Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО
опыты и эксперименты по теме

Малышкина Наталья Васильевна

        Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обучения  в школе, основанный  на принципах соединения  обучения с исследованием, индивидуализации учебного процесса, приоритетного отбора    образовательных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opytno-eksperimentalnaya_rabota_na_sovet.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

Параметры информации

Содержание информации

1. Данные об образовательном учреждении

1.1

Адрес образовательного

учреждения

430904, г.о. Саранск, р.п. Ялга, ул. Мичурина, 34А

1.2

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

1.3

Вид образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение

1.4

Тип образовательного учреждения

Школа

1.5

Количество учащихся

350

1.6

Телефон/факс

25-36-61/25-40-25

1.7

Электронная почта

yalgsar@edurm.ru.

2. Данные о контактном лице по вопросам экспериментальной работы в образовательном учреждении

2.1

ФИО

 Юркин Николай Афанасьевич

2.2

Должность

Директор МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск

2.3

Телефон/факс

25-36-61/25-40-25

2.4

Адрес сайта в Интернете:

http://www.schoolrm.ru/schools/yalgsar/about/

3. Данные о масштабе экспериментальной работы

3.1

Тип эксперимента

 формирующий

3.2

Приказ о присвоении статуса  экспериментальной площадки

3.3

Статус эксперимента

республиканский

3.4

Кем присвоен статус (приказ)

Министерство образования Республики Мордовия

3.5

Количество участников эксперимента

350 учащихся и 27 учителей

Руководители  эксперимента

Юркин Н.А., директор  МОУ «Ялгинская СОШ» г.о.  Саранск,

Малышкина Н.В., заместитель директора по НМР «Ялгинская СОШ» г.о.  Саранск

4. Данные о содержании ОЭР

4.1

Тема эксперимента

«Создание модели  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС  ОО»

Сроки эксперимента

2013-2015 гг.

4.2

Этапы эксперимента

I полугодие 2013-2014 учебного года – поисковый:

  • организация деятельности;
  • реализация  плана мероприятий.

  II полугодие 2013-2014 учебного года – формирующий:

  • проведение мероприятий эксперимента;
  • обработка результатов, мониторинг.

 2014-2015 учебный год–обобщающий:

  • обработка результатов;
  • завершение  плана  мероприятий;
  • распространение  продуктов  экспериментальной деятельности.

4.3

Объект

Образовательная среда   МОУ  «Ялгинская СОШ» в условиях реализации ФГОС ОО

4.4

Предмет

Образовательные достижения обучающихся  МОУ «Ялгинская СОШ»

4.5

Субъекты

образования

Администрация, учителя, психолог, логопед,  родители, учащиеся

Цель эксперимента

Теоретически обосновать и разработать  модель  мотивационной  образовательной среды достижения образовательных результатов  обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО. образовательного учреждения

4.6

        Задачи исследования:

изучить  литературу по теме эксперимента;

определить  компоненты  модели  мотивационной  образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО;

выявить и создать основные условия мотивационной образовательной среды  ОУ

разработать программу, направленную на внедрение основных элементов мотивационной среды в образовательную деятельность учащихся;

исследовать возможности мотивационной среды и ее влияния на образовательные результаты учащихся;

разработать  рекомендации по апробации результатов эксперимента с целью возможности использования их  на базе других школ

провести анализ результатов эксперимента.

4.7

Гипотеза

           Если в школе  будет создана    мотивационная образовательная среда, затрагивающая деятельность всей педагогической системы и обеспечивающая погружение учащегося в  пространство, способствующее активизации его познавательной и творческой деятельности, то  в результате  это обеспечит достижение  образовательных результатов обучающихся  как главного эффекта реализации ФГОС ОО.

4.8

Направление экспериментальной работы

 Осмысление практики работы образовательного учреждения   по созданию модели  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС  ОО.

   Разработка  директивного  (на весь срок реализации программы) и календарного  (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевого  графика с указанием конкретных исполнителей  (координация, четкое распределение функций между исполнителями программных мероприятий, предотвращающее возникновение дублирования в работе, препятствующее эффективному выполнению намеченных планов ), где  прописаны запланированные  мероприятия, обеспечивающие получение запрограммированного результата.

Разработка   программы, направленной на внедрение основных элементов мотивационной среды в  образовательную деятельность учащихся.

Разработка и опытная проверка  нового содержания общего образования  и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических, методических, комплектов применительно  к практике школьного образования, базовой основой которого  являются  информационно-коммуникационные технологии.

Разработка и апробация новых организационно-управленческих механизмов, опережающих идеи  модернизации управления школьным образованием, включая ее экономическую составляющую.

Создание и развитие новых звеньев  в организационной структуре управления школой, обеспечивающих  сетевое взаимодействие субъектов школьного образования.

Разработка  и опытная проверка многобальных  и безотметочных систем оценки качества школьного  образования, новых форм и методов управления образовательным процессом.

Разработка и  апробация новых средств обеспечения общественной поддержки программ развития школьного образования (фонды, советы, попечители и т.д.).

Апробация и внедрение новых аппаратных и программно-педагогических средств и средств обучения школьников на информационно-коммуникационной основе.

Разработка  и апробация новых дополнительных образовательных услуг в рамках формирования ученического компонента учебного плана.

         Апробация модели мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО,       обеспечивающая   новое  качество образования, ориентированного  на повышение качества жизни будущих выпускников  и всего нашего общества, за счет создания  в школе мотивационной образовательной среды.

   Документальное оформление результатов экспериментальной работы.

 Организационный компонент изменений

 В процессе работы над проектом мы придерживались следующего алгоритма технологии разработки инновационного проекта:

1. Определение основных жизненных и профессиональных ценностей педагогов, учащихся и родителей, согласование ценностей, формулирование конвенциальных ценностей.

2. Анализ образовательных потребностей и запросов обучающихся, семьи, села, страны; анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг.

3. Мотивация членов педагогического коллектива на участие в создании проекта. Выявление имеющихся проблем и определение основных направлений изменений на предстоящий период.

4. Формулирование цели инновационного проекта на основе уточнения миссии школы, задач, определение содержания предстоящих изменений и соответствующих средств.

5. Создание временного творческого коллектива. Подбор необходимых аналитических и содержательных материалов, их обсуждение в ходе деловой игры с участием всего коллектива.

6. Написание инновационного проекта, научное консультирование, редактирование и рецензирование проекта.

7. Обсуждение проекта в различных структурных подразделениях школы, на родительских собраниях, в органах детского самоуправления и детских общественных организациях, на совещаниях с социальными партнерами, представление программы на сайте школы в Интернете.

8. Доработка текста проекта с учетом высказанных замечаний и предложений.

9. Утверждение инновационного проекта на Педагогическом Совете.

10. Публикация текста проекта (на сайте школы для учащихся и их родителей, социальных партнеров), печатный вариант для членов педагогического коллектива.

4.9.

Ожидаемый результат:

         Модель  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов  обучающихся  в условиях реализации ФГОС ОО, способствующая системным изменениям в образовательном процессе.

Повышение качества образования в школе как результата повышения мотивации на образовательную деятельность и получение образовательного результата учащимися.

    Опыт  апробации модели мотивационной образовательной среды,  рекомендации внедрения  вышеназванной модели в общеобразовательные учреждения РМ.  

4.10.

Используемые методы

 теоретический: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.

эмпирический: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ и наполнения тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных компонентов профессиональной позиции педагога, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп и др.;

статистический: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов, расчет распределения, коэффициентов корреляции, оценка статистической значимости гипотезы и др.        

4.11

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления

Мониторинг образовательной деятельности обучающихся, удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами.

Обучающие семинары, круглые столы, методические пособия и рекомендации для педагогов и родителей, научно-методический сборник, печатные  материалы из опыта работы,  выступления на научно-практических  конференциях.

4.12

Перспективный план экспериментальной деятельности (по этапам эксперимента)

Дальнейшее развитие проекта повлечет за собой  постоянное обновление основной образовательной программы школы, гибко реагирующей на изменения  образовательных  потребностей обучающихся и их родителей, образовательной ситуации и рынка образовательных услуг.

Совершенствование организационно-управленческих механизмов, научно-методического обеспечения, системы повышения квалификации кадров, развитие образовательной среды, расширение круга социальных партнеров школы, совершенствование механизмов привлечения общественности к делам  образования, расширения участия родителей и учащихся в решении возникающих проблем.

Продолжение  работы по  повышению качества  пространственно-предметного  содержания  образовательной среды, качества  социальных отношений в данной среде, качества связей между пространственно - предметным и социальным компонентами этой среды.

Внедрение новых информационных и гуманитарных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника школы на рынке труда и в сфере высшего образования, разработка   современных проектов с ВУЗами города  для повышения качества образования.

Подготовка  учащихся к самостоятельному профессиональному выбору и адекватному выбору дальнейшего образовательного  маршрута через организацию на новом, современном уровне профессиональной ориентации, введение продуманной и социально востребованной системы профильной и  предпрофильной подготовки.

5. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах

5.1

Характеристика  полученных  результатов ОЭР (планируемых)

Рекомендации по апробации результатов эксперимента,    

 научно-методические  материалы.

5.2

Где осуществлялась апробация или внедрение полученных результатов ОЭР

МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск

5.3

Где можно познакомиться с результатами ОЭР

http://www.schoolrm.ru/schools/yalgsar/about/

5.4

Характеристика полученных тиражируемых продуктов

(планируемых)

 Публикации по итогам эксперимента,

программы  элективных курсов.

5.5

Специальные условия использования продукта

5.6

Кому принадлежат права на использование продукта ОЭР

МОУ «Ялгинская СОШ»

5.7

Условия распространения и использования продукта

Планируется, в дальнейшем,  на основе обобщенного опыта внести предложения по возможному распространению в школах Республики Мордовия  накопленного опыта и  внедрение результатов эксперимента.

