие операции классификация

«Что лишнее?» (вербально)

5)Развитие концентрации внимания

Корректурная проба (цифры)

6)Закрепление знаний об окружающем

Игра с мячом «Назови признаки осени…»

            Занятие №6

1) Развитие зрительной памяти

«Опишите друг друга» (с детьми)

2) Развитие мелкой моторики

 «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь)

3) Развитие слухового внимания, восприятия

«Запретное число»

4) Развитие умения сравнивать

Найди 5 отличий(2 картинки)

5)Развитие концентрации внимания

«Расставь значки» (с образцом)

6) Закрепление знаний об окружающем.

Игра с мячом «Назови детёныша…»

                Занятие №7

1) Развитие тактильной, зрительной памяти

«Кто стоит перед тобой» (у ребенка завязаны глаза, определяет на ощупь)

2) Развитие графических навыков

 «Проведи пунктирные линии слева направо»

3) Развитие произвольного внимания

«Четыре стихии»

4) Развитие объёма внимания

«Запомни и скопируй точки»

5)Развитие логического мышления

«Скажи наоборот»

6)Закрепление знаний

Игра с мячом «Предметы посуды, продукты питания»

              Занятие №8

1) Развитие тактильного восприятия

 «Чудесный мешочек»

2) Развитие мелкой моторики

«Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши)

3) Развитие зрительной памяти

«Нарисуй то что запомнил» (запомнить и затем зарисовать изображение любых фигур»

4)Развитие распределения внимания

Корректурная проба (буквы)

5)  Развитие слухового синтеза

«Нелепицы» (вербально)

6)Закрепление знаний

« Я знаю 5 названий животных жарких стран..»

                                                               Декабрь

                                               Занятие №9

1)Развитие слухового восприятия, внимания

«Не пропусти название….»

2) Развитие графических навыков

«Закончи задание» (с опорой на рисунок)

3)Развитие двигательной памяти

«Повтори движение» (один наблюдает за несколькими детьми, затем повторяет движения того, кого выберет ведущий)

4)Развитие зрительной памяти

«Что изменилось» с игрушками

5)Развитие логического мышления

Отгадывание загадок на тему зимы

6)Закрепление знаний

Игра с мячом «Признаки зимы…»

                                                       Занятие №10

 1)Развитие зрительной памяти

«Радио» (диктор разыскивает девочку по описанию)

2) Развитие мелкой моторики

 «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении)

3)Развитие скорости распределения и переключения внимания

Дорисуй фигуры по образцу на время (S-тест)

4)Развитие слухового внимания

«Нарисуй фигуры» (затем выполнить с ними действия по инструкции)

5)Развитие умения обобщать

«Я знаю 5 названий…»

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Чему учат в школе»

                                                      Занятие №11

1) Развитие наблюдательности, зрительной памяти

«Художник» (не называя ребенка, дать другому его словесный портрет, не глядя на него)

2) Развитие мелкой моторики

«Продолжи ряд» (графический диктант №3)

3)Развитие логического мышления

«Объясни, что означает слово…»

4)Развитие слухового восприятия,внимания,памяти

Повтори предложение

5)Развитие объёма внимания

« Скопируй точки»

6)Закрепление знаний

« Я знаю 5 названий зимующих птиц»

                                                    Занятие №12

1)Развитие мелкой моторики

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \

2)Развитие зрительного восприятия,внимания

«Что изменилось?»(сравнение 2 сюжетных картинок)

3) Развитие слуховой памяти

«Повтори рассказ» ( по 2-3 предл.)

4)Развитие распределения внимания

Корректурная проба

5)Развитие умения классифицировать

« Найди лишнее» с картинками

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Что я жду от школы»

                                                           Январь

                                                  Занятие №13

1) Развитие мелкой моторики

«Продолжи ряд» (графический диктант №4)

2) Развитие зрительной памяти

«Назови и нарисуй все цвета радуги по порядку»

3) Развитие слуховой памяти

«Я помню 5 названий…»

4)Расширение  объёма внимания

«Угадай: какой буквы не стало?»

