Работа с одаренными детьми
статья на тему

Кручинина Вера Борисовна

Несколько статей и материалов из личного опыта и диссеминации опыта для учителей ГМО математики по указанной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

ПРОГРАММА ПОДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ «САМЫЕ-САМЫЕ» - ПУТЬ К УСПЕХУ.

Кручинина Вера Борисовна

МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска Ростовской области

«Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе...»

                                                                                                  Д.А. Медведев

Деятельность педагогического коллектива  по исследованию, диагностике, апробации методов и средств реализации творчески-деятельного потенциала способных детей соответствует целям реформирования образования в России. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. Сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта, потому что на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Именно они развивают то, что заложено природой. В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также  обучаемостью. Действительно, одаренные дети  имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности». Рубцов В.В., директор Психологического института РАО, отмечает, «…исследования показывают, что общеобразовательная школа ориентируется преимущественно только на два типа одаренности: интеллектуальную  (уровень абстрактно-логического мышления) и академическую (способности к обучению)». Становится очевидным, что педагогическая система работы с одарёнными детьми строится на четырех базовых идеях: на приоритете внутренней свободы, на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности, на понимании природы творческого саморазвития.  Можно выделить  принципы работы с одарёнными детьми: принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества при максимальном  разнообразии предоставленных возможностей для развития, принцип возрастания роли внеурочной деятельности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Опираясь на основные идеи и принципы в МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска реализуется комплексная программа «Умники и Умницы».    Целью программы стало создание системы работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Основными  задачами стали задачи по  созданию оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей: создание системы внеурочной работы, организация системы исследовательской работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс разнообразных видов и форм творческой самореализации, создание ситуации успеха. «Нет никакого сомнения, что работа по выявлению одаренных детей должна быть многоэтапной и на каждом этапе должны использоваться разные методы психолого-педагогической диагностики.». Существует   классификация видов интеллекта, предложенная американскими специалистами.  В ней  выделяется шесть основных видов одаренности: интеллектуальная, академическая, социальная, художественная, практическая, психомоторная. Используя возможности внеурочной деятельности и  возможности социума, педагоги развивают и эти виды одарённости.  Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие становится  одним из важнейших аспектов деятельности нашей  школы. Эта работа   проводиться с раннего возраста педагогами в начальной школе. Ведется исследовательская работа учителя по выявлению мотивов учения, разрабатываются приемы и методы продуктивного обучения, проводится своевременное поощрение успехов школьников. Педагоги активно используются разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные  занятия с сильными учениками, факультативы, занятия исследовательской деятельностью,  участие в олимпиадах, сотрудничество с ВУЗами. В качестве средств выявления одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний в школе ежегодно проводятся предметные недели,  олимпиады, конкурсы, организуются  выставки  творческих работ учащихся, математический фестиваль и Интеллектуальный марафон. Также учащиеся вовлекаются в различные интернет-проекты. В  конце года наиболее успешные ребята и их  родители получают благодарственные письма. В своей работе я использую различные тесты для диагностирования учащихся по определению их способностей, создаю банк данных одаренных детей, изучаю круг познавательных интересов. У ребёнка должен проявиться интерес к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; решением задач практического содержания; занимательными элементами урока, участием в олимпиадах. Ежегодно эти учащиеся школы принимают участие в заочных и дистанционных олимпиадах и конкурсах: «СЛОН»,  «Кенгуру»,  в интернет конкурсах «Математика – это увлекательно», «Своя игра». Показателем становится участие учеников нашей школы в олимпиадах, проводимых ЮРГТУ и предметных Всероссийских олимпиадах. В 2012-2013 учебном году 3 моих учеников стали победителями и призёрами муниципального этапа, 1 ученик стал призёром регионального этапа ВОШ. Мною организована работа математического кружка «Эрудит», кроме этого готовлю команду школы для участия в математическом фестивале. Четыре года подряд наша команда занимает призовые (1, 2) места. Эти ученики чаще всего проявляют разностороннюю одаренность – увлекаются музыкой, техническим творчеством, спортом, языками и др.

Необходимым условием полноценной работы является взаимодействие педагогов  с родителями.  С их помощью и поддержкой мне удается направить и развить творческий потенциал своих учеников. В городе реализуется комплексная программа по поддержке талантливых ребят. Стало традицией ежегодное  вручение стипендии мера самым  талантливым ребятам. Над реализацией  программы «Самые-самые» работает весь коллектив школы. Чтобы процесс выявления  и развития одарённых детей был продуктивным, учитель должен быть сам увлечён своим делом, быть способным к экспериментальной и творческой работе, чутким психологом, воспитателем и умелым организатором, знатоком во всех областях человеческой жизни. Я сама все время ищу для себя пути самообразования, самосовершенствования и самореализации идей. Участвую в областных семинарах, являюсь членом творческой группы «муравинцев», активный участник вебинаров, делюсь своим опытом на своем сайте.