6. Данные о связях с другими учреждениями

6.1

Партнерство в рамках  данной экспериментальной работы

МРИО,  МГУ им. Н.П. Огарева,

МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

В  Республиканский экспертный Совет

Заявка

на открытие  республиканской экспериментальной площадки

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск представляет на экспертизу программу эксперимента        по теме:      «Создание модели мотивационной образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся  в условиях реализации ФГОС ОО».

     Программные цели и задачи эксперимента заключаются в  теоретическом  обосновании  и разработке   модели   мотивационной образовательной среды  достижения образовательных результатов  обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО.

     В процессе эксперимента  предполагается использовать  эмпирические методы педагогического исследования (изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос и т.д.),   комплексные  методы (обследование, мониторинг, обобщение и моделирование и т.д.).  

Основной результат: модель  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов  обучающихся  в условиях реализации ФГОС. Дальнейшее развитие проекта повлечет за собой  постоянное обновление  Основной образовательной программы школы, гибко реагирующей на изменения  образовательных  потребностей, образовательной ситуации и рынка образовательных услуг. Это предполагает  совершенствование организационно-управленческих механизмов, научно-методического обеспечения, системы повышения квалификации кадров, развитие образовательной среды, расширение круга социальных партнеров школы, совершенствование механизмов привлечения общественности к делам  образования, расширения участия родителей и учащихся в решении возникающих проблем.

Планируется, в дальнейшем,  на основе обобщенного опыта внести предложения по возможному распространению в школах Республики Мордовия  внедрение результатов эксперимента в системе образования Республики Мордовия. Основанием  для возможного  распространения  разработанной модели  явится невысокая  затратность, востребованность  в практике работы школы, обусловленная ее актуальностью и практической целесообразностью.

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обучения  в школе, основанный  на принципах соединения  обучения с исследованием, индивидуализации учебного процесса, приоритетного отбора    образовательных дисциплин.

Дата поступления заявки   26  декабря   2013г.

Директор МОУ «Ялгинская СОШ»                                   Н.А. Юркин

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ» г.о. Саранск

 «Утверждаю»

Директор МОУ «Ялгинская СОШ»

____________________________

                                                                                                             Н.А. Юркин

Программа  экспериментальной работы

Тема эксперимента «Создание модели  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО»

Руководители эксперимента:

Юркин Н. А., директор  МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск,

Малышкина Н.В., заместитель директора по НМР г.о.Саранск

Научный консультант:

Т.В.Самсонова проректор по НМР ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» г. Саранск, кандидат педагогических наук, доцент

                                 

Саранск 2014

Обоснование актуальности темы эксперимента.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. От состояния образовательной системы принципиально зависит будущее современного общества. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится  ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит  дальнейшая жизненная успешность и качество человека  и общества в целом.

Условия развития российской средней школы в XXI веке (активные интеграционные процессы в образовании, сосуществование европейских стандартов и традиционных реалий российского образовательного пространства, быстрая смена технологий, информатизация всех сфер деятельности, изменения конъюнктуры на рынке труда) ставят перед ней в качестве главной задачи формирование  полноценной развитой личности, обладающей набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах, обеспечивающей жизненную и профессиональную успешность, социальное благополучие человека, его плодотворное участие в жизни общества. 

Тем не менее, практика показывает, что многие факторы образовательной среды школы не обеспечивают формирования необходимых в современных условиях качеств личности выпускника. К таким факторам  относятся  и дисциплинарная модель обучения у некоторых педагогов, отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, несовершенство психолого-педагогического сопровождения.

Становится очевидной необходимость создания мотивационной образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало и сформировать способность быть субъектом развития своих способностей в продолжение  всей жизнедеятельности.

Мотивационная образовательная среда рассматривается в современных условиях в как сложное многоуровневое явление, которое включает несколько аспектов: материальный, организационный, психологический, педагогический, технологический. И каждый из этих аспектов  среды наполняется мотивирующими и стимулирующими  факторами, что и позволяет говорить о создании мотивационной среды школы. Такая среда обеспечит более высокий уровень качества образования в современном его понимании.

Таким образом, мотивационная среда - среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров ОУ), обеспечивающая повышение качества образования.

Мотивационная образовательная среда должна быть:

адаптивной, чтобы обеспечить адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды;

гуманитарной с приоритетом гуманистических духовных ценностей;

саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить  качественное образование в постоянно  изменяющейся социокультурной  ситуации не только за счет адаптации, но и за счет опережающего развитии;

инновационной;

динамичной;

обновляющейся;

открытой, чтобы использовать  педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы;

технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя современные и информационно коммуникативные технологии, соответствующие современному уровню освоения образовательного процесса;

комфортной, чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей  от школы и образования.

Созданная на перечисленных выше условиях, мотивационная среда  реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечает задачам Концепции  долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации  до 2020 г.,  национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Главная идея представленного эксперимента заключается в обеспечении  нового качества образования, ориентированного  на повышение качества жизни будущих выпускников  и всего нашего общества, за счет создания  в школе мотивационной образовательной среды.

