«Урок – одна из основных форм организации и обеспечения профессионального образования», методические рекомендации начинающим преподавателям
учебно-методическое пособие по теме

Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Каким он должен быть? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как современный урок, его методику привести в соответствие к требованиям жизни и новым содержаниям образования? Как использовать инновационные технологии? Вопросы эти не случайны. В последние годы резко повысился интерес преподавателей к проблемам современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – одна из основных форм организации и обеспечения профессионального образования

      Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Каким он должен быть? Как должна изменяться его структура в условиях кабинетной системы обучения? Как современный урок, его методику привести в соответствие к требованиям жизни и новым содержаниям образования? Как использовать инновационные технологии? Вопросы эти не случайны. В последние годы резко повысился интерес преподавателей к проблемам современного урока.

     «Иду на урок! Из года в год миллионы преподавателей учебных заведений по нескольку раз в день произносит эту фразу. «Иду на урок»» С чем? Для чего и, главное, для кого? Что ожидает каждого из нас на уроке? Каким он нам видится? «Прохождение» ли программного материала при абсолютной тишине и повиновение студентов? Гладких ли ответов отдельных ребят по пройденному материалу, или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех? Так, что же такое хороший урок? Каким ему быть в современных условиях? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда студентов, школой самостоятельности и творчества?

     Педагогическая наука констатирует: хороший урок тот, где желание обучающихся размышлять, быть ключом, где они охотно вступают в диалог с преподавателем, друг с другом, не боясь попасть впросак.

     Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не одной памятью, утверждал Л.Н. Толстой. Конечно, качество урока зависит, прежде всего, от того, что делает, о чем думает, какую внутреннюю работу совершает студент на уроке.  Считаю, что это полностью зависит от того, насыщен ли урок многообразием учебных ситуаций, и вызывает ли каждая из них у студентов множество вопросов, сомнений, удивление, а порой и настороженность. На всё оказывают влияние   многие  взаимосвязанные факторы, и, прежде всего, от правильной организации урока. Можно наблюдать множество примеров, когда очень интересные методические находки, исключительная добросовестность преподавателя сводятся на нет элементарными промахами в организации занятия.

           Урок в среднем специальном учебном заведении в основном  длится 90 минут, и на каждом из них может рождаться знание, и может рождаться скука, захватывающая сердца ребят и опасное, разъедающее их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, лет в судьбе студентов и определяются преподавателем.

          Отсюда следует, что каждый из нас, изучив основные технологии обучения, может значительно повысить уровень своего мастерства и эффективности урока.

         « Предмет математики на столько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным», поэтому на уроках математики необходимо использовать игровые технологии. Многолетний опыт работы в этом направлении показал, что только в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплочения на основе общих интересов и замыслов. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность студентов, делают восприятие более активным, творческим, эмоциональным, достойным пониманию. Проведение игр дает наибольший эффект в группах, где преобладают студенты с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых  математика кажется сухой и скучной наукой.

           Создание даже незначительных игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит эмоциональную окраску в учебную работу и разнообразие, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощи, а главное – снимает утомление.

Игры и игровые ситуации заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания студентов, потому что их систематическое использование на разных этапах изучение математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности студентов, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей.

Игровые технологии – не единственные технологии обучения на  уроках.   

           При подготовке к занятиям преподаватель  ставит следующие задачи: формировать у студентов такие качества, как уважение достоинства человека, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, настойчивость, справедливость, открытость, честность, ответственность, уважение чужих и своих трудовых усилий. Решение данных задач осуществляю с помощью интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, которое осуществляется с помощью диалоговых форм, основанных на взаимопонимании и взаимодействии педагога и студентов. Такой метод требует больше времени, чем монолог преподавателя, но обеспечивает понимание материала, закрепление идет быстрее и легче. Кроме диалоговой формы часто использую «мозговой штурм» и дебаты.

          Интерактивные методы обучения реализую как фронтальной организацией учебной деятельности, так и групповой. При формировании групп учитывается уровень сложности заданий, уровень знаний и развития навыков студентов, их эмоциональны настрой и т.д. Данная форма обучения привлекает тем, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Для эффективного применения интерактивных методов обучения необходимо нацелить аудиторию на ожидаемые результаты занятия и критерии оценки работы и провести обсуждение по итогам выполненных заданий, используя рефлексию.

          Наряду с вышеперечисленными формами и методами обучения  используется  одна из разновидностей информационных технологий – мультимедийная презентация, представляющая собой набор страниц, содержащих текст, формулы, рисунки, видеофрагменты.

         Демонстрация каждого слайда сопровождается объяснением и комментарием преподавателя. В презентацию можно включать самые разнообразные материалы, чередовать изображения с рассказом, цитированием. С помощью мультимедийной презентации можно создавать сценарии урока, что позволит высвободить большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

        Одним из самых доступных и проверенных практикой путем повышения качества знаний студентов, активизации их на уроке и во внеурочных занятиях по математике является соответствующая организация самостоятельной работы. Она занимает ведущее место в современном обучении, потому что студент приобретает знания в основном в процессе самостоятельной учебной деятельности. На уроке студенты должны трудится по возможности самостоятельно, а преподаватель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.

