Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных и интерактивных технологий в процессе обучения математике»
опыты и эксперименты

Тутаева Тамара Викторовна

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в преподавании математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_tutaevoy_t.v.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного опыта

учителя математики Тутаевой Тамары Викторовны по теме

 «Использование информационно-комуникационных и интерактивных технологий в процессе обучения математике»

1. Актуальность и перспективность опыта.

Основными задачами современного образования являются становление личности ребёнка, раскрытие его индивидуальных возможностей, развитие творческого потенциала. В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности,        подготовиться к жизни в  высокотехнологическом конкурентном мире.

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и инновационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, организации своей деятельности, Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения - обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать, и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.

2.Концептуальность опыта.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип— принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более

информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся.

3.Ведущая         педагогическая идея  заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Были определены следующие цели и задачи.

Цель: усовершенствовать методы оптимальной организации обучения математике посредством использования информационно- коммуникационных технологий.

Задачи:

  • изучить разные варианты использования информационно- коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности;
  • научить ребёнка обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти обучающихся;
  • разработать рекомендации по использованию информационно - коммуникационных технологий на разных этапах урока.

Была выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно коммуникационных технологий на уроках математики повлечёт за собой повышение эффективности урока и всего учебного процесса. Предположительно этого можно достичь за счёт;

  • проведения уроков с использованием готовых электронных носителей
  • создания обучающих презентаций
  • проведения занятий контроля по готовым электронным носителям
  • создания текстов
  • выполнения творческих домашних заданий
  • работы с Интернет ресурсами
  • работы на интерактивной доске

4.Технология опыта.

Как показывает практика, использование ИKT и интерактивных технологий в школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках.

Современные возможности компьютера способствуют не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желаний учиться.

Очень важно заложить мысль, что компьютер - это не только игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации, человеком, формирование осознанного и целостного отношения к собственной деятельности по переработке информации. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

В процессе обучения на уроках математики выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными и интерактивными  технологиями:

  • непосредственное применение ИКТ при изучении новых тем на уроках;
  • применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках;
  • применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся;

К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • презентация;
  • электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • цифровые образовательные ресурсы;
  • тренажёры;
  • DVD и CD диски «Уроки алгебры и геометрии Кирилла и Мефодия»;
  • видео и аудиотехника;
  • работа на интерактивной доске.

Использование презентаций на уроках математики в школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происходит гораздо легче. При разработке презентации учитываю, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

Презентации к урокам геометрии составляют и сами дети, реализуя так свои проекты и замыслы, а учитель выступает здесь руководителем и координатором.

На уроках математики использую цифровые образовательные ресурсы (http://eor.it.ru/eor/mod/resource/view.php?id=25,  http://school-collection.edu.ni/eatalog/) и электронные пособия.

Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить диски «Уроки алгебры и геометрии в 7-11 классах Кирилла и Мефодия».

Новшеством в моей педагогической деятельности является использование в интерактивной доски. Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру.  Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка,  а также гиперссылки к мультимедийным файлам,  задают уроку бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

Всем известен тот факт, что изучение математики и её преподавание имеет свои трудности. Например, такие как большой объем изучаемого материала (геометрия в 8 классе), тематические модули трудные для восприятия и понимания (тема «Функция и ее график», тема «Правила преобразования графиков функций» и т.д.). Предмет «Математика», в силу своей специфики, содержит много тем, которые не вызывают интереса у обучающихся при их изучении, поэтому возникает ещё одна проблема – это повышение мотивации обучающихся.

Применение средств ИКТ на уроках математики, в частности интерактивной доски, позволяет мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, повысить интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, а также познавательную активность обучающихся. Помимо всего этого, использование интерактивного оборудования позволяет оптимизировать процесс преподавания математики. На уроках математики можно использовать такие свойства интерактивной доски как обучающие, контролирующие, тренировочные, творческие и демонстрационные.