Создание мотивационной среды школы означает насыщение  образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими  факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования.

Осознавая необходимость обеспечить формирование у учащегося способности нестандартно мыслить, объективно оценивать собственные  возможности, знания и умения, выстраивать индивидуальную траекторию  собственного развития, педагоги МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск  ставят цель моделировать образовательное пространство школы как среду развития личности, способной  к самоопределению, самопознанию, самоутверждению, самореализации. Такой подход активизирует творческую деятельность учащихся, а содержание образования становится для него личностно значимым.

Составляющие педагогического процесса (цели, содержание образования, формы организации учебной и внеучебной деятельности, предметно-пространственная сфера, воспитательная система и др.) несут стимулирующую  нагрузку только в том случае, если становятся компонентами  особой  мотивационной образовательной среды, побуждающей школьника к постоянному интеллектуальному поиску, к  реализации потребности в исследовании мира, в образовании и самообразовании в течение всей жизни.  

Личность – это человек в его социальных отношениях. Мотивационная образовательная среда дает богатые возможности для личностного становления, что является главным условием для социального развития участников эксперимента, заключающиеся:

 в возможности свободы принятия школьником выбора деятельности, построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; более интенсивного проживания различных социальных ролей;

в освоение различных сред: культурной, информационной и др. Педагог школы также получает возможность освоения новых ролей: исследователя, модератора, проектанта  и др. Родитель вовлекается в образовательный процесс как сотрудник, участник, субъект совместной инновационной деятельности.

Инструментами социального развития становятся инициируемые организаторами проекта социальные процессы разного порядка по созданию мотивационной среды:

1. Диагностика среды – выявление ее позитивного и негативного потенциала, изучение уровня удовлетворенности, потребностей и мотивов находящихся здесь субъектов;

2. Разработка модели мотивационной среды, в центре проектирования которой находятся связи и отношения субъектов;

3. Согласование ценностей и смыслов субъектов и создание концепции мотивационной среды;

4. Дифференциация коллективных субъектов мотивационной среды, результатом которой является обретение ими «индивидуального лица»;

5. Организация взаимодействия различных субъектов мотивационной среды как основы процесса интеграции, необходимого для ее функционирования;

6. Создание условий для реализации школьниками, педагогами, социальными партнерами и другими участниками мотивационной среды своей субъектной позиции.

Методологической  основой эксперимента  явились  труды ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, Л.А.Венгера, Г.К. Селевко. В частности мы опираемся  на   такие  подходы и идеи, которые утверждают, что развитие личности, способной  к самоопределению, самопознанию, самоутверждению, самореализации осуществляется в определенном креативном поле,   достигается не за  счет увеличения  объема и сложности информации, а за счет изменения ведущих форм деятельности.

Методологическую базу исследования составляют также работы и педагогов, рассматривающих внедрение  компетентностного подхода  в образовательную практику: М.Н.Скаткина, И.Я Лернера, В.В.Краевского, Г.П.Щедровицкого, А.Г.Каспаржака, Л.Ф.Ивановой и др.  На основе их теоретического наследия,  мы определяем стратегию подготовки такой личности, которая бы смогла  практически разрешать нестандартные,  значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности и возможности.

Мотивационная среда школы: качество образования для качества жизни - цикл стратегии управления.

Организационно-управленческим  обеспечением  механизма  реализации Инновационного проекта  являются:

1.Образовательная идеология и политика в обществе

2.Ведущие идеи педагогической науки, новые образовательные концепции

3.Образовательные проекты в стране, регионе, муниципалитете

4.Официальные документы по модернизации системы образования

5.Материально- техническое обеспечение ОУ

6.Состояние массовой педагогической практики

7.Актуальные проблемы школьной действительности

8.Теоретическая концепция. Опорные педагогические позиции.

9.Цель, задачи, гипотеза и методика исследования. Информационное и диагностическое обеспечение

Результат успешной личности  возможен при условии  организации  мотивационной среды в том случае, если группа субъектов  образовательного  процесса  будет направлять  мотивационные потоки  на конкретную группу обучающихся, а также, если сам обучающийся  способен пройти путь 4-х «само», смысловое значение которых по Г.К.Селевко звучит  как: самоопределение, самопознание, самоутверждение, и самореализация.

Развитие мотивов качественного образования должно быть обусловлено созданием соответствующей мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

Такой подход является инновационным с позиций педагогической науки и практики, т.к. системно обосновывает повышение качества образования за счет создания целостной Мотивационная среда школы: качество образования для качества жизни  мотивационной образовательной среды школы во всех ее аспектах: материальном, организационном, психологическом, педагогическом и технологическом.

Теоретический анализ проблемы также позволил рассмотреть в системе внешние и внутренние противоречия  в процессе развития   личности ребенка:

между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям;

между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения;

между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний;

между необходимостью всё время увеличивать объёмы информации, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в её усвоении.

