Технология модульного обучения на уроках истории.
учебно-методический материал по теме

Главан Светлана Николаевна

Работа раскрывает сущность модульной технологии на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon модульная технология81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование модулей на уроках истории.

Автор: С.Н. Главан

учитель истории

МБОУ«Кингисеппская СОШ № 4»

Введение

Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность этих поисков.

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности её к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие 'компетентность'. Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе. Таким образом, в современном учебно-воспитательном процессе можно обнаружить важное противоречие: между глобальными задачами формирования компетентного человека и отсутствием эффективных путей этой деятельности.

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его технологизации, то есть выработки обязательных, последовательных элементов действий, которые при определенных условиях должны привести к прогнозируемому результату.

Модульная технология известна с 1972 года. В те времена она называлась модульная  система. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, модульная система была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой системы (технологии) была определена не только для взрослых, но и для молодежи.

Актуализация темы.

В чем же заключается практическая и научная актуальность данной технологии?

1.В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

2.Применение этой технологии вводится постепенно, что облегчает  детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

3.Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

4.Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.

5. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Модульная технология, как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает самые эффективные результаты, в других условиях она может быть малоэффективной и её целесообразно заменить другой технологией.

Цели модульного проведения уроков.

  Одна из перспективных технологий образования вообще и исторического образования в частности — модульное обучение.

        Изменился социальный заказ общества школе, когда её выпускник  должен быть      всесторонне развитой , активной, творческой личностью, способной самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы. Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии - вот то, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса в школе.

      Современный урок истории благодаря своему разнообразию, гибкости  и динамичности, актуальности способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом,- всесторонне развивать личность учащихся. Такими уроками, способствующими выполнению этой цели,  являются уроки построенные с использованием модульных технологий. Характерной особенностью которых  является – активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся.  

           Именно, уроки модульной технологии по своей структуре и организации учебной деятельности учащихся приближают современную общеобразовательную школу к индивидуальному, личностно ориентированному обучению. Модульное обучение помогает преодолеть многие трудности с которыми сопряжено усвоение исторического материала.  Благодаря модульной технологии обеспечивается разнообразие видов познавательной деятельности школьников, реальные очертания приобретают идеи педагогики сотрудничества, ученик на деле становится активным субъектом обучения.

      Сама организация процесса обучения предоставляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт планомерной деятельности самообразования и самообучения.

Модульную технологию можно использовать как на уроках повторения, так и в процессе усвоения нового материала. Думается, что изучение экономической истории или социальных движений можно полностью организовать на основе уроков модулей.

               Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии являются:        

 1.Гарантированность достижения результатов обучения.                                                                                                                                   2.Партнерские отношения учителя и ученика.                                                               3.Возможность работы ученика в парах.                                                                                4.Возможность выбора уровня  обучения.                                                                                          5.Возможность работать в индивидуальном темпе.                                                                                                                        6.Предъявление конечных результатов на самом уроке.  

          Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:

1) активизация учебного процесса;

2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;

3) мотивация учения;

4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;

5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.

         Модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.

        Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Содержание модульных технологий:

       Термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел.

         Блочно-модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе.

            Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

  • содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
  • учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
  • каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

        Модуль выступает средством модульного обучения. Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Последовательность по составлению модульной программы:

  1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование
  2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.
  3. Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

     5.Написание модульной программы.

Составление модульной программы.

Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила.

      1). Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.

     2) Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.).

     3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Выходному контролю предшествует краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение. При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.

     4) Необходимо осуществлять дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.

         Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.  В состав модуля входят целевой план действия, источник информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.  Любой модуль обязательно содержит блок информации (содержание модуля), систему заданий для учащихся, советы учителя ученикам. Начинается модульное обучение с выбора учителем темы урока (уроков), определения места этих уроков в курсе истории и постановки комплексной и частных дидактических целей. Предполагается широкое использование уровневой дифференциации проблемных заданий и поэтапного контроля за усвоением знаний (в целях выявления пробелов и их ликвидации).

Планирование модульного урока.