1. Обучающие свойства:

- возможность изображать объемные и плоские геометрические фигуры (треугольники, четырехугольник, окружности, многогранники и др.) позволяет изучать геометрический материал: изучение элементов фигур, периметра, площади и объема фигур. Функция интерактивной доски, позволяющая изменять размеры фигур, оставляя без изменения форму, помогает в изучении темы «Подобие фигур». Функцию клонирования объекта можно использовать при изучении понятия равных фигур или многократного использования одной и той же фигуры при решении математических задач;

- программы преобразования графиков функций, например, таких как, линейная, обратная пропорциональность, тригонометрических функций, позволяют обучающимся усвоить правила преобразования графиков функций и применять при их построении;

- изучение тем «Координатная прямая», «Координатная плоскость» обеспечивается возможностями интерактивной доски с помощью мобильного построения координатной прямой, координатной плоскости на соответственно разлинованном поле экрана. В случае допущения, каких- либо ошибок в изображении или построениях, можно воспользоваться функцией ластика и начать построения сначала;

- возможность использования цветовой гаммы позволяет более наглядно показать построение части графика функции на заданном промежутке, а также при изучении свойств функции: область определения, область значений, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, умение находить наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке.

2. Контролирующие свойства:

-. По названию закона можно восстановить его математическую модель (и наоборот);

- с помощью перемещающихся шариков с буквами по предложенным формулам математических функций можно определить название графика соответствующего заданным функциям;

- эффект лопающихся воздушных шариков поможет учителю проверить умения, например, переводить обыкновенные дроби в десятичные (и наоборот);

 - показать сортирование дробей из предложенного перечня на две группы: правильные и неправильные дроби.

Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» использую упражнение на нахождение соответствия.

Для лучшего усвоения графического изображения, названия функций и уравнений, описывающих эти функции, тоже используется подобное упражнение.

Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым  и интересным.

3. Тренировочные свойства:

- в программе интерактивной доски имеется множество рисунков математической направленности, например, круги, разделенные на равное количество частей (две, три, четыре и т.д.) с помощью цветовой заливки или цветного пера можно использовать при изучении темы «Доли» в 5 классе; шаблон тригонометрического круга, который можно использовать в серии уроков при изучении темы «Тригонометрические функции и их значения»;

- функция множественного клонирования позволит, например, строить множество параллельных прямых, что наглядно показывает условие параллельности графиков линейных функций или позволит отработать правила преобразования графиков функций;

- функции движения и закрепления объекта можно использовать при выполнении заданий на нахождение соответствия между двумя или более категориями понятий (предметов);

- функция выделения определенного объекта («лупа») позволит учителю обратить внимание обучающихся на особо значимых моментах изучаемого материала;

- «шторкой» можно скрыть часть экрана, где предложены ответы к тренировочным упражнениям с их дальнейшей само- или взаимопроверкой;

- функция распознавания объектов позволяет эстетично оформить используемый на уроке материал;

- возможность изменять порядок объектов позволяет перемещать их на задний или передний план экрана. Например, при составлении или отработке алгоритма решения математического задания;

4. Творческие свойства:

- инструменты рисования интерактивной доски позволяют более увлекательно проводить уроки по решению творческих задач, что вызывает неподдельный интерес к изучению математики.

5. Демонстрационные свойства:

- использование поля доски как демонстрационный экран для ранее заготовленных к урокам учебных презентаций. Но использование  доски даже в таком режиме дает  массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др.

Разнообразие функций интерактивной доски позволяет учителю-предметнику проектировать урок в соответствии с поставленными учебными, развивающими и воспитательными задачами. Но необходимый эффект может быть достигнут при методически грамотном моделировании структуры учебных занятий.

Таким образом, использование программного обеспечения интерактивной доски на уроках математики очень широки. Я это показала лишь на небольшом количестве примеров. Свойства интерактивной доски дают неограниченные возможности учителю математики применять её как эффективное средство обучения и повышать качество математического образования.

Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберетающих технологий.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

5.Оптимальность и эффективность средств.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

  • развитие наглядно -  образного, наглядно - действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
  • эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся; обеспечивая  интеллектуальное развитие каждого ребенка.

6. Методологическая  база педагогического опыта. Методологическую основу опыта составляют:

  • государственная концепция и стратегия модернизации образования;
  • психологическая теория деятельности (Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин др.);
  • психологическая концепция учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.);
  • психологические концепции усвоения знаний и способов деятельности (П.Я.Гальперин и др.);
  • концепция деятельностного подхода к обучению (Л.М,Фридман, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др.);
  • концепция информационного подхода к обучению (В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман и др. );
  • концепция технологического подхода к обучению (В.П.Беспалько, И.С. Якиманская и др.).

Понятийио-терминаногический аппарат инновационного педагагического опыта.