           Самостоятельная учебная работа – это любая организованная педагогом активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование умений и навыков при решении задач и выполнении различных упражнений, обобщения и систематизация изученного материала. Кроме того, самостоятельная работа, с одной стороны – это учебное задание, объект деятельности студента, а с другой стороны – это развитие памяти, мышления, творческого воображения. Все это, вместе взятое, в конечном счете, приводит студента либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

            С давних времен заведено, что часть работы студент выполняет в аудитории, а часть – во внеаудиторной деятельности. Сегодня внеаудиторной самостоятельной работе уделяется особое внимание, так как является неотъемлемой частью учебного процесса. Правильно организованная внеаудиторная самостоятельная работа развивает индивидуальные склонности, дарования и способности студентов, расширяет и углубляет знания и умения, полученные на уроках, предотвращает их забывание.  Эта работа проводится, прежде всего, на уроке  и  строится она с учетом требований рабочих программ, а также интересов потребностей студентов, уровня их развития. Она опирается на самостоятельность, сознательность, активность и инициативу самих ребят. Таким образом, на одном из первых уроков в группах первого курса подробно объясняю студентам, что внеаудиторная самостоятельная работа   значит для развития студентов не меньше, чем работа в аудитории во время урока. Даю установку на то, что внеаудиторная самостоятельная деятельность выполняет важные дидактические функции, а именно:

1.Закрепление знаний и умений, полученных на уроке;

2.Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, решения

   задач;

3.Расширение, углубление учебного материала, проработанного на занятии;

4.Развитие самостоятельности мышления путем индивидуальных заданий, выходящих за

   рамки программного материала, но отвечающего возможностям студентов;

5.Развитие творческих способностей;

6.Воспитание воли, характера.

           При этом учитываю, что необходимы такие дидактические условия успешности внеаудиторной самостоятельной работы как  наличие навыков самостоятельной работы у студентов, правильно организованное педагогическое руководство и обязательный контроль за выполнением. Кроме того, необходимы целесообразное дозирование; чёткие формулировки заданий и задач при полном внимании; стимулирование её самостоятельного и тщательного  выполнения; дача рекомендаций к выполнению; индивидуализация и дифференцирование заданий; включение творческих работ, вызывающих интерес к предмету. Все это    осуществляется на уроке в процессе выдачи заданий для внеаудиторной самостоятельной деятельности.

           Педагогическая эффективность внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов определяется видами учебных заданий. Я рекомендую студентам разнообразные виды проектов: рефераты; сочинения на математические темы; составление тестовых заданий, дидактических игр; создание различных сборников ;составление алгоритмов, справочников, кластеров,  макетов геометрических фигур  и др.Самыми интересными и актуальными на сегодняшний день являются задания на создание компьютерной презентации в программе PowerPoint.

           Подведение итогов всей внеаудиторной деятельности студентов провожу в конце года. С этой целью организую проведение урока- фестиваля. Подготовку к этому уроку начинаю с момента организации выполнения внеаудиторных самостоятельных работ. Объясняю, что означает слово фестиваль,и как он будет проходить. Чтобы ребята не забыли об этом уроке , в кабинете вывешиваю плакат «Готовимся к уроку – фестивалю».Такая форма проведения занятия, прежде всего, активизирует студентов к познавательной деятельности, развивает их самостоятельность, творческие способности, вызывает интерес к дисциплине, к изучаемым темам, расширяет круг знаний, способствует лучшему усвоению материала и накоплению наглядных пособий, в том числе – компьютерных презентаций.

        Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что содержательное и организационно – педагогическое обеспечение профессионального образования, технологии образовательных программ в системе среднего профессионального образования,

по – прежнему, осуществляется на уроке – одной из основных форм учебного процесса. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся

Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для опреде...

Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы

Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организован...

Методические рекомендации начинающему педагогу дополнительного образования детей по обработке диагностических материалов

Для начинающего педагога наиболее простым и информативным вариантом педагогической диагностики может стать ведение сводной таблицы наблюдений, которая является одной из форм текущего и итогового контр...

Методические рекомендации начинающему педагогу дополнительного образования детей по обработке диагностических материалов

Для начинающего педагога наиболее простым и информативным вариантом педагогической диагностики может стать ведение сводной таблицы наблюдений, которая является одной из форм текущего и итогового контр...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...

Группа МЖКХ 2 ОБЖ (05.11.2020) Урок по теме "Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования."

Тема: "Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования."Задание:1. Изучить материал по теме урока. См.файл2. Писменно ответить на вопросы по теме урока:2.1 Наз...

Классный час – одна из основных форм организации классным руководителем

«Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И.Болдырев). ...