  Литература

  1.Медведев Д.А. «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

 2. Рубцов В.В «Нравственный потенциал психологической подготовки специалиста в аспекте решения теоретико-практических проблем одаренности» [электронный ресурс] // психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2011.№3.URLhttp://psyjournals.ru/issues

   3. Керженцева А. В. «Одаренный ребёнок в массовой школе", Классное руководство, библиотечка «Первое сентября»



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Кручинина Вера Борисовна

Учитель математики, МБОУ СОШ №32

Г. Новочеркасска ростовской области.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

На современном этапе функционирования системы работы с одаренными детьми, ясно, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий результаты в математике нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной математической подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.

В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности будущего поколения, но, к большому сожалению далеко не каждый ученик способен реализовать свои способности самостоятельно. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется не только математикой, но и различными областями наук, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьника на дорогу поиска в науке, в жизни помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Детей проявляющих талант в математике отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Успехи таких детей, чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету «математика» и его преподавателю.

Главным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса при обучении одаренной личности является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, оптимизацию с учетом возраста учащегося, уровня математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.

Принципиальным положением организации школьного математического образования становится дифференциация обучения математике на уроке, ведь не каждый ученик окажется одаренным. Это означает, что, осваивая общий курс, одаренные личности не ограничиваются уровнем обязательной подготовки, а в соответствии со своими склонностями достигают более высоких рубежей. Именно таким путем осуществляется гуманистическое начало в обучении математики для одаренной личности.

Следует всемерно способствовать потребностям и запросам школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Урок имеет ограниченное время, и именно этого времени зачастую не хватает ни учителю, ни ученику для решения задачи, не требуемой программой обязательного уровня подготовки. Такие школьники должны получать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им дополнительную литературу. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Учебный процесс для одаренной личности необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы повышенной сложности, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся с математическими склонностями, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов [1,с.3-5].

Методы и формы обучения должны привести к такому их единообразию, в котором раскрывалось бы единообразие построения самой науки математики.

Только поняв и приняв те способы, которыми можно отразить в преподавании математики ее единообразие, учитель сможет затем расцветить свою работу особенностями каждого фрагмента ее материала. Только освоив навыки и приемы, характерные для преподавания математики в целом, с учетом развития одаренной личности, можно осуществить на этой базе подлинное творчество в этом трудном деле – в обучении математике [2, с.82].

Конечно, есть и трудности в развитии одаренной личности на уроках математики, только учитель – мастер умеет со всем справиться. Мастер это кто? Это человек, стабильно добивающийся высоких результатов труда.

Заботами о воспитании и обучении полноценных одаренных школьников пронизано наше общество. Но как вести эту работу, каждый педагог решает сам. Одни говорят, что нужно развивать самоуправление, другие – что нужно организовать досуг, третьих – что все дело в строгой организации, четвертые – что все дело в любви к детям. Мне кажется, что, прежде всего, нужно делать так, чтобы детям, обучающимся в школе, было хорошо на уроках. Нужно, чтобы они с удовольствием шли на наши уроки, ожидая от них не тоски и мучения, не скуки и безделья, а дела, бодрости, результатов. Если учащемуся будет хорошо на уроках, то цель обучения математике будет достигнута.

Список использованной литературы:

  1. Программа для школ с углубленным изучением математики. – М.: «Просвещение»,2011 г.
  2. Г.Г. Левитас Современный урок математики, методы преподавания. – М.: «Высшая школа», 1989 г.


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Кручинина Вера Борисовна

МБОУ СОШ №32 г. Новочеркасска Ростовской области

Новые стандарты расширяют возможности для работы с одаренными детьми. Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками.

Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия для работы по развитию одаренности.

По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает Основную образовательную программу основного общего образования, содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В рамках этих 30% предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеурочная деятельность, которые направлены на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Занятия по свободному выбору – факультативные и особенно организация малых групп – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

В школе может быть разработана система мероприятий, включенная в  основную образовательную программу школы для развития разных видов одаренности. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Если раньше родители сами решали, стоит ли отдавать ребенка в кружки, секции и музыкальные школы в индивидуальном порядке, то теперь ребенок будет заниматься внеурочной деятельностью в обязательном порядке – такой, какой пожелает. В период каникул организация тематических лагерных смен, летних школ, предусмотренная ФГОС, создаст дополнительные возможности для развития одаренных детей.

Основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя и обучающегося. В новой системе образования, отвечающей потребностям современного мира, характеризующейся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, акценты смещаются в сторону ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. За счет сокращения числа предметов изучаемых школьником в старших классах, у учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Необходимо, чтобы учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с одаренными детьми, был научным, имел междисциплинарный контекст, практическую направленность, расширенный объем, соответствовал разнообразию интересов учащихся,  имел дискуссионное содержание.

Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Отдельным направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми является Всероссийская олимпиада школьников. Первые два этапа Всероссийской олимпиады (школьный и районный) всегда являются самыми массовыми, нельзя умалять их значения как способа становления у подростков интереса к науке, способа самореализации, утверждения, получения общественной оценки. Эти этапы в наибольшей степени стимулируют включение учащихся в олимпиадное движение. В текущем году на школьном этапе приняло участие 226 учащихся 5-11 классов. Победители школьного этапа олимпиады приняли участие  в муниципальном этапе. По итогам второго (районного) этапа Всероссийской олимпиады школьников формируется рейтинг школ по количеству победителей от числа участников.

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

Стандартами предусмотрена возможность разработки индивидуальных учебных планов для развития одарённых детей. Индивидуальные планы могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей.

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Обучающиеся, моделируя свою образовательную траекторию, могут использовать для своего образования базу общеобразовательного учреждения, а также других учреждений, в том числе отдаленных территориально, используя возможности дистанционного обучения.

Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой наставника (тьютора). Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.

Федеральные государственные образовательные стандарты не расходятся с принципами в работе с одаренными школьниками. К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
  • принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

ФГОС не противоречат, а, наоборот, расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных школьников. К основным подходам относятся:

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных  детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения  могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Обучение одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей. В то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

  1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;
  2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);
  3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Создание условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся, сохраняя индивидуальность и личностный подход на уроках и во внеклассной деятельности – одна из задач современной школы.

Вовремя выявить способного и одарённого ребёнка, научить его самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить – задача творчески работающего учителя.

Список использованной литературы:

  1. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися //Завуч – 1999. – №6. –с.70–72.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №32 Г.Новочеркасска Ростовской области

«Организация работы с одарёнными детьми»

(доклад на семинаре ГМО учителей математики)

Подготовила: Кручинина В.Б.- учитель математики высшей категории.

2012 год.

Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». 
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

 Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени.  

Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации  статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Как распознать их? Как увидеть, рассмотреть огромные потенциальные возможности в интеллектуальной, творческой деятельности? Каким образом развить их? Какие условия необходимы, чтобы одаренные дети смогли реализовать себя? Эти и другие вопросы волнуют многих учителей.

Они очень разные и непохожие друг на друга. Одарённого ребёнка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми способностями и возможностями в каком-либо виде деятельности.

Чтобы обнаружить одарённого ребёнка не обязательно использовать специальные психологические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

Для успешной работы с одарёнными детьми, следует уяснить, что представляет собой феномен ранних способностей и как с научной позиции объяснить их развитие.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам.

В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие или общие интеллектуальные способности проявляются во многих  видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к тем, или иным видам искусства, к языкам, математические, технические и т.д.

Как обнаруживают себя высокие способности? По лёгкости и быстроте продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности, по значимости и своеобразию достигаемых результатов.

Известный исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей. I категория – это дети с ранним подъёмом интеллекта, с высоким «IQ». Ко II категории относятся учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным предметам или видам деятельности, в том числе и не школьной. III категория – это дети с потенциальными признаками одарённости, с высокой креативностью (способностью к творчеству).

 Другой специалист в области психологии интеллекта М.А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

Но в педпрактике реально принято выделять обычно три категории названные Н.С. Лейтесом, и ещё одну не отмеченную им, - это академическая одарённость, к ней обычно относят детей, хорошо обучающихся в школе.  

Для учащихся с ранним подъёмом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума порой так удивительны, что не заметить их невозможно.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью, к какой либо области искусства, науки или техники. Такие способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки, например художественные или музыкальные.

Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Это выражается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр.

Каждый одарённый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одарённости существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей. Причём наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда чертами довольно много таких, которые часто проявляются в поведении, в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в его познавательной деятельности.

  Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одарённых детей от их сверстников. Знание этих качеств необходимо для адекватного построения педагогического процесса.

         Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается известная «лесенка», ведущая к вершинам познания. На первой её ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одарённые, и неодарённые. Любопытство – жажда новизны, характерно для каждого здорового ребёнка. При воспитании одарённого ребёнка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.  

           Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие не видят ни каких сложностей, где всё представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одарённому ребёнку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Ещё Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

         Склонность к задачам дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа в данном случае следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности.

          Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, обычно называют оригинальностью мышления, которая проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении, во всех видах его деятельности.

           Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию, называют гибкостью мышления.

          Лёгкость генерирования идей. Это качество иногда называют беглостью мышления и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Качество очень близкое к предыдущему, но характеризующее несколько иную грань одарённости. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их развития, углубления и т.п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества.

          Лёгкость ассоциирования. Она, наиболее рельефно, выражена в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней информацию.  

      Способность к прогнозированию. Одарённым детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению. Причём это проявляется не только в процессе решения учебных задач, но и в самых разных проявлениях реальной жизни.    

      Высокая концентрация внимания. Для одарённого ребёнка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых – в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одарённого ребёнка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям

       Отличная память. Способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости.  

        Способность к оценке. Способность к оценке – производное критического мышления. Эта способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

          Интересы и склонности. Интересы и склонности одарённых детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – устойчивость интересов, уже отмеченная выше, проявляется в характерном для одарённого ребёнка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одарённости.          

Зная особенности детской одарённости, учителю легче организовать процесс обучения способного ребёнка.  

Но ни способности, ни одаренность сами по себе не обеспечивают успех, а лишь создают возможность его достижения. Кроме них, необходимы и другие факторы: мотивация, умения, навыки… Часто говорят: «способный, но ленивый» или «способный, но для достижения успеха еще надо много трудиться».

Одно из главных положений теории способностей: способности формируются в деятельности и не могут возникнуть вне участия человека в конкретной деятельности. Л.С. Рубинштейн так описал механизм формирования способностей: «Реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня».

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями – они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. Коренное отличие между задатками и развитой способностью состоит в том, что природные предпосылки еще не имеют качественной определенности, не специализированы. Лишь в процессе деятельности задатки как бы специализируются, превращаются в способности, становятся ими. Б.Г. Ананьев писал: «Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка».

В современной педагогике и образовательной практике обучение одарённых детей всё чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача.

В педагогических установках по отношению к одарённым детям важно избегать двух крайностей. Одна из них состоит во мнении, что развитие такого ребёнка не требует никакого участия. Но подобное невмешательство учителя может оказаться пагубным для развития способностей. Другая крайность – это чрезмерное вмешательство в формирование способностей, перегрузка ребенка.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а наоборот стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, быть восприимчивым слушателем.

Наилучшей же может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что в ситуации, когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, то они эти успехи действительно начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными.    

 Для одарённых детей полезна исследовательская деятельность (проблемное обучение, метод проектов и т.п.). Но возникает вопрос, какими принципами следует руководствоваться в выборе задач–тем для таких мини исследований, какова должна быть их специфика?

В контексте понятия «одарённость» можно выделить три направления такой работы:

1) формирование у одарённых детей умения видеть и использовать аналогии;

 2)  формирование открытой познавательной позиции (умения смотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, включать её в различные контексты);

3)  развитие образного мышления.

Формирование умения видеть и использовать аналогии.

Известный математик Стефан Банах сказал: «Математик – это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; более сильный математик тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно себе представить и такого, кто между аналогиями видит аналогии».

Перефразировав это утверждение, мы получим следующую «формулу»: хороший ученик это тот, кто умеет находить аналогии между понятиями и утверждениями; лучший ученик тот, кто видит аналогии доказательств; одарённый ученик тот, кто осознаёт аналогии самих теорий.

Математика пронизана глубокими аналогиями, поэтому подобрать тему исследований для одарённого ученика не так уж сложно.

Например: 

1.Взаимосвязи между планиметрией и стереометрией. Можно начинать с аналогий между понятиями: прямая – плоскость, треугольник – тетраэдр, длина – площадь – объём и т.д.  

2.Принцип двойственности в геометрии. Его суть в следующем: если в некотором верном утверждении относительно точек и прямых  взаимозаменить слова точка и прямая и соответственно заменить слова – отношения, то получим также верное утверждение. Например: «через две точки можно провести только одну прямую», и «две прямые могут пересекаться только в одной точке». Постепенно, по мере осознания универсальности этого принципа, у ребёнка возникает вопрос: « А почему?». Размышления над этим вопросом приводят к идее, что под «точками» и «прямыми» можно понимать объекты произвольной природы, лишь бы они не противоречили аксиомам планиметрии. А дальше необъятное поле для творчества.

