Формы самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций
статья на тему

Билан Юлия Викторовна

Статья самостоятельная работа в формировании компетенций по специальности 190631

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций

Билан Ю.В. ГБОУ СПО РО «КМК»

“Интерес и успех – это главные преподаватели”.

В условиях реформы российского образования изменяются цели и задачи поставленные перед преподавателем. Главным становятся не знания, а компетенции.

Такая постановка вопроса выражается в формировании умений и навыков действовать в различных профессиональных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; самоцелеполаганию; самоактуализации.

Таким образом, происходит переориентация подхода в обучении. Для успешной деятельности в этом направлении необходимо использовать инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое средство формирования компетенций, снижения монотонной нагрузки на студентов, замену форм их деятельности на нетрадиционные, непривычные, интересные; эффективного использования учебного времени; нестандартные технологии обучения основаны на большем применении самостоятельной работы студента во время урока и при внеаудиторной деятельности.

Акцент делается на личную заинтересованность студента при освоении темы, получить компетенции, которые будут характеризовать только его, как специалиста. Причем, с учетом своих индивидуальных личностных качеств и интеллектуальных возможностей, студенты могут из одного и того же материала извлечь различный набор компетенций, тем самым за счет мотивации на успех можно развиваться за пределами стандарта, а это развитие уже обеспечивается самостоятельной работой, работой над своим развитием, заставить выполнить такую работу может только стремление у успеху и интерес – т. е. самые главные преподаватели. Роль преподавателя при такой организации образовательной деятельности - обозначить направление и проводить грамотную модерацию процесса деятельности, уделяя время каждому участнику группы.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

предоставление фундаментального образования, получив которое, обучающийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

формирование у обучающихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста обучающихся.

Считаю, что традиционные педагогические технологии, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает ФГОС третьего поколения. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении преподаватель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей является побуждение студентов к познанию.

Появившиеся новые возможности, которые приносят ИКТ, можно перераспределять время, затрачиваемое на различные этапы урока, разнообразить их, чего нельзя сделать с помощью только мела и доски.

Так как традиционный урок не отвечает современным, меня заинтересовали инновационные педагогические технологии.

При их использовании, происходит содействие развитию личности с активной позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных и профессиональных ситуациях и позитивно решать поставленные задачи.

Для реализации этой идеи, я использую следующие средства:

1 инновационные технологии:

– проблемное обучение;– технология интерактивного обучения;

- личностно-ориентированное обучение;

- применение ИКТ.

2 а так же внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов:

– работа в кружках технического творчества, выражающаяся в создании макетов, моделей, стендов и мультимедийных пособий, применяемых при проведении практических работ и на уроках теоретического обучения;

- выполнение выпускных квалификационных работ с реальным подтверждением;

- выполнение исследовательских проектов;

-посещение тематических профессиональных выставок.

Большим подспорьем являются ИКТ, которые обеспечивают оперативный доступ к информации, наглядность и творческий стиль работы.

Использование мною ИКТ выражаются в том что, наглядные пособия, а применительно к специальности 190631 - это устройство и взаимодействие узлов и механизмов автомобиля и процесс проверки работоспособности и функционирования оборудования, на 90 % заменены /дублируются интерактивными пособиями, видео фрагментами, некоторые из них создали сами студенты.

Создание сайта и размещение на нем различной информации, касающейся жизни нашего малого творческого студенческого коллектива.

Однако, используя ИКТ, нужно помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе обучения, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

3 участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4 создание учебных реальных проектов в объеме выпускных квалификационных работ или курсовых проектов

Студенческий проект по исследованию безопасности на дорогах занял первое место во всероссийском конкурсе педагогических достижений на лучшую исследовательскую работу студента.

Студенческая работа «Мультимедийное пособие «Шиномонтажный участок принимала участие в региональном конкурсе технического творчества.

Студенческий доклад «Экомобиль» принял участие в территориальной конференции в г. Железногорск

По желанию автора, работы публикуются в электронных СМИ, творческих группах.

Технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать студентов в соответствии с требованиями, которые предъявляет ФГОС 3 поколения. Студенты учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются компетенции разработки выполнения технологических процессов, подбора оборудования и инструмента, организации технологических процессов ремонта и технического обслуживания.

Используя инновационные средства, удается, решить следующее:

1. Через формирование умений самостоятельно организовывать свою деятельность до получения результата,  способствовать развитию личности, с активной позицией умеющей ориентироваться в сложных профессиональных ситуациях и позитивно решать поставленные задачи.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов образовательной системы: преподаватель - студент на партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности, которая может возникать при участии «главного преподавателя», имя которого – интерес, когда интерес распространяется на такие области как: область получаемых знаний, формируемых компетенций; компетентный преподаватель, владеющий различными технологиями обучения, быстро реагирующий на изменяющуюся ситуацию внутри команды, членами которой являются студенты и он сам.

Повышение мотивации к учебной деятельности, настрой на успех, обусловлены еще и многогранностью учебного процесса, развиваются разные сторон личности обучающихся,   путем внедрения в учебный процесс различных  видов деятельности студентов. В этой деятельности рамки себе может поставить только сам студент, а не обязательные требования стандарта на данную специальность, а такой преподаватель как «успех» обязательно выведет эту деятельность за рамки требований стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций

Практические работы на уроках как условие формирования профессиональных компетенций...

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

Формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (из опыта работы)

Предлагаемая методическая разработка представляет собой обобщенный опыт методики формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СВАРОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ( начальное профессиональное образование)

Переход страны к рыночной экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность продукции, технике и технология, высококвалифицированным кадрам. Всё это ставит перед системой профессиональн...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Самообразование как самостоятельное формирование профессиональных компетенций педагога

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...