     Модульный урок включает в себя ряд учебных элементов (этапов). Начинается урок с входного контроля. Осуществляя его, учитель проверяет степень усвоения учениками знаний (на основе выполнения различных по сложности заданий). Входной контроль дает возможность логично перейти к изучению нового материала.

Работа над каждым учебным элементом обязательно мотивируется и локализуется во времени. Самостоятельная работа с источниками сочетается с обсуждением проблемных вопросов.

Учитель осуществляет текущий и промежуточный контроль в целях выявления пробелов в знаниях и трудностей, возникающих в процессе усвоения материала. Таким образом, преподаватель управляет процессом обучения. Можно применять самоконтроль и взаимный контроль. В этом случае учащиеся сопоставляют свои версии ответов с правильными вариантами в листе ответов и проставляют в оценочный лист оценку в баллах; взаимный контроль осуществляется при работе в подгруппе или учебной паре. Модульный урок может включать в себя подготовленные учащимися сообщения, выполнение творческих заданий, мини-спектакли и т.п.

                 Урок должен занимать не  менее 2 часов, так как на подобном занятии необходимо определить исходный уровень  знаний и умений по изучаемой теме , дать новую информацию и отработать учебный материал.*

 Для составления модульного урока можно пользоваться  следующим алгоритмом:                

  • формулировка темы урока;
  • определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы ;
  • подбор необходимого фактического материала;
  • определение способов учебной деятельности учащихся;
  • отбор методов и форм преподавания и контроля;
  • составления модуля данного урока.

*Настольная книга учителя истории.5-11 классы/Авт-сост.М.НЧернова.М.:Эксмо,2006 стр.474.

           Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент  не должно быть очень много (максимальное количество – 7), можно использовать следующие:

1.– определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

2.– включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

3.– отработка учебного материала.

4.– включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно может быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

   Необходимо размножить программу и обеспечить ею каждого ученика. Начинается модульное занятие с целеполагания (определение целей деятельности  учащихся — чему они научатся за урок). А дальше ученик работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу. 

     На модульных уроках школьники работают с разнотипным источниками, атласами и контурными картами, сравнительными таблицами, графиками, диаграммами, иллюстративным материалом.

        Работа может осуществляться индивидуально, в парах, в и группах, на любом этапе работы ученик сориентирован на поиск проблем или выбор путей их решения. Каждый школьник получает возможность работать по  индивидуализированным   программам в своем темпе, взаимодействуя при этом со сверстниками и педагогом. 

  Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

                    Организовать и провести модульный урок довольно сложно. Необходимо осуществить выбор темы модуля, четко сформулировать для себя и для учащихся комплексную цель, интегрирующую цель, а также частные цели, достигаемые на различных этапах урока. Бывает непросто подобрать материал с учетом уровневой дифференциации, продумать сочетание индивидуальной работы и работы в парах или в подгруппах, рассчитать время. В течение всего урока учитель консультирует учащихся, участвует в обсуждении проблемных вопросов, контролирует деятельность школьников, подводит предварительные итоги (окончательные итоги работы каждого ученика, возможно подвести лишь в начале следующего урока). 

Промежуточный и итоговый контроль, рефлексия.

         В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

     Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил.

      Модульное обучение, несомненно, имеет свои  преимущества перед другими методами обучения.

     1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

     2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

     3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок пять минут напряжённой работы.

     4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

     5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

          Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

В конце урока школьники по десятибалльной шкале оценивают свою работу на уроке, определяют, что работа дала им. Оценка осуществляется как бы в трех измерениях, которые можно условно обозначить словами «дело», «я», «мы». Таким образом, ребята выясняют, чего они достигли в деле изучения исторического материала, что они получили как индивиды и как члены коллектива. Этот — завершающий — этап работы называется  рефлексией.