В качестве системообразующего фактора для проектирования и моделирования мотивационной образовательной среды в условиях  образовательного учреждения выделяются основные параметры  личности способной  к самоопределению, самопознанию, самоутверждению, самореализации как «конечного продукта» деятельности общеобразовательного учреждения.

Основными направлениями создания  модели  мотивационной образовательной среды являются:

1. Осмысление практики работы образовательного учреждения   по созданию модели  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС  ОО.

2.   Разработка  директивного  (на весь срок реализации программы) и календарного  (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевого  графика с указанием конкретных исполнителей  (координация, четкое распределение функций между исполнителями программных мероприятий, предотвращающее возникновение дублирования в работе, препятствующее эффективному выполнению намеченных планов), где  прописаны запланированные  мероприятия, обеспечивающие получение запрограммированного результата.

3.Разработка программы, направленной на внедрение основных элементов мотивационной среды в  образовательную деятельность учащихся.

4.Разработка и опытная проверка  нового содержания общего образования  и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических, методических, комплектов применительно  к практике школьного образования, базовой основой которого  являются  информационно-коммуникационные технологии.

5.Разработка и апробация новых организационно-управленческих механизмов, опережающих идеи  модернизации управления школьным образованием, включая ее экономическую составляющую.

6. Создание и развитие новых звеньев  в организационной структуре управления школой, обеспечивающих  сетевое взаимодействие субъектов школьного образования.

7.Разработка  и опытная проверка многобалльных и безотметочных систем оценки качества школьного  образования, новых форм и методов управления образовательным процессом.

8.Разработка и  апробация новых средств обеспечения общественной поддержки программ развития школьного образования (фонды, советы, попечители и т.д.).

9. Апробация и внедрение новых аппаратных и программно-педагогических средств и средств обучения школьников на информационно-коммуникационной основе.

10.Разработка  и апробация новых дополнительных образовательных услуг в рамках формирования ученического компонента учебного плана.

11.  Апробация модели мотивационной образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО, обеспечивающая новое качество образования, ориентированного  на повышение качества жизни будущих выпускников  и всего нашего общества, за счет создания  в школе мотивационной образовательной среды.

Основными механизмами  создания мотивационной образовательной среды ОУ являются:

изменение системы взаимоотношений участников образовательного процесса;

создание инновационной инфраструктуры образовательной среды;

внедрение новых образовательных практик.

Ключевыми мероприятиями по созданию мотивационной  среды  в нашем учреждении  являются:

Системная оптимизация  образования в начальной школе, предполагающая: координацию  процессов обучения, воспитания и развития  в рамках  учебной деятельности; обеспечение максимальных  возможностей для каждого ребенка в саморазвитии и самореализации через организацию дополнительной образовательной  и воспитательной работы во  второй  половине дня. Обновление и оптимизация учебного плана: введение в среднем звене  школы курса «Проектная деятельность»,  «Физика и химия», «Школа олимпиадных задач». Широкое внедрение   новых моделей уроков. Расширение элективных курсов  для учащихся  9-11 классов с учетом  образовательных потребностей учащихся и их родителей, «Лингвистические единицы русского языка», «Задачи прикладной математики», «Школа олимпиадных задач», «За страницами учебника физики и химии» и т.д.

Введение мониторинга с целью  оперативного  анализа и коррекции процесса  инновационных изменений  в образовательной системе школы,  а также педагогического  сопровождения  образования и поддержки  личностного  развития учащегося.

Школьное научное общество «Кристалл», целью которого является  обучение школьников  современным  информационным  и аналитическим умениям: самостоятельной поисковой работе в различных областях знаний, ориентации  в информационной среде,  реферативной и аналитической  работе  по сбору и обработке  информации.  Предусматривается проведение  самостоятельных исследовательских проектов в различных направлениях  современной науки, оформление и презентации результатов исследования на разном уровне в форме публикуемых учебных рефератов,  эссе, докладов и  научных статей.

Обогащение психологической среды школ, обеспечение ее  эмоциональной  насыщенности с учетом  возрастных и личностных особенностей и потребностей учащихся на каждой ступени  образования.

Создание  условий для индивидуальной работы над проектами и учебными заданиями с использование школьной библиотеки, лабораториями  факультетов аграрного института и  института  механики энергетики   при   МГУ им. Н.П.Огарева.

Перевод на  качественно более высокий уровень  информационной и технологической среды школы:   интерактивные доски, компьютеры,  проекторы, Интернет ресурсы.

Организация повышения  квалификации  педагогов школы в области информатизации и коммуникационных технологий, в сфере  современных и информационно коммуникативных технологий, психологии мотивации деятельности и др.

Школа обладает необходимыми ресурсами для реализации проекта. К ним относятся:

  • человеческий ресурс: в школе работает высококвалифицированный, стабильный, сплоченный педагогический коллектив, мотивированный на участие в проекте и уже включившийся в его разработку и реализацию
  • научный ресурс:  заключены договора с МГУ им. Н.П. Огарева, МГПИ им. Н.П. Евсевьева,  МРИО, с детской библиотекой, с научным комплексом «Орбита».
  • социальный ресурс: проект поддержан всем педагогическим сообществом школы: учащимися, родителями, социальными партнерами

Недостающие материальные ресурсы предусмотрены сметой расходов на реализацию данного проекта.

