Работа с одаренными детьми. Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, мероприятиям различного уровня.
статья на тему

Василова Миляуша Рифкатовна

В статье полностью раскрывается название темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми. Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, мероприятиям различного уровня.

В каждом ребёнке – солнце,

только дайте ему светить…

Шалва Амонашвили

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?:

- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

- В школе должны быть свои традиции.

- Школа должна давать современное образование.

- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

 Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы  с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

 Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

 Одаренность - понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.    

    Программа  работы с одарёнными детьми должна   объединять    блоки    основного    и дополнительного  образования  через  психолого-педагогический  блок  для  создания гарантированных возможностей с целью развития способностей  одаренных детей.

      Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В школе можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,  незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о муниципальных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
  • курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: уроки-эксперименты, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • проведение диагностики одарённости;
  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

5. Работаем руками.

  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности;
  • имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда;
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления;

Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:

I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:

  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
  • научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:

  • выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
  • изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • наблюдение за  результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:

  • отбор  тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
  • разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
  • проявление уважения к индивидуальности ученика:

- понимание особенностей его развития,

- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
  • Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  • Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
  • Умение координировать свои действия с действиями родителей.
  • Умение консультировать родителей и учащихся.
  • Профессиональная зрелость.
  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Способность к самоанализу.
  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
  • Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута  учащегося.

ФИО учащегося. Класс  Предмет

  • № задания
  • Тема
  • Что прочитать
  • Какие понятия необходимо выучить
  •  Какие задачи нужно решить.
  • Результат выполнения задания

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

 1.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.

2. Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям.(Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Методики диагностики одарённости

1. Тесты на определение одаренности

А) Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности (для родителей)

Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

Меняет ли он свои интересы, наклонности?

Любит ли рисовать воображаемые предметы?

Любит ли рисовать абстрактные картинки?

Любит ли фантастические истории?

Сочиняет ли рассказы или стихи?

Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

Боится ли темноты?

Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

Считал ли это слово понятным без разъяснений?

Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

Был ли удачен этот замысел?

Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

Любит ли читать книжки без иллюстраций?

Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов:

От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее. От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован. От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

В) Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам: 35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы и ребенок еще может измениться.

2. Методика «интеллектуальный портрет» для педагогов

Общая характеристика: Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Данная методика, как и все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера:

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

Продуктивность. Беглость мышления, обычно рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, – ее синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

Классификация и категоризация. Психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется кроме специальных логических задач в самых разных видах деятельности ребенка, например в коллекционировании, систематизации добываемых материалов.

Высокая концентрация внимания. Выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокая степень погруженности в задачу и возможность успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития:

Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

Перфекционизм. Характеризуется стремлением доводить продукты своей деятельности до соответствия их самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

Социальная автономность. Способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует, и степень его развития характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Лидерство. Доминирование в межличностных отношениях. Лидерство в детских играх и совместных делах дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности. Проявляется в совместных играх детей. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми, проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

Соревновательность. Склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и, особенно, поражений – важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка – не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов – основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга, видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

Юмор. Без способности обнаружить несуразность, увидеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться «методом экспертных оценок», т.е. привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, так называемый «интеллектуальный портрет», составленный по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. «Идеальный результат» – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

3. Методика «Карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных второе тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.                        

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Методика «Карта одаренности»

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов.

1.  Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, идей, ситуаций.

5.  Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа, человека, животного и других.

8.  Интересуется механизмами и машинами.

9.  Инициативен в общении со сверстниками.

10.  Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.  Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.  Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, то нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.  Интересуется актерской игрой.

18.  Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.  Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.  Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только врушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.  Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26.  Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.  Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30.  Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.  Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.  Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.  Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.  Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.  Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.  Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.  Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и. занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.  Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.  Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54.  Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.  В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.  Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.  Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.  Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает го, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.  Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78.  Быстро и легко осваивает компьютер.

79.  Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

• творческая (2-й столбец листа ответов);

• академическая (3-й столбец листа ответов);

• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

• музыкальная (5-й столбец листа ответов);

• литературная (6-й столбец листа ответов);

• артистическая (7-й столбец листа ответов);

• техническая (8-й столбец листа ответов);

• лидерская (9-й столбец листа ответов);

• спортивная (10-й столбец листа ответов).

4. Методика диагностики одаренности

(для учащихся- 15 вопросов, для родителей-35)

Инструкция по заполнению:

если не нравится «-»

 если нравится «+»

 очень нравится «++»

                       Лист вопросов:

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли вам…

1.Решать логические задачи и задачи на сообразительность

2.Читать самостоятельно (или слушать ) сказки, рассказы ,повести;

3.Петь, музицировать;

4.Заниматься физкультурой;

5.Играть с другими детьми в различные коллективные игры;

6.Читать, слушать рассказы о природе;

7.Делать что-нибудь на кухне;

8.Играть с техническим конструктором;

9.Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10.Самостоятельно рисовать;

11.Играть в спортивные, подвижные игры;

12.Руководить играми детей;

13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.Ходить в магазин за продуктами;

15.Читать(слушать)книги о технике, машинах, космических кораблях;

16.Играть в игры с отгадыванием слов;

17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20.Содержать домашний аквариум, птиц, животных;

21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки;

22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей;

23.Знакомиться с историей;

24.Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25.Читать (слушать) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26.Объяснять что-то другим детям или взрослым (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27.Ухаживать за домашними растениями;

28.Помогать взрослым делать уборку в квартире;

29.Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30.Знакомиться с общественными явлениями, международными событиями;

31.Участвовать в постановке спектаклей;

32.Заниматься спортом в секциях, кружках;

33.Помогать     другим людям;

34.Работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

ЛИСТ ОТВЕТОВ:

Дата __________Фамилия, имя______________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов:

  1. столбец-математика и техника
  2. -====== гуманитарная сфера;
  3. художественная деятельность;
  4. физкультура и спорт;
  5. коммуникативные интересы;
  6. природа и естествознание;
  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их  легче сделать развитие ребенка  всесторонним и гармоничным. (Использованная литература:А.И.Савенков «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека журнала «Директор школы» №1-2001 г., М. «Сентябрь» 2001 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам"

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспе...

Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам

Статья о подготовке к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе содержит подходы, условия, основные формы работы и виды деятельности, методические приемы, рекомендации участникам олимпиады....

Активные методы работы с одаренными детьми при подготовке школьников к олимпиадам по математике

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.  Одаренн...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Презентация  Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....