Учитель формулирует вопросы, позволяющие без особого труда оценить достигнутые на уроке результаты. Например, школьникам можно предложить проставить количество баллов, характеризующее степень усвоения материала:

  • 9—10 баллов  —  материал  усвоен   прочно,  ученику  вполне
    ясны вопросы, обсуждавшиеся на уроке;
  • 7—8 баллов — материал усвоен частично;

•        4—6 баллов — над материалом нужно еще поработать.
Далее ученики оценивают работу коллектива и свою роль на
 уроке. После этого дети отмечают, что им особенно понравилось. Ученические самооценки и суждения дают учителю немалую пищу для размышлений о выборе форм работы, о доступности предлагаемых заданий, о способах достижения поставленных целей.

История как предмет эмоционален и увлекателен. Его преподавание призвано будить воображение ученика и вдобавок учить детей грамотно излагать свои мысли. Поэтому полностью перевести преподавание истории на модульную технологию невозможно. Модульное обучение — это только один из способов активизации деятельности учащихся, формирования навыков самостоятельной работы и культуры умственного труда.

Результативность и эффективность опыта работы

Качество обученности учеников значительно выше

Экономится время. Освобождённая часть времени тратится на многократное повторение, практические задания.

Время на подготовку домашнего задания сокращается, так как основная нагрузка (углубление, практические задания, в том числе работа с контурными картами и рабочими тетрадями) выполняется на уроках. Отсюда снижается перегрузка учеников.

У значительной части учеников меняется мотивация учения (учусь, так как интересно, учиться побуждает ответственность перед своим напарником, хочется проверить свои силы и так далее).

Данная система развивает у ученика такие качества, как:

познавательный интерес;

ответственность

активность;

конструктивность;

сотрудничество;

- Работает на подготовку к ЕГЭ (на уроках подбираются задания по типу ЕГЭ). Ученик учится внимательно читать инструкцию и выполнять её.

- Даёт возможность вести индивидуальную работу с отстающими и свести на нет количество неуспевающих по предмету; ученик имеет возможность выбрать сам количество заданий, задания по своим силам

- В комплексе решает познавательные, развивающие, практические и воспитательные задачи.

Предложенная система позволяет углублять исторический материал, тем самым иметь более прочные знания по предмету. Совершенствует учёбно-воспитательный процесс, выводит качество образования на новый уровень.

Позволяет реализовать развивающий аспект обучения всех учащихся с разным уровнем способностей и подготовки.

Формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.

Через данную систему осуществляется процесс осознанного приобщения к общечеловеческим и общероссийским ценностям.

Учебный процесс выстраивается на основе сотрудничества учителя и ученика, а также ученика – ученика.

Способствует формированию целостной картины мира.

Данная система за счёт смены форм учебной деятельности сотрудничества обучаемых и обучающих, более высокого уровня мотивации и деятельностного характера обучения создаёт возможность для формирования ключевых компетентностей в различных сферах, оптимизировать современный урок истории, сделать его более эффективным.

Результативность модульных уроков высокая. При изучении Великобритании, США, Франции, Германии, Италии в 20-е г.г.20 века проверочная работа показала наибольшее число правильных ответов по Великобритании и  США. Великобритания изучалась на модульном уроке. Наиболее эффективны такие уроки в 9-11 классах.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14 - 15.

4. Сенновский И.Б. 'Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения'.- М., 1995.

5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.

6. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - 'История', 1996 №23

7.Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. - Завуч, 1998, №1, с.37- 41

8.Настольная книга учителя истории.5-11 классы/Авт-сост.М.НЧернова.М.:Эксмо,2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

"Информационные технологии и модульное обучении на уроках истории и обществознания."

Информационные технологии и модульное обучение на уроках  истории и обществознания.Денисенко Альвина Альфредовна  учитель истории и обществознания МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулов...

Технологии модульного обучения на уроках математики в школе

Технологии модульного обучения на уроках математики в школе...

Тригонометрические уравнения. Показательные уравнения. Применение технологии модульного обучения на уроках математики

Вариативность учебных школьных планов, альтернативные учебники и программы по математике, достижение максимальных результатов при ограниченном учебном времени на изучение большого объёма учебного мате...

Использование технологии модульного обучения на уроках истории.

Сущность модульного обучения. Алгоритм составления модуля. Примеры заданий....

Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...

Модульное обучение на уроках истории в старших классах

Исследование на тему модульного обучения на уроах истории в старшей школе...