Формирование открытого познавательного отношения к миру.

Одной из особенностей одарённых людей является то, что «они на всё смотрят как-то оригинально, во всём видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и удивляются, что прежде этого не видели» (В. Г. Белинский). Одна из задач школы – развивать эту особенность одарённых учащихся, доводя её до уровня сознательно используемой способности. Выделяются два аспекта:

  • Одну и ту же ситуацию можно рассматривать с разных точек зрения (создать несколько различных моделей одной ситуации);
  • Один и тот же объект можно включить в различные контексты, системы связей и отношений (то есть одна и та же модель может описывать множество ситуаций различной природы).

          И, наконец, третье направление развитие образного мышления. Образность – это необходимая составляющая творческого, научного мышления. Часто исследователь на основе образных представлений может предсказать, предугадать возможный результат своих поисков. Более того, одна из важнейших сторон одарённости – это своеобразие, уникальность восприятия одарённым человеком окружающего мира.

При рассмотрении вопросов обучения одаренных детей в школе возникают проблемы, которые часто не имеют однозначного решения. Нужны ли специализированные школы и классы для таких детей? Типология современных школ многопланова и разнообразна. Это и специализированные лицеи, гимназии, спецшколы и спецклассы, общеобразовательные школы с разноуровневым, дифференцированным подходом к обучению и т.д.

 Дифференциация обучения – один из самых древних и наиболее популярных путей согласования традиционной для большинства стран мира системы школьного образования с задачами обучения детей, имеющих отклонения в развитии. В качестве такого отклонения могут рассматриваться колебания уровня детской одарённости.

Под термином «дифференциация обучения» следует понимать способы разделения обучения в соответствии с наиболее важными особенностями учащихся.

К формам дифференциации могут быть отнесены варианты различных организационных стратегий обучения одарённых детей:

  • Жёсткая (селективная) – школы для одарённых;
  • Гибкая (элективная) – совместное обучение одарённых с «нормальными» сверстниками;
  • Переходная – классы для одарённых (лицейские, гимназические и др.) в обычной школе.

К уровням дифференциации обучения могут быть отнесены способы её реализации на уровне учебных программ, форм организации учебной деятельности (при селективной или переходной форме организации), на уровне использования различных методик, учебных заданий (при элективной форме).

Селективная форма дифференциации обучения предполагает  создание для одарённых детей специальных учебных заведений. Это могут быть школы, построенные на разных видах дифференциации обучения. Например, специальные школы для детей, отобранных по уровню общей одарённости; специальные школы для талантливых детей (одарённых в какой-то определенной области).

Школ для талантливых детей значительно больше. Среди наиболее популярных учебных заведений такого рода можно назвать физико-математические школы при ведущих российских университетах, средние музыкальные школы при консерваториях, средние художественные школы при художественных вузах.

  Переходная форма дифференциации обучения предполагает наличие в одной параллели классов (групп) с разным уровнем и характером обучения. Выражено это в первую очередь в особенностях, проявляемых на уровне содержания образования. В современном исполнении организационный механизм выглядит довольно просто: на одной параллели один из классов составлен из одарённых детей, в другом (чаще в нескольких) дети со средним уровнем развития и в третьем – отстающие (по разным причинам).

При такой модели легче исправлять ошибки, допущенные на этапах диагностики и прогнозирования. Переход из одного класса в другой в рамках одной школы значительно проще осуществить, чем переход, из школы для одарённых в обычную школу и тем более наоборот.  

Элективная форма дифференциации обучения предполагает обучение одарённых детей совместно с их «нормальными» сверстниками, не выделяя их в особый класс и не создавая для них особой школы.

Один из вариантов реализации данной формы – неградуированные школы. Обучение в них организованно не привязано к учебным годам. Ориентиром служит не переход из класса в класс, а только процесс освоения содержания учебного материала. Можно изучить за год то, на что другие тратят многие годы, и наоборот, несколько лет осваивать то, на что одарённому требуется несколько месяцев. Ещё одна особенность школ такого рода – все они нуждаются в дополнительных внешкольных мероприятиях и даже организациях.

И всё-таки, развитие сети специализированных школ и классов не может рассматриваться как основное направление в работе  с одарёнными детьми. Поскольку, во-первых, пока нет достоверных способов отбора одарённых детей (обычно вместо отбора по способностям идёт отбор по уровню подготовленности), и, во-вторых, развитие разных детей происходит неодинаковыми путями и в разном темпе. Возможно, ребёнок, удивляющий своими способностями в начале обучения, в средних классах станет самым обычным, не выделяющимся среди сверстников. В то же время у части детей в подростковом и даже юношеском возрасте может обнаруживаться значительный подъём способностей.

Главный акцент должен быть сделан на работу с одарёнными детьми в обычной школе, при этом должны быть предусмотрены более гибкий переход из класса в класс, введение факультативов, спецкурсов, индивидуальные программы занятий и т.п. Основным направлением в этой работе должна стать индивидуализация обучения и воспитания.

Систематические занятия в кружке или на факультативе, где ребята проводят свои первые исследования, опыты, выступают с докладами и рефератами, защищают свои проекты, «наработки», способствуют удовлетворению интересов, развитию дарований. Хороший стимул – участие в научно-практических конференциях и олимпиадах. Высокие результаты, которых некоторые школьники при этом достигают, говорят о том, что развивать способности можно и нужно.

Проблема развития творческих способностей учащихся не нова и для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного  минимума, а не на развитие их мышления. Большую часть времени на уроке учитель отдает «средним» и слабо успевающим ученикам, отрабатывая с ними алгоритмы решения стандартных задач и примеров.

И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно, но уже к седьмому классу теряет интерес к учебе. Их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует.

Одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить. Но если родители и учителя не загружают их ум, то они теряют свой творческий потенциал.

Почти за 20 лет работы в обычной общеобразовательной школе, я не помню класса, где не было бы своих «звездочек», детей которые ярко выделяются своими способностями, своим интересом к математике. А, порой, бывает и так, учитель начальной школы характеризует ребенка, как наиболее одаренного в классе, но более склонного к гуманитарным наукам. Но проходит время, и систематическая работа  дает свой результат, и вот уже этот гуманитарий – участвует в  олимпиадах школьников по математике.

Однако, главное это не успехи в олимпиадах и других различных конкурсах, главное в том, что увлечение математикой в школьные годы развивает мышление и потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело.

Каждый человек индивидуален, неповторим. Неодаренных людей нет. Есть личности, не раскрывшие свои способности. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых.

Задача педагога состоит в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения:

  • Систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
  • Стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
  • Учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;
  • Находить новые, оригинальные подходы, красивые решения. Чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так как раньше – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся.

Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача нашей школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием меж предметных связей); занимательными элементами урока. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся (лекции, рефераты). В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей школы постоянно учится. Совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации (все учителя периодически их посещают с последующим отчетом о прослушанном), МО.

Рост учителя идет и через самообразование. У каждого педагога есть индивидуальная тема, над которой он работает: развитее навыков самостоятельной работы,    Очевидно, процесс познания является более продуктивным, если в нем участвуют, прежде всего, ученики, а не учитель. И радостно смотреть на то, как ученики получают наслаждение, доставленное им решением нестандартных задач.

Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия по математике,  предметные международные конкурсы, проводимые в нашей школе, помогают одаренным детям тоже проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Работа с одаренными детьми в нашей школе ведется с первой ступени обучения.

В 2008 году два ученика  6 класса приняли участие в областной викторине по математике «Математическая карусель». Сарбаев Вадим получил грамоту за участие, а Мозалов Павел – диплом  третьей степени.

В начале 80-ых годов Питер Холлеран, профессор математики из Сиднея, организовал новый тип игры-конкурса для австралийских школьников в виде вопросника с выбором данных ответов. Работы проверял компьютер. Игра прошла с огромным успехом. В1991 году эта игра была проведена впервые во Франции. В честь австралийских друзей французы назвали ее «Кенгуру».
Сейчас 21 европейская страна входит в ассоциацию «Кенгуру без границ».

У нас в школе есть победители международного конкурса «Кенгуру» по району: Мажаев Миша (5 кл.), Чузов С.(5 кл.), Мозалов Павел (6 кл.), Рыжева Настя (7 кл.), Камардин Дима (8 кл.), Абдулвалеев Ринат (9 кл.), причём, Мажаев Миша занял 2 место в регионе, Чузов С.-3 место, а Мозалов Павел -14. Принимали участие в конкурсе «Кенгуру выпускникам». В этом году в «Кенгуру» приняли участие 13 человек.

Ежегодно в школе проводится неделя математики. В рамках недели проводится школьная олимпиада. По  её итогам определяются участники районной олимпиады. В этом году в ней принял участие ученик 10 класса Абдулвалеев Ринат, где стал победителем. Он же принял участие в областной олимпиаде.

