Роль проектной деятельности школьников в формировании универсальных учебных действий
статья на тему

Федорова Лилия Юрьевна

Сегодня система отечественного образования стоит на пути великих перемен, «важнейшей задачей которых является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».[

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности школьников в формировании универсальных учебных действий

                                        Федорова Лилия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

                                                     МОУ школы №5 им. Ю.А.Гарнаева

                    с углубленным изучением отдельных предметов

Сегодня система отечественного образования стоит на пути великих перемен, «важнейшей задачей которых является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».[1]

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование активной, самостоятельной позиции обучающего, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, которые гарантируют успешность в познавательной деятельности на всех этапах образования.

Именно проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающегося, развивать его коммуникативные и творческие способности. Особую значимость приобретает тот факт, что ребенок сам выбирает тему проекта, его содержание, способ выполнения работы: индивидуально или в группе. Таким образом, проектный метод развивает такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивает социальные навыки, помогает приобретать опыт исследовательской деятельности.

Рассматривая роль проектной деятельности  в формировании УУД, можно сказать, что в зависимости от вида проекта формируются в большей степени те или иные универсальные действия. Если речь идет об информационном проекте, то это, как правило, формируются познавательные универсальные действия, творческие проекты способствуют развитию регулятивных УУД и т.д.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 5 основных этапов: подготовительный, планирование деятельности, исследовательский, защита проекта, итоговый. Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

1 этап. В сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных  УУД -  учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - обучающиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

2 этап. В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

         В сфере регулятивных  УУД - организация учебного места и времени, планирование совместной деятельности.

           В сфере познавательных УУД — ребята учатся наблюдать, обобщать.

           В сфере коммуникативных УУД — учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

3 этап. В сфере личностных УУД- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

В сфере регулятивных  УУД - выбор путей достижения, определении последовательности этапов деятельности.

 В сфере познавательных УУД - умение работать с информационными источниками, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую  (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя  форму.

 В сфере коммуникативных УУД — разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

4 этап. В сфере личностных УУД- самоопределение, действия нравственно-этического характера. 

В сфере регулятивных  УУД - обучающиеся учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

         В сфере познавательных УУД - учащиеся приобретают навык построения сообщения в устной форме.

 В сфере коммуникативных УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

5 этап. В сфере личностных УУД- адекватное оценивание себя и других.

В сфере регулятивных  УУД - определение последовательности высказываний с учетом конечного результата.

         В сфере познавательных УУД - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

         В сфере коммуникативных УУД — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектной деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий ребенка, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений.

            При условии правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Выполняя работу в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Формирование универсальных действий: от действия   к мысли»- М.: Просвещение, 2010.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.:АРКТИ,2003.-
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования -М.:Просвещение,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»

Современная школа ещё не полностью перешла на  новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  про...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...

СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в у...