Таким образом, все вышесказанное дает основания для формулировки темы эксперимента: «Создании модели мотивационной образовательной среды образовательного учреждения достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО». 

Объект исследования: образовательная среда МОУ «Ялгинская СОШ» в условиях реализации ФГОС ОО

Предмет исследования: образовательные достижения обучающихся  МОУ «Ялгинская СОШ»

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать  модель  мотивационной  образовательной среды достижения образовательных результатов  обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО.  

Задачи исследования: 

  • изучить  литературу по теме эксперимента;
  • определить  компоненты  модели  мотивационной  образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО;
  • выявить и создать основные условия мотивационной образовательной среды  ОУ
  • разработать программу, направленную на внедрение основных элементов мотивационной среды в образовательную деятельность учащихся;
  • исследовать возможности мотивационной среды  и ее влияния на образовательные результаты учащихся;
  • разработать  рекомендации по апробации результатов эксперимента  с целью возможности использования их  на базе других школ;
  • провести анализ результатов эксперимента.

Гипотеза эксперимента: Если будет создана мотивационная образовательная среда, затрагивающая деятельность всей педагогической системы и обеспечивающая погружение учащегося в  пространство, способствующее активизации его познавательной и творческой деятельности, то  в результате  это обеспечит достижение  образовательных результатов обучающихся  как главного эффекта реализации ФГОС ОО

В процессе эксперимента  предполагается использовать  эмпирические методы педагогического исследования (изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос и т.д.),   комплексные  методы (обследование, мониторинг, обобщение и моделирование и т.д.).  

Одним из критериев уровня развития учащегося станет  «Портфолио ученика».

Этапы реализации эксперимента:

I этап – поисковый (первое  полугодие 2013-2014учебного года) – связан с осмыслением практики работы образовательного учреждения  и проблем его развития,  освоением  научного опыта и составлением программы эксперимента.

II этап – формирующий  (второе  полугодие 2013-2014 учебного года) предусматривает разработку проекта  и моделирование  мотивационной  образовательной среды  обучающихся в условиях реализации ФГОС

На этой стадии осуществляется разработка плана мероприятий, обеспечивающих получение запрограммированного результата; определяются пути и средства достижения целей, разрабатываются директивный (на весь срок реализации программы) и календарный (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевые графики с указанием конкретных исполнителей. Особое внимание обращается на координацию, четкое распределение функций между исполнителями программных мероприятий, предотвращающее возникновение дублирования в работе, препятствующее эффективному выполнению намеченных планов.

III этап – обобщающий (2014-2015 учебный год), в ходе которого предполагается апробация модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО, документальное оформление результатов экспериментальной работы, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований образовательной среды и педагогической системы.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

Для выявления на каждом этапе  эксперимента возможных негативных последствий и их своевременной коррекции необходимо  регулярное отслеживание  хода эксперимента (наблюдение, постоянный контакт руководителей и педагогов экспериментаторов).

Прогноз негативных результатов

Способы коррекции

Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения.

Система ознакомительных занятий и родительских занятий, психолого-педагогическая поддержка эксперимента.

Негативное поведение ряда учителей к нововведениям.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, консультации с  руководителями и координаторами.

Неэффективное использование некоторыми  учителями нового для них содержания образования и технологий, способствующих созданию мотивационной среды .

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций.

Ожидаемый результат: 

Модель  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов  обучающихся  в условиях реализации ФГОС ОО, способствующая системным изменениям в образовательном процессе.

Повышение качества образования в школе как результата повышения мотивации на образовательную деятельность и получение тем самым нового образовательного результата учащимися.

Опыт  апробации модели мотивационной образовательной среды,  рекомендации внедрения  вышеназванной модели в общеобразовательные учреждения РМ.  


План

экспериментальной деятельности по теме  «Создание модели  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО»

№/№

Содержание работы

Методы

Предполагаемый результат

Сроки выполнения

Ответственные исполнители

I  этап эксперимента –поисковый  (I полугодие 2013-2-14 учебного  год)

1.1.

Создание рабочей группы по реализации программы эксперимента

Планирование работы группы

Целенаправленная работа по программе эксперимента

Сентябрь-декабрь

Администрация,

Руководители  МО

1.2.

Разработка локальной нормативно-правовой базы эксперимента

нормативно-правовой базы эксперимента

Сентябрь-декабрь

Завучи

1.3.

Анализ  теоретического и методологического материала  по теме эксперимента,   основных  тенденций  развития  мотивационного  образовательного пространства.

Работа с литературой и  другими источниками

Анализ имеющейся практики

Сентябрь-декабрь

Завучи,

рук. МО

1.4.

