Как я организую проектную деятельность
методическая разработка (10 класс) по теме

Крупина Наталья Александровна

С каждым годом все большое внимание уделяется нучно-исследовательской работе учащихся. Научное исследование очень трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного" высокого накала" работы с огоньком. научное творчество сравнивают с интеллектуальным подвигом, требующим максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия.

Исследовательская и проектная деятельность ученика направлена на творческий самостоятельный поиск истины, подтверждения предположения с помощью учителя, своих сверстников. Здесь проверяются имеюшиеся знания программы по предмету, активизируется их исследовательсский потенциал, развивается поисковое научное мышление и на этой основе научное познание, формируется  творческая личность. Работа над проектом проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполгает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. В своей методической разрабоке я более подробно описываю   свою работу со студентами по  на каждом этапе подготовки проекта. Я выступаю в большей степени в качестве помощника и консультанта. Меняется роль учащихся в учении; они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами; деятельность в рабочих группах им помогает научиться работать в "команде", сотрудничать в коллективе. При этом неизбежно происходит формировние того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения.В процессе проектирования у учащихся вырабатывется свой собственный аналитический взгляд на информацию. При этом студенты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не может говорить, кк и что необходимо делать. В кчестве примера организации проектной деятельности я взяла проект, подготовленный учащимися группы № 26: Потаповой Марии, Семеновой Татьяны, Бакашвили Елены. Разработала паспорт проектной деятельности. В моей работе изложены результаты, полученные студентами  от деятельности над проектом.Учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.Таким образом, проектная исследовательская деятельность формиркет у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивет современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего специального образования

«Энгельсский политехникум»

РЕФЕРАТ

на конкурс «Я организую проектную деятельность учащихся»

                                           

                 Автор: Крупина Н.А.

                                                                                   

2013год

Эпиграф: Вся наша жизнь - череда различных проектов. 
Задача учителя научить ребенка планировать 
и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

  1. Введение.

Повышение качества образовния и формировние у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации профессионального образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учщихся в учении; рзвитие общеучебных умений и навыков. Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавтельного интереса учащихся, реализацию связи обучения с жизнью.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы.  Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Следовтельно, современный человек сегодня  должен быть инициативен, самостоятелен. Он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать нужное, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. То есть ему должны быть свойственны такие качества, как ответственность и продуктивность. Кроме того, он должен уметь приспосабливаться к изменениям в социальной среде, адаптироваться к ним. Короче говоря, необходимо формировать социально значимые качества. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в стандарте третьего поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их уже начиная со школы, и продолжать работу по развитию их исследовательской проектной деятельности в образовательных учреждениях, куда они поступили для получения профессии. В результате исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо станет одной из важнейших форм современного образования.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Определим, что сейчас понимают под терминами проект, метод проектов. Проект - это замысел, план. Метод - это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов - совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

  1. Основная часть.

В своей педагогической деятельности я использую метод проектов не первый год. Организация проектной деятельности очень важная часть моей работы. Каждый проект обязательно требует исследовательской, поисковой, творческой работы учащихся.       Для успешной исследовательской деятельности я страюсь вырабатать  у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Я учу их: ставить цель, составлять план исследований; подбирать необходимые материалы, проводить исследование и формулировать выводы.  Я считаю, что метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает как исследовательские, так личностные и социальные качества учащихся. К таким качествам можно отнести:

- умение работать в коллективе;

- умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.;

- умение разделять ответственность;

- умение анализировать результаты деятельности;

- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

Задачи воспитания и развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром говорят, что процесс важнее результата.

В основу метода проектов положена идея направленности познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать мне, как руководителю проекта вместе с учащимися. Её нужно брать из окружающей действительности, из жизни, чтобы студент воспринимал её, как действительно нужную, личностно значимую. Для решения этой задачи нужно применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые ещё предстоит приобрести.