ИКТ - информационные - коммуникационные технологии. Методический инструментарий по выражению академика В.М.Монахова |4]

  • методы и средства реализации педагогических технологий (методы активизации и интенсификации процесса обучения, основы педагогической техники и педагогического мастерства, индивидуализация процесса обучения, модульное обучение, инновационные педагогические процессы, основы научной организации педагогического труда.

Современные средства обучения (компьютер, интерактивная доска,  Интернет, компьютерные программы и др.), которые в работах Э.И.Кузнецова, И.В.Роберт и др. названы «педагогическими программными средствами» [1;115].

7. Теоретическая оснащенность педагогического опыта.

Теоретическую концепцию педагогического опыта составляют положения, которые продуцируются новой образовательной парадигмой и достижениями психолого-педагогической науки, а именно:

1)В учебном процессе основным «рабочим полем» является поле деятельности ученика (различные взаимодействующие виды самостоятельной учебной деятельности учащихся) в силу признания положения Л.С.Выготского, согласно которому, развитие детей в обучении основано на языке действий, «встроенных» а ту или иную культуру. При этом, Л.С.Выготский писал: «...основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификацня, т. е. создание и употребление знаков» [3].

2)Одним из эффективных путей обучения учащихся деятельности в учебном процессе является формирование приемов учебной деятельности, владение которыми: 1) вырабатывает и совершенствует умение самостоятельно учиться; 2) повышает уровень решения учебных и языковых задач, тем самым влияя на качество знаний по предмету; 3) дает возможность для решения таких задач, как осуществление межпредметных связей на уровне видов деятельности, для активизации, интенсификации и уровневой дифференциации учебной деятельности; 4) изменяет общий стиль умственной деятельности учащихся.

Исходя из вышеизложенных допущений, я, вслед за О.Б.Епишевой, делаю вывод, что необходимыми условиями совершенствования методической системы обучения в школе являются:

I) Деятельностный подход («от ученика») во всех его компонентах [2]: а) проектирование учителем идеальной траектории деятельности ученика в учебном процессе с помощью перевода заданных извне целей образования, содержания обучения, процессов овладения учащимися самостоятельной учебной деятельностью и процессами саморазвития на язык действий учащихся; б) деятельность учителя в учебном процессе требует совмещения поля деятельности учителя с полем учебной деятельности учащихся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности (эта замкнутость двух пространств деятельности - суть проектирования технологии обучения);                             2) Формирование приемов учебной деятельности.

8.Результаты  инновационного опыта.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты;

•  Рост положительной мотивации на уроках.

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.

100 % одиннадцатиклассников положительно относятся к урокам. Благодаря интересной и разнообразной подаче материала дети не утратили желания получать новые знания, а значит, в дальнейшем, это положительно скажется на качестве знаний обучающихся. Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе. 85% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными. Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

В результате применения ИКТ в процессе обучения учащимися будут достигнуты предметные результаты. В плане обогащения арсенала методических средств и приемов при обучении в старшей школе основные свойства ИКТ:

1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений;

2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения,

В результате применения ИКТ в процессе обучения учащимися будут достигнуты следующие метапредметные результаты: 1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию:

- умение структурировать текст (выделять главное и второстепенное: представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;

2) в области освоения методов познания (умение использовать логические действия и операции, такие как сравнение; анализ, синтез; обобщение; конкретизация; классификация)

Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения в школе формирует и стимулирует у обучающихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.

9. Возможность тиражирования.

Данный опыт представлен мной на заседании МО учителей математики, информатики, физики школы, на педагогическом совете школы, а также опубликован на школьном  сайте.

Глоссарий:

1. «Новые        информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.- Москва. 2000 - 248 с.

2. Епишева        О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике. - Москва, 1999.-460 с.

3. Митюхина Н.П. / Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся посредством знаково-символической деятельности/ Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт аналитической психологии и психоанализа» (МИАПП) - Электронный ресурс - режим доступа: http://miapp.ru/sno/polemoe/school_ psychologist/1687-.html, http://school-collection.edu.ni/eatalog

4. Монахов        В.М., Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995. - 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике

Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...

обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".

Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....

Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...

Обобщение опыта работы на тему «Использование информационно – коммуникационных технологий в обучении биологии»

Острая необходимость гуманизации всех сфер жизни нашего общества, благоговение перед Жизнью как наивысшей ценностью на Земле выдвигают сегодня биологию на ведущую роль в гуманизации образования и восп...