21 февраля в городе Оренбурге прошла научно-практическая конференция «Наше будущее – наука 21 века». Ученик 10 класса Абдулвалеев Ринат выступал с защитой реферата по теме «Правильные многогранники». В секции математики было 28 участников, большинство из специализированных школ. Ринат получил диплом  третьей степени. Над рефератом велась работа в течении 2-х месяцев, был приготовлен доклад для выступления и презентация.  

Основные формы поддержки и работы с одаренными детьми

Работа

МО

учителей

математики

Притокской

СОШ с одарёнными

детьми

-         комплексная работа по изучению личности детей (интеллектуальный уровень, актуальная и потенциальная одаренность, межличностные отношения, исследование уровня мотивации и адаптации ребенка в школе, раннее развитие одаренного ребенка, личностных особенностей детей, успешности обучения ребенка в школе,  его творческого потенциала);

-         работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.));

-         предметные олимпиады, конкурсы;

-         выставки детского творчества;

-         научно-практические конференции;

-        система факультативных и кружковых занятий;

-          участие в региональных конкурсах, конференциях;

 -        участие в  областных предметных олимпиадах;  

   -      вручение подарков победителям школьных, районных,  областных олимпиад;

-         выпуск газет;

Те учащиеся, которые выбирают математику как профилирующий предмет,  практически 100% поступают в вузы на избранные специальности по результатам ЕГЭ. Учась в институтах, они показывают хорошие знания. Наша школа – одна из самых активных участников всех районных интеллектуальных конкурсов. Только так ребята из малокомплектной школы могут себя проявить. Традиции сильны, успехи есть, работа продолжается.      На основе работы нашей школы в этом направлении можно сделать вывод о том, что, выстраивая систему поддержки одаренных детей, мы более ориентированы на использование традиционных, проверенных направлений и форм работы.

Инновационные подходы в практике работы с одаренными детьми:

Отмечаемые на сегодняшний день изменения в системе образования современного общества характеризуются переходом от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний» открытой образовательной среды.

 Интерес к изучению проблемы использования средств ИКТ в обучении и развитии одаренных детей с каждым годом усиливается. Идет разработка методов обучения, ориентированных на одаренных детей, методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.

Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Эти дети могут учиться автономно, в том числе и при поддержке опытного ментора. Также можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития креативности и коммуникативных способностей. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека.

В частности, большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в Интернет-олимпиадах, телекоммуникационных проектах. Использование технологий Интернет сделало возможным построение сетевых образовательных программ для школьников, в которых информационные и телекоммуникационные технологии выступают как инновационные интерактивные средства обучения.
Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики. Помимо овладения навыками и знаниями по предмету, учебными целями в дистанционном обучении являются формирование творческой личности, развитие личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности.
Использование телекоммуникаций дает уникальную возможность привлечь к разработке, научному руководству исследовательскими проектами и консультациям лучших специалистов из научно-исследовательских и академических институтов из любого уголка России. Благодаря этому, телекоммуникационные образовательные проекты могут сочетать в себе качественное предметное наполнение и возможность оперативного общения с опытными экспертами через современные средства обмена информацией (телекоммуникации). Такая традиционная форма образовательной деятельности, как предметная олимпиада, обрела в формате телекоммуникационного проекта инновационное звучание.
Телекоммуникационные образовательные проекты сочетают творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствуют их самостоятельной работе. Это, прежде всего, обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и личных целей. Проект выступает как пространство поиска и творчества, как среда, стимулирующая творческое развитие ребенка. Важной стороной является то, что телекоммуникационные проекты по сути своей всегда межпредметны: решение проблемы, которая заложена в каком либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.

Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т.п.

Одаренный человек – это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Здесь речь должна уже идти не только о построении обучении на основе личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленным педагогом, ментором, хорошо разбирающемся в специфике обучения одаренных детей.

Менторство как форма работы с одаренными детьми

В нашей стране эта форма известна мало. Индивидуальный руководитель, наставник, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка — явление довольно редкое. В некоторых школах можно встретить работников, которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между наставником и учеником, что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования, эта форма работы не используется целенаправленно.  Эту индивидуальную форму работы называют менторством. Менторство – это специфические отношения, складывающиеся между психологом и одаренным ребенком, с которым они занимаются. Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. В менторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика. К плюсам менторства относится и то, что это не дорогая форма работы, ее можно сравнительно легко реализовать практически в любых условиях. Все эти достоинства делают использование менторства весьма желательным.

