Современный урок географии в условиях перехода на ФГОС
статья по теме

Ратушнова Татьяна Геннадьевна

Данная работа является итоговой по программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по географии в контексте ФГОС». Раскрывает структуру современного урока, методики и технологии преподавания географии в основной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

 «Проектирование образовательного процесса по географии в контексте ФГОС»

«Современный урок географии в условиях перехода на ФГОС»

                Слушателя курсов Ратушновой Татьяны Геннадьевны, учителя  географии ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Тоузаковский филиал                                                

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Традиции и новации школьной географии

4

  1. Сопоставление традиционного и компетентностного обучения географии

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

9

ПРИЛОЖЕНИЯ

10

ВВЕДЕНИЕ

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать образование ведущим ресурсом современного развития.

В настоящее время в связи с модернизацией школьного образования России разработаны федеральные государственные стандарты второго поколения, которые ориентированы на развитие и формирование универсальных учебных действий, реализацию идей компетентностного подхода, усиление воспитательного потенциала. В настоящее время уже приняты стандарт и примерные программы для основной школы. 

Актуальность  работы заключается в том, что сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности. Поэтому обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать; логически мыслить; отстаивать собственные мнения; исправлять свои и чужие ошибки; адекватно выражать свои мысли; владеть богатствами выразительной речи.

Цель работы:  определить, как реализуются на практике требования единства образовательного пространства РФ, преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего; среднего (полного) общего, профессионального образования.

        Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:

  • сформировать, развивать потребность в знании основных особенностей современного урока.

1.        Традиции и новации школьной географии

        В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.

        В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.

        Все эти новации четко прослеживаются в новом ФГОС ООО, а требования нового стандарта нашли отражение в УМК нового поколения. Данные тенденции, несомненно, соответствуют духу времени.

Какие же новации характерны для современной школы? Чем они отличаются от традиционного подхода к обучению географии? (см. табл.1)

Таблица 1

Традиции и новации школьной географии

Традиции

Новации

Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета.

География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин.

Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) – 374 ч.

Наличие одной-двух линий параллельных учебников.

Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности.

Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель              ученик», коммуникативному, личностному общению.

Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями.

Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий).

География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин.

Место географии в основной школе – с 5 по 9 класс, общий объем часов – 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

Большое число (от 10 и более) параллельных учебников.

Преобладание работы в электронной  среде, замена реальной территории виртуальным пространством.

Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д.

Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ.

        В примерной программе по географии в свете требований стандартов второго поколения справедливо отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у школьников комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде [6]

  1. Сопоставление традиционного и компетентностного обучения географии

        Особенно явно отмеченные новации проявились в реализации компетентностного подхода (см. табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление традиционного и компетентностного обучения

Традиционное  обучение

Компетентностное обучение

Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий

Наука – основа содержания образования – рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем

Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса

Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы

Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками

Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками

Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию

Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей

Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями

Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях

Основной результат обучения: ЗУН, моральные ценности

Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности

Жизненный опыт формируется не систематически, за пределами учебного процесса

Формирование жизненного опыта вводится в рамки учебного процесса как значимый элемент

Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач

Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач

Оценивается накопленный багаж дидактических единиц

Оценивается способность применить накопленный багаж в различных ситуациях

Школа уводит человека от решения жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке»

Школа готовит человека к решению жизненных проблем

Школа учит человека полагаться на свою память

Школа готовит человека  полагаться на свою самостоятельность

Основное внимание в планировании процесса обучения уделено основным видам деятельности школьников, формированию и развитию у них географических компетенций. На всех этапах обучения широко используются ИКТ.

Таким образом, мне представляется, что в свете ФГОС ООО возможен отказ от триединой цели в связи с приоритетом личностных целей, достижение которых обеспечивается метапредметными, предметными результатами (Приложение 1).

Заключение.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. – 2010.

3. Примерные программы по учебным предметам. География 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.  (стандарты второго поколения).

4. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru.

Приложения

Приложение 1

Цели современного учебного занятия

Личностные цели.

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

  • социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  • ценность совместной деятельности.

Метапредметные цели.

Развитие интеллектуальной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • анализировать …
  • сравнивать …
  • выделять главное ы …
  • классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • использовать научные методы познания …
  • формулировать проблемы …
  • предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • ставить цели;
  • планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • структурировать информацию;
  • составлять простой и сложный план;
  • и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • общаться;
  • диалогической и монологической речи;
  • сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;
  • слушать и вступать в диалог;
  • участие в коллективном обсуждении;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.

Приложение 2

Структурные элементы учебного занятия

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятель-ность учителя

Деятельность обучающихся

Познаватель-ная

Коммуника-тивная

Регулятив-ная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуа-ции. Фикса-ция новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказы-вания

Принима-ют и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фикса-ция в модели сущест-венных отноше-ний изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающих-ся

Осуществ-ляют само-контроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструи-рование нового способа действия.

Постро-ение ориенти-рованной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют само-контроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первич-ный контроль за правиль-ностью выпол-нения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формули-ровать собственное мнение и позицию

Осуществ-ляют само-контроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррек-ция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использо-вать речь для регуляции своего действия

Само-проверка. Отрабаты-вают способ в целом. Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Конт-роль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференциро-ванной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществ-ляют пошаговый контроль по результату

Приложение 3

Календарно-тематическое планирование по географии

5 класс

Модуль «Введение»

№ п/п

Тема УЭ

Кол-во часов

Сроки

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

1

Что изучает география

6

01

Мир, в котором мы живем

1

2.09

Знать развитие представлений человека о мире. Приводить примеры живой и неживой природы. Давать определения явлениям природы. Выявлять последствия влияния человека на природу.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля).

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Приводить примеры живой и неживой природы.

Объяснять значения понятий: «природа», «явления природы».

02

Науки о природе.

1

9.09

Называть основные науки о природе и объяснять, что они изучают.

Называть основные науки о природе и объяснять, что они изучают.

03

География – наука о Земле.

1

16.09

Объяснять значение понятий: «рельеф», «Мировой океан», «горные породы». Приводить примеры географических наук.

Объяснять значение понятий: «рельеф», «Мировой океан», «горные породы». Приводить примеры географических наук.

04

Методы географических исследований.

1

23.09

Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.

Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).

05

Осенняя экскурсия «Изучение природы родного края».

1

30.09

Объяснять процессы, происходящие в природе осенью.

Объяснять процессы, происходящие в природе осенью.

06

Практическая работа №1

«Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы».

1

7.10

Составлять простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы.

Составлять простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»

•        Отличительной  особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования

В статье описываются современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС....

доклад на РМО Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС...

Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,который предъявляет новые требования к деятельности учителяСодержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век ...

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования

Выступление на Методическом Совете школы с обзором педагогических технологий и наработок педагогами за учебный год...

современный урок химии в условиях перехода на ФГОС

Идет модернизация образования.  Принятие нового ФГОС общего образования- основа для построения содержания, форм и методов образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный ст...