Работа над проектами проводится поэтапно. На всех этапах подготовки проекта я  выступаю в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределенности активизирует познавательную деятельность учащихся. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При этом неизбежно происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная схема: «это — верно, а это — неверно» («плохо» и т. п.). При этом студенты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не может говорить, как и что необходимо делать

1. Подготовительный этап.

Для того, чтобы организация этого этапа прошла успешно я готовлю проблемную задачу, которая бы подтолкнула ребят к обсуждению, применяю различные способы и средства для поддержания мотивации учащихся, продумываю вопросы, которые подтолкнули бы ребят к новой идее, необходимой для осуществления проекта.  Именно, на этом этапе ставится проблема, определяются цели и задачи проекта, вид продукта и форма презентации, разрабатывется план выполнения  поставленных задач. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Когда определены все возможные направления исследований, я предлагаю учащимся высказать свое отношение к каждому из них. Затем я выбираю наиболее удачные направления исследования и предлагаю  учащимся поработать над ними; определяю сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогаю ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем. Между тем,  я продумываю вариант объединения выделенных подтем в единый проект для группы. Каждый участник проекта выбирает ту подтему для будущего исследования, работа над которой будет ему наиболее интересна. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Моя задача на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Далее выявляются  потенциальные возможности каждого (коммуникативные, публицистические, организаторские, и т. д.). Я стараюсь построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих.

2. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый учащийся уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности, ищет и собирает информацию, учитывая: собственный опыт; результат обмена информацией с другими учащимися, преподавателями, родителями и т.д.;  сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.; а также анализирует и интерпретирует полученные данные.  Каждый учащийся ведет «индивидуальный журнал», в котором он записывает ход работы. Кромме этого ведется общий журнал для всех участников проекта. Это помогает  мне (да и самому студенту) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Таким образом, отличительной чертой этого этапа проектной деятельности является поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникми проектной группы.

3.Практический этап  - этап обобщения информации.

 На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. При этом учащиеся: систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов (рефераты, доклады, проведение конференций, выпуск стенгазет, журналов, презентация в интернете и т.д.).

На данном этапе я слежу за тем, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления и т.д.). Форму представления результатов проекта учащиеся выбирают сами. Если ребята испытывют затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, я вынуждена  прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Без их согласия я стараюсь не вмешивться в их творческий исследовательсский процесс . В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

4. Презентационный этап.

Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта. На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в техникуме, в, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Моя задача как руководителя этого проекта – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, надо помнить, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

5. Контрольный этап

При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения студентов в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

 Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

  1. Практическая часть

В качестве примера организации проектной исследовательской деятельности я взяла проект, подготовленный учащимися гр. 26 в марте 2013 года по теме: « Статистический анализ состояния ООПТ Саратовской  области». Я разработала паспорт проектной деятельности по этому проекту.

Паспорт проектной работы

1. Название проекта - Статистический анализ состояния ООПТ Саратовской  области».

2. Руководитель работы - Крупина Н.А.. преподаватель математики

3. Консультант проекта – Крупина Н.А.. преподаватель математики

4. Дисциплина\МДК\Профессиональный модуль, в рамках которых проводится работа по проекту -  Экология (социльный проект).

5. Дисциплины (смежные), близкие к теме проекта – Математическая статистика.

6. Состав проектной группы - обучающиеся 2  курса группы №26  Потапова Мария, Бакашвили Елена, Семенова Татьяна

7. Тип проекта (исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой) - исследовательский

8. Цель проекта:

  • сформировать знания об ООПТ Саратовской области;
  • провести исследование о состоянии  природных комплексов на территории области,
  • привести  в таблицах статистические данные по годам
  • составить  на их основе диаграммы
  • сделать выводы.

9. Задачи проекта:

  • ознакомиться с краткой историей  развития  сети

ООПТ  Саратовской области;

  • изучить  размещения ООПТ по ландшафтным районам

Саратовской области;

  • привести основные характеристики данного  охраняемого объекта (в цифрах);
  • изучить растительный и животный мир, выделить растения и животных, занесенных в Красную книгу;
  • перечислить мероприятия по восстановлению и сохранению ООПТ.
  • выпустить  листовки по охране природы.

10. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения):

-Как правительство Саратовской области справляется с проблемой сохранения и восстановления ООПТ?

-Какие особо охраняемые природные комплексы уже существуют на территории области?

-Как и когда они образованы?

 -Какие работы проводятся на их территориях по восстановлению и сохранению растительного и животного мира?

- Какая просветительская работа по охране ООПТ ведется среди населения? 11. Обеспечение проекта (техническое, программное, методическое и др.):

- техническое обеспечение проекта (ПК, принтер, сканер, проектор, Интернет, канцелярские принадлежности, СД и флеш - носители)

12. Аннотация (актуальность проекта, значимость, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание):

Актуальность темы нашего исследования состоит в том, что решение  глобальной проблемы сохранения экологии Земли возможно только  при участии всех стран и всех жителей планеты. Поэтому исследование состояния памятников природы является одной из важнейших составляющих решения мировой экологической проблемы. Памятники природы нашего края не исключение. Интенсивное использование природных ресурсов, к сожалению, приводит к исчезновению животных и растений нашей области, загрязнению окружающей среды, сокращению биоразнообразия, вследствие чего природные экосистемы теряют возможность нормально функционировать. В области растет число редких  исчезающих видов: в Красную книгу области в 1996 году входило 404 вида, в2006 г. — 541 вид.  Именно состояние природы области на примере ООПТ явилось предметом нашего исследования.

13. Предполагаемые продукты проекта (ожидаемый результат):

- реферат и презентация по исследованию ООПТ Сартовской области,

- расширение ЗУН по состоянию

- развитие исследовательских способностей,

- формирование общих компетенций обучающихся.

- листовки об охране окружающей среды.

14. График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность, содержание работы, выход этапа):

1 этап - Подготовительный:

- выявление проблемы, определение целей и задач проекта,

- формирование проектной группы.

- обсуждение задания,

- совместная разработка плана выполнения проекта,

- определение источников информации,

- распределение обязанностей в группе,

- разработка практического применения проекта.

2 этап - Основной:

- изучение литературы по теме,

- сбор и уточнение информации, сбор данных в Комитете по защите охраны природы.

- обработка и анализ полученных данных,

3 этап - Заключительный:

- презентация проекта,

- участие в городской Научно-практической конференции «Виват наука» в 2013  г., защита работы,

- рефлексия (анализ достижения цели и задач, оценка деятельности каждого члена проектной группы, анкетирование среди обучающихся "Что вам дал наш проект?").

исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.

  1. Заключение.

В процессе проектной деятельности обучающиеся гр.26 научились самостоятельно работать с информационными источниками,  находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе над проектом, проявлять свои творческие способности, работают в мини-группах. Поэтому стало возможным в системе реализовывать проекты исследовательской направленности, где формируются у обучающихся общие компетенции.

Учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, развития творческих способностей обучающихся, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.

Таким образом, проектная  исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Я организую проектную деятельность учащихся"

В статье описана проектная технолгия и её использование на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Как организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики

Рекомендации для учителя и учащихся по вопросу организации, планирования и осуществления проектной деятельности на уроках физике и во внеурочной деятельности.Приведены примеры такой деятельности....

Как проектная деятельность помогает учителям организовать учебный процесс с одаренными учениками на английском языке. http://narodjournal-preemstvennost.ru/2018/01/31/vypusk-0601-2018-chitat-2/#v0601-2018/v0601-2018

6 выпуск журнала "Народный педагогический"Тема номера: Особенности выявления и сопровождения обучающихся с признаками одаренности: детский сад-школа-ВУЗАннотация: Повышенное ...

Как организовать проектную деятельность в рамках внеурочной работы. https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/64081

Нормативно-правовой и методологической основой программы являются закон Российской Федерации «Об образовании», письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...