 В рамках направления «Одарённые дети» в регионе:
Проводится анализ федеральной и разработка региональной нормативно – правовой базы, отвечающей современным задачам. Развивается сеть образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (создаются экспериментальные площадки, специализированные центры в регионах, привлекаются ВУЗы). Предпринимаются усилия по выстраиванию системы мероприятий по выявлению и развитию одаренных детей на региональном уровне, развиваются инновационные формы работы.
Разработаны системы мер по поддержке одаренных детей (утверждение стипендиатов из числа одаренных детей на региональном уровне, формы морального и материального поощрения учащихся и педагогов).
Разрабатываются формы организации работы по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Формируются методические библиотеки по проблемам развития детской одаренности, в том числе на уровне учреждений.
Ключевыми проблемами в работе с одаренными детьми являются:
1.Материально-технические, обусловленные потребностями материально-технического обеспечения образовательных учреждений для работы с одаренными детьми;

2.Научно-методические, связанные с большим количеством теоретических подходов и методов, необходимостью обеспечения вариативности образования и обусловленные разнообразием видов одаренности;
3.Психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического и технологического обеспечения практической работы с одаренными детьми;
4.Организационные, связанные с формированием общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию одаренных детей и конкретной реализацией мероприятий федеральных и региональных программ;
5.Кадровые, обусловленные потребностями профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми.
 



Предварительный просмотр:

В помощь классному руководителю.

Статья.

«Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения».

Учитель: Кирова А.М.

Главной задачей педагога на сегодняшний день является выявление детей с признаками актуальной или потенциальной общей одаренности, и прежде всего тех, чья любознательность и потребность в познании выходит з рамки традиционной программы обучения.

Основными признаками одаренности служит высокий уровень интеллектуальных и творческих  способностей детей и такие их личностные особенности, как высокая любознательность, увлеченность задачей, открытость к новому, неизвестному. Особое внимание при разработке методов изучения каждого ребенка в отдельности, особое внимание необходимо уделить отбору заданий, интересных для детей и позволяющих оценить их качества незаметно, в ходе игры и общения, без строгих проверок и экзаменов.

Важную роль в системе оценки интеллектуальных качества ребенка играет предварительное проведение родительского собрания, на котором родителям подробно нужно объяснить основные цели и задачи, особенности процесса обучения, так как показывает практический опыт, отсутствие у взрослых необходимой информации часто приводит к несовпадению ценностей, интересов и планов семьи с направленностью и требованиями школьной программы. Не менее важным является также ознакомление родителей с характеристиками той категории одаренных детей, для которых предназначена программа обучения.

На собрании представители администрации школы, учителя и психологи подробно должны объяснить родителям основные этапы обследования, привести примеры всех видов используемых заданий и критериев оценки их выполнения, дают советы, как лучше подготовить ребенка к собеседованию, и отвечают на все вопросы по организации обучения в школе.

Таким образом, на начальном этапе учителю совместно с администрацией образовательного учреждения необходимо предоставить информацию, на основе которой они могли бы решить, совпадают ли цели обучения с их устремлениями, а также с возможностями и интересами ребенка.

Педагогом-психологом на начальном этапе проводится экспресс-оценка ряда показателей готовности детей к обучению в школе и развития их интеллектуальных (логических) способностей. Для этого используются специально разработанные и апробированные в школах методики диагностики, позволяющие ориентировочно оценить разные аспекты интеллектуального развития. Примером такой методики может служить МЭДИС (Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей). Диагностику необходимо проводить в группах по 5-6 человек в спокойной и доброжелательной обстановке и одним-двумя ассистентами, обеспечивающими понимание объяснений индивидуально каждым ребенком. Одновременно ведется наблюдение за поведением детей, их реакция на ситуацию и объяснения.

Второй этап предполагает обследование ребенка в  игровых занятиях для группы из 5-8 человек. Создание непринужденной обстановки игры, принятие и поощрение ответов детей имеют особое значение для поддержания их интереса и стимуляции творческой активности. Этот этап является  основным для общей оценки интеллектуального развития детей, их творческого мышления и мотивационно-личностных особенностей.

В целом групповое занятие занимает примерно 30 минут. При предъявлении пяти заданий учитель стремится к тому, чтобы все дети дали достаточное количество ответов. За каждый правильный ответ ребенку выставляют отметку по пятибалльной системе каждым из наблюдателей.

После окончания работы с группой результаты ее участников обсуждаются всеми наблюдателями и на основе этого обсуждения каждому ребенку выставляются согласованные отметки по отдельным видам заданий и в целом по всему этапу. При оценивании ответов специальное внимание уделяется личностным (прежде всего мотивационным) характеристикам детей, их отношению к умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...