5)Развитие зрительного синтеза

«Перепутаница» (Что неправильно нарисовал художник?)

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Школьные правила»

                                                   Занятие №14

1) Развитие зрительной памяти

«Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись, кто за кем стоит – 5 чел.)

2) Развитие зрительно-моторной координации

Копирование группы точек

3)Развитие слухового восприятия

«Нарисуй 10 треугольников,3 и 5 заштрихуй»

4)Развитие операции классификация

«Найди лишнюю фигуру» (геометрические фигуры)

5)Развитие распределение внимания

Расставь значки» (вербально)

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Игры в школе»

                                                 Занятие №15

1) Развитие моторно-слуховой памяти

«Повтори за мной» (отработка ритмических фраз)

2) Развитие мелкой моторики

 «Продолжи ряд» (графический диктант №5)

3)Расширение знаний об окружающем

Назови 3 предмета желтого, красного цвета, деревянных, железных и т.д.

4)Развитие логического мышления

Отгадывание загадок

5)Развитие зрительной памяти

«Магазин игрушек»

6)Закрепление знаний

« Я знаю 5 обитателей Белого моря»

                                                                                                                    Февраль

                                               Занятие №16

1) Развитие графических навыков

“Наматываем клубочки” (от центра)

2) Развитие слуховой памяти

«Я помню 5 имен мальчиков…»

3)Развитие зрительного внима-ния, концентрации внимания

«Перепутаница» (найди предмет в запутанном рисунке)

4)Развитие операции сравнения

«В ряду похожих найди предмет, отличающийся от других»

5)Расширение объёма внимания

«Выложи цифры» (в той последовательности как было)

6)Закрепление знаний

Игра с мячом «Что я знаю о нашем городе»

                                                 Занятие №17

1) Развитие зрительной памяти

 «Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

2) Развитие мелкой моторики

«Продолжи ряд» (графический диктант №6)

3)Развитие слухового восприятия, памяти

« Не пропусти профессию..»

4) ) Развитие концентрации внимания

Найди фигуру» (уметь выделить фигуру из «зашумленного» рисунка)

5)Закрепление знаний

« Я знаю 5 профессий»

 6)Развитие интереса к школе

Беседа «Школьные оценки»

                                                 Занятие №18

 1) Расширение знаний об окружающем мире

 « Я знаю 5 названий городов»

2) Развитие графических навыков

««Наматываем клубочки» (с края в центр)

3) Развитие слухового внимания

«Слушай хлопки и выполняй движения»

4) ) Развитие зрительного синтеза

«Найди недостающие детали

5)Развитие логического мышления

«Придумай загадку

6) Развитие интереса к школе

Беседа «

                                              Занятие №19

1)Развитие мелкой моторики

“Продолжи ряд” (графический диктант №7)

2)Развитие зрительного восприятия

«Дорисуй букву»

3)Развитие слуховой памяти

«Пересказ рассказа» (2-3 предл)

4)Развития произвольного внимания

«Четыре стихии»

5)Развитие логического мышления

Установление последовательности событий (части суток, времена года)

6)Закрепление знаний

«Кто заботится о нас» Профессии, имена отчества работников учреждения

                                                        Март

                                              Занятие №20

1)Развитие зрительно-моторной координации

 «Точки» (копирование группы точек)

2) Развитие зрительной памяти

Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись кто за кем стоит)

3) Развитие слухового восприятия

«Нарисуй 3 квадрата,2 треугольника, квадраты раскрась»

4) Развитие зрительного синтеза

«Перепутаница» (Сколько геометрических фигур спрятано на рисунке?)

