Оптимизация образовательного процесса с позиций личностно ориентированного обучения
материал на тему

Антонова Татьяна Викторовна

Защита методической идеи на муниципальном конкурсе "Учитель года 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_s_pozitsiy.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация образовательного процесса с позиций

личностно ориентированного обучения

Здравствуйте уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас  с началом районного конкурса «Учитель года 2014» и желаю  всем здоровья и добра, а конкурсантам вдохновения, полета мысли и творчества, ибо девиз нашего конкурса «Школа – пространство мысли и творчества для будущего»!

Считаю, что актуальной проблемой современного процесса образования является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка,  его личностного самоопределения. Оптимизация процесса обучения, означает выбор такой методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях. Готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала, и для каждого этапа отбирает оптимальный метод.

В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности. Все дети разные, и в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.

Как сделать, чтоб урок для всех учащихся стал общий? Что можно сделать, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе?

ЛО обучение  позволяет решать поставленные задачи. Одним из основных принципов ЛО обучения является индивидуальный подход. Он понимается как ориентация на индивидуальные психологические особенности  учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их особенностям.

Анализ научной–педагогической литературы показывает, что проблемой личностно-ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А. Амонашвили, Н.А.Алексеев, К.Роджерс. В своей практике я опираюсь на работы Ирины Сергеевны Якиманской и Льва Семеновича Выготского.

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности.

Целью ЛО обучения является создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

ЛО подход при обучении математики решает следующие задачи: 

  1. заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
  2. развить творческий потенциал учащихся;
  3. развить познавательные способности каждого ребенка;
  4. помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

При ЛО подходе прежняя психологическая установка  учителя  «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» уступила место новой психологической установке для учащегося  «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного».

Работая над данной методической темой, мне захотелось сделать сравнительный анализ традиционной системы обучения и ЛО обучения. На слайде Вы видите  таблицу основных характеристик двух подходов обучения школьников.

Из таблицы можно сделать вывод, сходство состоит в единстве цели - развитие личности и использование  одного и того же базового содержания образования. Отличие же состоит в том, что:

  • Ученик при традиционном обучении - пассивен, при ЛОО – активен
  • Учитель, при традиционном обучении должен выдать определенный объем знаний, при ЛОО старается - научить мыслить, научить учиться.
  • Существенно отличаются формы обучения и стиль взаимодействия учителя и учащихся.

Заметьте, каждый этап ЛОО работает на развитие личности ребенка.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.

Стремительное развитие науки и техники, появление  новых информационных технологий, внедрение ФГОС поставило приоритетом школьного образования развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать  пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться.

ЛО обучение позволило мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить уроки математики.

Специфика ЛО урока во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. Целью ЛО урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Для достижения этой цели применяю такие средства, как:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и  самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Опыт работы позволил выявить условия эффективности ЛО урока. Основными из них являются:

- наличие учебного плана проведения урока;

- использование творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, или сделать по-другому;

- оценка (и поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- и конечно - разноуровневое домашнее задание.

Результатом работы по системе ЛО обучения  стали технологические схемы  уроков. На слайде Вы видите технологическую схему открытого конкурсного урока математики в 6 классе. Слева -  этапы урока (методический аспект - важно для учителя), в центре – задания каждого этапа (дидактический аспект – важно для учителя и учащихся), справа – оценивание каждого задания в накопительной форме (личностный вклад в работу на уроке - важно для учащихся). И как общий результат урока – проект «Город будущего».

Проверка эффективности личностно-ориентированных уроков осуществлялась мной путем длительных педагогических исследований развития личности школьников по многим параметрам. Полученные данные позволяют утверждать, что подобное построение уроков активизирует развитие психических процессов, повышается уровень вычислительных навыков, улучшается психологический климат в классе и существенно повышается мотивация обучения.  

О результативности использования личностно ориентированного подхода говорят следующие факты:

  • Значительное число учащихся изменили свое отношение к предмету с отрицательного на положительное.
  • Новый материал способны усваивать на уроке все учащиеся.
  • Успеваемость держится стабильно - 100 %.
  • Вырос средний балл по предмету:
  • Ученики показываю высокие результаты на ГИА и ЕГЭ.
  • Ежегодно мои ученики лидируют на районных предметных олимпиадах:
  • Принимают активное участие во внеклассной работе по предмету.

Целенаправленное развитие личности школьников осуществляется мной и во внеурочной деятельности. Я применяю проектные  и исследовательские методы обучения,  метод коллективных творческих дел,  активные методы обучения и воспитания. Большинство моих воспитанников – творческие личности, которые  известны не только в районе, но  и  за пределами республики.  

Реализация ЛО обучения, заключается на практике, в создании особой воспитательно-образовательной среды, осуществляющей педагогическую поддержку каждому ребенку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.

ЛОО как нельзя лучше отвечает девизу нашего конкурса и при данном подходе школа становится пространством мысли и творчества для будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики кластерной оценки для оптимизации образовательного процесса в классе».

В статье и презентации к ней исследуется применение кластерной методики на примере 6 класса.Благодаря кластерной системе мы наглядно видим место каждого ученика в классе. Для ученика такая систе...

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Педагогический совет "Воспитание личности- важнейшее условие оптимизации образовательного процесса"

Процесс воспитания перетерпел различные изменения. Поворот личности к школе заставляет нас искать различные подходы. В данной разработке кратко раскрываются понятия "Личность", "Содержание воспит...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий.

Оптимизация образовательного процесса по предметамисторико-обществоведческого цикла на основе применениясовременных образовательных технологий....

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий...