Представление собственного педагогического опыта
материал по теме

Материал для аттестации учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя биологии Трониной Ирины Дмитриевны

 

Фамилия, имя, отчество: Тронина Ирина Дмитриевна

Предмет: Биология

Педагогический стаж: 25лет

Категория, разряд: первая квалификационная категория, 12 разряд

                                                                                        ...сильным,  опытным

                                                        становится педагог, который

умеет анализировать свой труд.

                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

 В  условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.

Моя позиция

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни. Тема самообразования:  «Современные образовательные технологии на уроках биологии как средство повышения эффективности обучения».

        

  1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям 

Актуальность. Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к  творчеству. Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания  учащихся.

Перспективность. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм рабо-ты. В настоящее время мультимедийные технологии – это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в  учебном процессе. Использование компьютерных технологий наряду с традиционными методическими средствами способствует интенсификации процесса обучения, не умаляя ни в коей мере значимость роли педагога.

  1. Концептуальные основы обучения биологии


       Концептуальные основы биологического образования разработаны Л.Т.Бельковым, С.Н. Глазачевым, Н.М. Мамедовым, В.С. Шиловой. Они направлены на подготовку подрастающего поколения к нормативному взаимодействию со всеми элементами среды жизни и деятельности.
         Однако, педагогическая практика показывает, что уровень социально-экологического образования в настоящий момент в школах низкий, а творческая деятельность школьников не достаточно сформирована. Задачи общеобразовательной школы состоят не только в том, чтобы сформировать определѐнный объѐм социально-экологических знаний, но и способствовать формированию творческой деятельности школьников, направленной на осознание значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе научно-исследовательской творческой деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Творческая научно-исследовательская работа социально-экологического содержания должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм в практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса при обучении биологии.

Важное значение  уделяю практической работе школьников. Использую приемы составления алгоритмов, работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Существенную роль для развития творческой активности играет выполнение проектов, исследовательских работ, решение технологических задач. Исследовательские проекты по биологии практикуются на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования. 

  1.  Наличие теоретической базы опыта

В построении схемы работы я опиралась на понятие :

  • субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской,
  • принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным,
  • принципы демократизации, дифференциации, гуманизма.

Теоретической базой опыта явились работы таких ученых как Якиманская И. С., Хуторской А. В. Работы этих ученых представлены в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них: Развивающее обучение.-М.:Педагогика,1979-(Воспитание и обучение. Б-ка учителя), Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.М.:Сентябрь,1996.

В своей работе по реализации педагогических задач в области развития познавательной активности и  повышения творческих способностей учащихся руководствуюсь программно – методическим обеспечением образовательного процесса: Программы общеобразовательных учреждении   биологии для 6-11 классов

 Завершенная предметная линия | Вертикаль: Пасечник В.В. |

.Пасечник В.В. Биология. 6 кл. [ДРОФА] 

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. 7 кл. [ДРОФА] 

.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8 кл. [ДРОФА] 

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 кл. [ДРОФА] 

  1. Ведущая педагогическая идея 

           Фундаментом нашей концепции является идея личностно-ориентированного обучения, выработанная А.В. Хуторским. Её суть состоит в том, что в основе личностно-ориентированной парадигмы обучения – признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. 
           Правильное представление о содержании биологического образования, является важным ориентиром в работе учителя. Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям. Современная трактовка понятия « содержание образования » даётся, например, в трудах дидакта И.Я. Лернера. Главным компонентом содержания образования он называет опыт творческой деятельности.
           
     При творческом решении новой для себя проблемы ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески
    преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы. Данные о критериях творческой деятельности, с помощью которых её можно узнать при обучении биологии, имеются в специальной литературе. Основные черты содержания опыта творческой деятельности рассматривались Ж. Пиаже, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Н.А. Менчинским, И.Я. Лернером и другими учеными.
        
     Однако, без усвоения школьниками программных знаний и умений по биологии невозможно полноценная творческая деятельность.

  1. Оптимальность и эффективность средств


   Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по биологии. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. 
  В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями биологии в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. 

  Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
   1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
   2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
   3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
   4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
   5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
   Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

  1. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых);

Результаты участия обучающихся  в предметной олимпиаде.

Учебный год

Ф.И.