5)Развитие логического мышления

«Четвёртый лишний» (вербально)

6)Закрепление знаний

 «Признаки весны»

                                    Занятие №21

1)Развитие зрительного внимания, памяти

«Посмотри и ответь» (по сюжетной картинке)

2)Развитие распределения внимания

Корректурная проба

3)  Развитие графических навыков

«Нарисуй по клеточкам»

4) Развитие логического мышления

 «Отгадай-ка» (дети описывают картинку из коробочки, остальные отгадывают)

5)Развитие устойчивости внимания

«Лабиринты»

6)Закрепление знаний

« Я знаю 5 названий бытовых приборов»

                                                  Занятие №22

1) Развитие графических навыков

«Графические узоры» (продолжи по клеточкам)

2)Развитие зрительной памяти, внимания

«Фотография»

3)Развитие логического мышления

"Угадай по описанию» (дети отгадывают предмет со слов ведущего)

4)Развитие слухового восприятия

« Слушаем тишину»

5)Развитие произвольного внимания

«Запрещённое движение»

6)Закрепление знаний

« Я знаю 5 названий транспорта»

        Занятие №23

1) Развитие мелкой моторики

«Продолжи ряд» (графический диктант №8)

2)Развитие двигательной памяти, ориентировки в пространстве

«Разведчики»

3)Развитие логического мышления

«Кто чем будет» (яйцо, гусеница, мука. день, почка, семечка и .т.д.)

4)Развитие слухового внимания

«Телефон»

5)Развитие зрительного внимания, памяти

«Запомни фигуры и найди их среди других» (2 картинки с фигурами)

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Кто такой хороший ученик»

                                                                    Апрель

        Занятие №24

1) Развитие мелкой моторики

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении)

2)Развитие зрительной памяти

« Что изменилось» (с картинками)

3)Развитие произвольного внимания

«Пожалуйста»

4) Развитие слухового синтеза

«Бывает -не бывает»

5)Развитие устойчивости внимания

«Найди дорожку»

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Как нужно вести себя на уроке»

        Занятие № 25

1) Развитие слуховой памяти

«Синонимы-антонимы»

2) Развитие графических навыков

«Графические узоры» (продолжи по клеточкам)

3)Развитие зрительного внимания

«Построй такой же дом» (из строительного материала)

4)Развитие логического мышления

«Отгадай-ка» (ребёнок загадывает предмет,дети с помощью наводящих вопросов отгадывают)

5)Развитие распределения внимания

«Расставь значки» (вербально)

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Для чего в школе перемена»

        Занятие №26

1) Развитие слуховой, зрительной памяти, связной речи

«Рассказ по памяти».Рассказать о посмотренном недавно мультфильме.

2) Развитие мелкой моторики

«Продолжи ряд» (графический диктант №8)

3)Развитие логического мышления

«Хитрые вопросы»: Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько дней он был в деревне? В комнате сидят три кошки. Сколько лап у всех вместе? Росло 4 березы. На каждой березе по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?» Задача-шутка: «Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?»

4 ) Развитие умения сравнивать

«Что общего и чем отличаются» (яблоко и мяч, кукла и девочка и др.)

5)Расширение объёма внимания

«Посмотри и повтори» (последовательность букв, цифр воспроизвести у себя)

6)Закрепление знаний

« Назови перелётную птицу»

               Занятие №27

1) Развитие слуховой памяти

«Рассказ по памяти» .Рассказать о недавно прочитанной(прослушанной) сказке.

2) Развитие графических навыков

«Нарисуй рисунок по точкам»

3) Развитие логического мышления

« Отгадай-ка»

4)Развитие произвольного внимания

«Сосчитай и раскрась треугольники, круги, квадраты на рисунке»

5)Развитие зрительного внимания

«Повтори рисунок по клеточкам» (ломаные линии воспроизвести)

6)Развитие интереса к школе

Беседа «Правила ученика»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолого-педагогические условия подготовки к школе детей с ЗПР ( задержка психического развития)

В данной презентации рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки детей с ЗПР к школе...

Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания

Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....

Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания

Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром в группе по подготовке к школе детей с ОВЗ на тему «Насекомые»

На данном занятии реализуется  познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие дошкольников....

Программа учителя - дефектолога для детей 1-4 класс с трудностями в обучении

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоорики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: 1. формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирова...