Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждениянии в условиях модернизации образования.
статья на тему

Овчаренко Сергей Николаевич

Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков (от 6 до 15% в начальной школе и от 20 до 26% к концу обучения), важнейшими являются условия  формирования здоровьесозидающей образовательной среды. Поэтому в сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации современного школьного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл direktor_ovcharenko_s.n.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОвчаренкоС.Н.,

 директор школы МОУ СОШ № 2

г. Алексеевки Белгородской области

Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном  учреждениянии в условиях модернизации образования.

 

Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков (от 6 до 15% в начальной школе и от 20 до 26% к концу обучения), важнейшими являются условия  формирования здоровьесозидающей образовательной среды. Поэтому в сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации современного школьного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов.

Коллектив МОУ СОШ № 2 города Алексеевки  считает  актуальным данный вопрос, поэтому с  2013-2013 учебного года   образовательное учреждение  включилось в реализацию  трехлетнего  муниципального системного эксперимента по теме  «Система здоровьесозидающей  деятельности общеобразовательного  учреждения в целостном образовательном  процессе». Мероприятия в рамках конструктивного этапа эксперимента включили: анализ педагогической теории и практики по проблеме исследования; сбор и систематизацию информации о состоянии здоровья педагогов и обучающихся, анализ образовательной ситуации, выделение «проблемных  полей», обоснование ведущих направлений развития   системы здоровьесозидающей деятельности, определение внешних связей и здоровьесозидающего потенциала микросоциальной среды.

Таким образом, задачу обеспечения здоровья молодого поколения следует решать образовательными (педагогическими) средствами. Концепция  ОЭР  в решении проблемы здоровья школьников базируется на  образовательных ресурсах школы. Опираясь на  системный и  валеологический  подходы  к  обучению и воспитанию,   мы разрабатываем  проект целостной системы здоровьесозидающей деятельности   общеобразовательного учреждения

        Структура управления  здоровьесозидающей деятельностью в    школе   представлена четырьмя уровнями управления и  определенными взаимодействиями между ними.  При этом  наличие  валеологической  цели школы, как системообразующего фактора,  обуславливает   создание  новых и  развитие  «старых»  элементов   всей системы управления и  на всех уровнях управления.  

 Первый уровень – директор школы (он является координатором    экспериментальной работы в школе),  Управляющий совет, который содействует созданию и организации условий претворения валеологической программы в практической деятельности школы и педагогические советы (координационная деятельность).

      Этот уровень  определяет  стратегические направления  здоровьесозидающей деятельности, организует  педагогический,   ученический и родительский  коллективы  на решение задач  исследовательского проекта, несет ответственность за его реализацию. 

     Второй уровень – заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, а также  органы и  объединения, участвующие в самоуправлении:  школьный  валеологический Центр. Это тактический уровень нашей системы.  

      Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, психолог, методические объединения учителей-предметнтков, творческие  группы из числа педагогов. Решают вопросы:

 –по    проблеме здоровьесберегающего подхода к учебному процессу;

 –по    проблеме здоровьесберегающего подхода к уроку;

 –по проблеме здоровьесберегающего подхода к внеклассному мероприятию;

–по проблеме   внедрения методики преподавания  интегративного компонента содержания образования по предмету;

        Данный уровень  выполняет  функции программно-технологического и содержательного  обеспечения  учебно-воспитательного процесса  и управленческие функции по отношению к учащимся, родителям, детским объединениям, кружкам, клубам в системе внеучебной деятельности, органам ученического самоуправления, включенным в здоровьесозидающую деятельность.

Четвертый уровень – обучающиеся, органы ученического самоуправления валеологической направленности Центра «Росинка» (физорги, Совет старшеклассников, валеоинформаторы (юные учителя здоровья), волонтеры здоровья, члены конфликтных комиссий и др., постоянные и временные творческие объединения детей по проблемам здоровья и ЗОЖ  (спортивные секции,  Научные  общества, временные объединения по проведению коллективных творческих дел (КТД) валеологического профиля, участники клуба «Юный турист»).

       Выделение данного уровня подчеркивает субъектный характер отношений между педагогами и  учащимися. Ученик, являясь объектом взаимодействия,  в то же время выступает и субъектом  развития своего здоровья.