Составление программы (плана) действий по реализации концепции эксперимента

Анализ, планирование

Целенаправленная работа в рамках эксперимента

Сентябрь-декабрь

Завучи,

рук.МО

1.5.

Расширение возможностей образовательного учреждения путем выявления и реализации педагогических условий, позволяющих уточнять и конкретизировать образовательную стратегию.

Проблемный анализ

Аналитическая справка

Сентябрь-декабрь

Завучи

1.6.

Составление программы «Создание модели мотивационной образовательной  среды достижения образовательных результатов  обучающихся  в условиях  реализации ФГОС ОО»

Экспертиза и утверждение программы на РЭС при МО РМ

Модель мотивационной образовательной  среды , способствующая   повышению качества образования обучающихся.

Январь

Завучи,

 психолог

1.7.

Первичный мониторинг    по формированию мотивации учебной деятельности   учащихся на уроках и изучения  уровня удовлетворенности, потребностей и мотивов находящихся здесь субъектов.

Подбор и разработка методик для проведения процедуры мониторинга, разработка критериальной базы по формированию  мотивации  учебной деятельности

Аналитическая справка, рекомендации

Сентябрь-декабрь

Завучи,

 психолог

1.8.

Первичный мониторинг   педагогических  факторов, влияющих  на формирование   положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Подбор и разработка методик для проведения процедуры мониторинга, разработка критериальной базы определения  педагогических факторов, влияющих  на  формирование положительной  устойчивой  мотивации  учебной деятельности .

Аналитическая справка, рекомендации

Сентябрь-декабрь

Завучи,

 психолог

1.9.

Проведение заседания  по итогам первого этапа эксперимента

Сводный отчет по итогам первого этапа эксперимента

Декабрь

Зам. директора по НМР,

рук. МО

II этап эксперимента –формирующий   (II полугодие2013-2014 учебного   года)

№/№

Содержание работы

Методы

Предполагаемый результат

Сроки выполнения

Ответственные исполнители

2.1.

Разработка проекта модели  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО»

Аналитические и эмпирические методы работы с материалом

Модель  мотивационной образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся способствующих    повышению качества образования обучающихся.

Январь-март

Завучи, рук МО

2.2.

Опытно-экспериментальная апробация модели  и  ее корректировка в соответствии с концепцией эксперимента

Сентябрь-май

Завучи, рук МО

2.3.

Разработка  механизма  формирования  положительной  устойчивой  мотивации учебной деятельности, конструирование  психологического содержания  каждого  этапа  урока в школе.

Сентябрь-май

Администрация,

руководители МО

2.4.

Организация постоянно действующего семинара по теме: «Создание условий  для развития  и поддержки высокой мотивации  учащихся ».

Всестороннее обсуждение темы эксперимента. Формирование выводов.

В течение учебного года

Администрация,

рук. МО

2.5.

Разработка и апробация авторских программ

Изучение методической литературы, научных разработок, обобщение собственного опыта

Заключение РЭС при МО РМ

В течение учебного года

Зам. по НМР,

рук. проф. объед.,

2.6.

Разработка и  опытная проверка  нового содержания  общего образования  и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических, методических комплексов применительно к практике школьного  образования , базовой основой которого  являются  информационно-коммуникационные технологии.

В течение учебного года

Администрация,

рук. проф. объед.,

2.7.

Обучение педагогов на КПК «Педагогические технологии адаптивной школы»

Обучение на КПК (дистанционно)

Подготовка педагогов к проведению эксперимента

В течение учебного года

Администрация

2.8.

Создание инновационной системы методической работы школы

Системно-целевой подход в организации методической работы

Программа инновационной системы методической работы лицея

В течение учебного года

Зам. директора  по НМР

2.9.

Поиск и апробация новых подходов к созданию условий для развития  и поддержки высокой  мотивации учебной  деятельности  на уроке и при участии во внеурочной деятельности  по предметам.

В течение учебного года

Администрация,

психолог,

рук. проф. объед.,

2.10.

Освоение и внедрение на практике технологий деятельностного метода, создание портфолио.

В течение учебного года

Администрация,

рук. проф. объед.,

учителя-экспериментаторы

2.11.

Внедрение вариантных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг.

В течение учебного года

Администрация,

рук. проф. объед.,

учителя-экспериментаторы

2.12.

Психологическое сопровождение образовательной деятельности учащихся

В течение учебного года

Психолог

2.13.

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе

В течение учебного года

Администрация,

рук. проф. объед.,

учителя-экспериментаторы

2.14.

Проведение педагогического совета на тему: «Создание условий  для развития и поддержки  высокой мотивации  учебной деятельности  школьников на уроках и во   внеклассной  деятельности  »

Ноябрь

Администрация

2.15.

Организация диссеминации ППО по теме эксперимента

В течение учебного года

Администрация,

рук. проф. объед.,

учителя-экспериментаторы

2.16.

Пополнение банка методических разработок, психолого-педагогического обеспечения инновационного образовательного пространства развития личностных достижений учащихся.

В течение учебного года

Администрация,

рук. проф. объед.,

учителя-экспериментаторы

III этап эксперимента – обобщающий  ( 2014-2015 учебный  год)

№/№

Содержание работы

Методы

Предполагаемый результат

Сроки выполнения

Завуч по НМР

3.1.

Анализ практического опыта  школы

Анализ имеющихся данных

Рекомендации

Сроки выполнения

Завуч по НМР

3.2.

Апробация модели  мотивационной образовательной среды  достижения образовательных результатов  обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО.

Математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Отчет, рекомендации

Сентябрь-октябрь

Зам по НМР,

Рук. МО

3.3.

Заключительный мониторинг всех компонентов и структур объектов и субъектов экспериментальной площадки.

Расчет распределения коэффициентов корреляции, оценка статистической значимости гипотезы и др.

Рекомендации по созданию моделей инновационного образовательного пространства успешного развития личности учащегося в республиканской  образовательной системе.  

 Конец 1 полугодия

Зам по НМР,

Рук. МО

3.4.

Оформление результатов исследования

Анализ проведенных исследований по проблеме, разработка методических рекомендаций

Апробация на совещаниях, конференциях, публикаций по результатам работы

Конец 2 полугодия

Зам по НМР,

Рук.  МО

3.5.

Итоговая научно-практическая  конференция «Создание модели  мотивационной  образовательной среды  достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО»

 

Программа конференции

Рекомендации по итогам научно-практической конференции

Декабрь

Зам по НМР,

рук. МО


Субъекты

образования

Ожидаемые изменения в

образовательной среде

Результат изменений

Учащиеся, родители

Расширение  спектра образовательных  услуг  в основной школе. Возможность осуществления  индивидуального образовательного маршрута.

Введение  новых  дисциплин, расширение спектра элективных курсов

Учащиеся,  педагогический персонал

Техническое  оснащение

учебных  кабинетов

Установка нового компьютерного класса, переносных мультимедийных   проекторов, МФУ.

Учащиеся, педагогический персонал

Предоставление  возможности

публиковать  свои  творческие

работы.

Создание  сборников  творческих  работ учащихся и учителей. Работа школьного сайта.

Учащиеся, педагогический персонал, родители

Ведение научно- исследовательской

деятельности учащихся ,  участие  в

конференция разного уровня.

Расширение  спектра  научно-

исследовательских  и  проектных работ для  разных  категорий  учащихся, участие в конференциях различного уровня, создание  сборника  исследовательских работ школьников.

Педагогический персонал

Возможность  творческого развития

и профессионального роста педагогов.

Освоение  новых  технологий,  систем  средст воспитания, создание новых  творческих объединений, расширение возможностей  в распространении  педагогического опыта.


Результативность и эффективность изменений после реализации проекта

Реализация проекта позволит:

  • существенно оптимизировать обновление качества образования с учетом внедрения новых образовательных стандартов;
  • существенно оптимизировать организацию системы поддержки талантливых детей;
  • существенно оптимизировать организацию развития педагогического потенциала;

Мотивационная среда школы: качество образования для качества жизни

  • существенно оптимизировать современную образовательную инфраструктуру;
  • существенно оптимизировать систему здоровьесберегающей деятельности;
  • существенно расширить самостоятельность школы;
  • перевести на качественно более высокий уровень образовательную среду школы.

Системные изменения   в образовательном процессе

Акцент в нашем проекте сделан на создании образовательной среды школы как

мотивационной. Это означает планирование изменений во всех аспектах среды:

Системные изменения в образовательной среде

Создание мотивационной   среды.

Эмоционально - насыщенная позитивная атмосфера Внедрение новых образовательных технологий Обогащение материальной и событийной среды

Совершенствование организационной структуры

Мотивационная среда школы: качество образования для качества жизни

Ключевыми мероприятиями по созданию мотивационной среды являются:

Улучшение качества образования в школе, направленного на удовлетворение потребностей:

учащихся - в программах обучения, направленных на достижение качественного образования и овладение практическими умениями самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности, быть конкурентно способными;

 родителей - в обеспечении условий для максимального развития школьников, в соответствии с их потенциальными возможностями, для их дальнейшей жизненной успешности и профессиональной состоятельности;

 педагогов – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;

 учреждения - в создании индивидуальной образовательной модели, способствующей развитию школы, что делает ее конкурентно способной на рынке образовательных услуг;

вузов города - в притоке интеллектуально и культурно развитой молодежи, обладающей высоким уровнем познавательной готовности к освоению программ высшего образования.

На каждом этапе эксперимента планируется аналитическая отчетность по поставленным целям.

По полученным данным рассматриваемую стадию эксперимента можно считать или завершающей, или исходным пунктом для разработки   программы нового этапа  эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается суть понятия "внутришкольный мониторинг" и его содержание....

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Технология интеллект-карт как оценка образовательных результатов обучающихся в условиях ФГОС

Из опыта работы. Умение создавать интеллект-карты повышает интерес к предмету, учит работать с текстом и глубоко понимать художественное слово....

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...