уч-ся

Класс

Уровень участия

Результат

2010-2011

Елаев Дмитрий

7 А

муниципальный

призер

2010-2011

Акимов Андрей

9 А

муниципальный

призер

2010-2011

Акимов Андрей

9 А

республиканский

участие

2011-2012

Гудин Андрей

10А

муниципальный тур

участие

2012-2013

Пиваева Катя

11 А

муниципальный тур

участие

2013-2014

Гудин Андрей

11А

муниципальный

призер

2013-2014

Гудин Андрей

11А

республиканский

участие

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

Учебный год

Ф.И. учащегося

класс

Уровень участия Название конкурса

Результат

2010-2011

Семанов Артем

10

1 городская олимпиада по экологическому праву

участие

2010-2011

Артамонов Роман

6

Декоративно прикладное творчество

3 место

2010-2011

Антипова Ирина

9

Открытая олимпиада для школьников

Финальный тур

2011-2012

Семанов Артем

11А

«Зеленая планета»  номинация «Энергия будущих поколений»

3 место

2011-2012

Учащиеся

 5 -10 классов

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

участие

Учащиеся 9-11 классов

Конкурс агитбригад

3 место

2012-2013

Учащиеся

1-11 классов

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

участие

2012-2013

Учащиеся 8-9

Конкурс экоплаката «Жизнь в гармонии с природой»

диплом

7 .Возможность тиражирования
По распространению опыта проводятся семинары районного и республиканского уровней, на которых идёт обмен опытом по использованию различных методических приёмов.  Активно принимаю участие в городских и республиканских мероприятиях:

Выступления на педсоветах, МО.

Учебный год

Место проведения

Название мероприятия

Тема

2010-2011

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»  

Педагогический совет

 Мастер-класс: интегрированный урок химия-биология по теме: «Азот и его соединения»

2011-2012

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Выступление на МО классных руководителей

««Влияние СМИ и компьютера на здоровье ребенка»

2011-2012

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Педагогический совет

«Что должен знать и уметь компетентный учитель»

2012-2013

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Педагогический совет

«Исследовательский подход в обучении как основа успешной социализации школьников»

2012-2013

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28

Выступление на МО классных руководителей

«Формы и методы работы участников и органов ученического самоуправления

2012-2013

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Выступление на МО учителей естественно –математического цикла

«Креативные задания на уроках биологии»

2012-2013

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Выступление на МО классных руководителей

«Формы и методы участников и органов ученического самоуправления»

2013-2014

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Выступление на МО классных руководителей

«Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации  ФГОС

2013-2014

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Выступление на педагогическом совете

«Поддерживающий» классный руководитель»

2013-2014

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28»  

Выступление на общешкольном родительском собрании

«Жестокие родители -  жестокие дети»

Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий.

Учебный год

Место проведения

Название мероприятия

Тема

2010-2011

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28»  

Внеклассное мероприятие в 10-11 классах

Экологическая конференция «Проблемы 21 века»

2010-2011

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28»  

Открытый урок для учителей школы

Урок биологии в 7 Б классе по теме: «Класс Земноводные»»

21010-2011

ГБОУРМДОД «РЦ ДОД»

Выступление на семинаре «Перспективы развития дополнительного образования в республике»

«Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе»

2010-2011

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28»  

Открытый урок в рамках декады качества социальных услуг.

Урок биологии в 8 классе «Строение сердца»

2011-2012

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28»  

Интегрированный урок биологии в 10А классе

 «Множественные аллели. Анализирующее скрещивание»

2011 -2012

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28»  

Классный час для слушателей курсов в МРИО

«16 ноября – Международный день Толерантности»

2012-2013

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28»  

Республиканский научно-практический семинар «Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении РМ»

Открытый классный час в 9 классе: «Молодежь за здоровый образ жизни»

2012-2013

МРИО

Выступление на республиканской научно-практической конференции  в МРИО

«Предупреждение девиантного поведения подростков – важнейшее направление деятельности классного руководителя »

2012-2013

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28

Классный час для слушателей курсов в МРИО

«Здоровье нации в наших руках»

2012-2013

ГБОУРМДОД «РЦ ДОД»

Выступление по теме круглого стола «Интеграция основного и дополнительного образования»

«Дифференцированный подход при организации и проведении детских экологических акций и конкурсов»

2013-2014

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28

Урок в 9 Бклассе

Мероприятие   для 6 классов

«Бесполое размножение»

«Мур-шоу»

8. Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приёмы работы с учащимися:

Открытые уроки:

  1. «Бесполое размножение» урок в 9 классе
  2. «Строение сердца» урок в 8 классе
  3. «Гигиена пищеварения» урок в 8 классе
  4. ««Множественные аллели. Анализирующее скрещивание» 10 класс
  5. «Класс Земноводные»  урок в 7 классе

Внеклассные мероприятия

  1. Агитбригада «ЗОЖ»  -10 класс
  2. Молодежные субкультуры «Хиппи» -10 класс
  3. «Мур –шоу» -6  класс
  4. Классный час: Здоровье нации в наших руках 9 класс

Выступления :

  1. «Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации  ФГОС» -выступление на МО классных руководителей
  2. «Жестокие родители -  жестокие дети» выступление на общешкольном родительском собрании
  3. «Поддерживающий» классный руководитель»  выступление на педагогическом совете.

Директор школы:                                                   Ермилова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...