      Из приведенной  иерархической системы взаимодействия видно, что  каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню. Таким образом, все, без исключения, индивидуальные и совокупные субъекты управления включаются в работу по достижению генеральной цели ОЭР школы.  

         При рассмотрении управления как процесса,  нам необходимо определить цель управления.  Цель управления взаимосвязанной  здоровьесозидающей деятельностью субъектов  валеологической   системы школы  мы  рассматриваем  как   создание  оптимальных условий для реализации системой социализационной,  культурологической,  профилактической, коррекционно-реабилитационной функций и функции укрепления здоровья, направленных на достижение генеральной цели  воспитания, обучения и развития здорового школьника.

К оптимальным условиям создания и развития системы здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном  образовательном процессе мы относим:

–кадровые,

–экономические,

–материально-технические,

–научно-методические,

–социально-психологические,

–организационные.          

          Содержание управления здоровьесозидающей деятельностью    в школе  включает следующие  функциональные компоненты:  анализ, планирование, организацию, контроль и регулирование,  которые  направлены  на  решение задач сохранения, укрепления и формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся. 

В спектр объектов валеологического анализа  включается  все организованные формы обучения: урок,   другие формы учебных  и внеурочных занятий  по предмету,  внеурочные  воспитательные мероприятия,   здоровьесозидающая   работа школы за учебный год (или  другой  отрезок времени). Анализируется работа  учителей, классных руководителей, психолога, социального  педагога,  медицинских работников, структурных подразделений школы,  творческих объединений и т. д.  по сохранению, укреплению и формированию здоровья, ценностей здоровья и ЗОЖ.

Анализ   здоровьесозидающей  деятельности  целесообразно  выстраивать,  включая все его виды:

– параметрический (например, ежедневно, еженедельно, ежемесячно,  по четвертям и за год   анализируется пропуски занятий по болезни учащихся);

– тематический (например, анализ дидактической системы работы учителя по сохранению здоровья обучающихся в процессе  урока и других форм учебной деятельности;   анализ работы по формированию компетенций у учащихся в сфере здоровья и здорового образа жизни; анализ работы классных руководителей по  формированию мотивации  у учащихся на ЗОЖ и т. д.);

– итоговый (например,  анализ состояния здоровья школьников, его динамика,   комплексный анализ  деятельности  по  сохранению, укреплению здоровья, формированию здорового и безопасного образа жизни за учебный год).

Содержание  анализа  должно  предусматривать  в школе   достаточно широкий  спектр   направлений. 

 Система планирования   в рамках ОЭР  включает:

  1. комплексное  целевое планирование   (КЦП) школы по реализации Программы ОЭР на 2010-2013 годы;
  2. годовой план  работы  школы  (с насыщением его мероприятиями валеологического характера по всем его разделам  и видам валеологической  деятельности, содержанию управления);
  3. подпрограмму «Здоровье»  Комплексной  целевой  программы  развития общеобразовательного  учреждения на   перспективу.        Все три вида   планирования должны быть скоординированы.

        Планирование опытно-экспериментальной деятельности  должно органично войти в  общую систему работы школы.  

       Годовой план работы школы  на текущий  и последующие учебные годы  должен содержать  мероприятия, направленные на  реализацию  ПРОГРАММЫ  и  КОНЦЕПЦИИ  ОЭК,   КЦП школы.  Содержание годового плана целесообразно  распределять по   решаемым задачам.

           Функция  организации в управлении   системой здоровьесозидающей деятельности   представляет собой этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение  формируемой нами  валеологической системы деятельности. Под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, медицинских работников,   органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленных задач, т. е. функция организации в управлении целостной системой валеологической деятельности.

     Организаторская деятельность директора школа в условиях осуществления ОЭР направлена на  формирование коллектива единомышленников, реализации  Программы ОЭР по  созданию и запуску  целостной системы   здоровьесозидающей деятельностью школы.

      Организационными формами управленческой деятельности в школе являются  координационный  валеологический совет, педагогический совет,  совещания при директоре,  совещания при заместителях директора,  валеологический  Совет или ШКЗ, оперативные информационные совещания,   МППК, Советы дела,  ученический комитет и т. д.

      С функцией валеологического анализа тесно связана функция  валеологического контроля  в школе. Объектами    валеологического контроля   является валеологическая деятельность   учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, медицинского работника, органов  ученического  самоуправления в целях оказания  им помощи.

      Валеологическому анализу подвергается фактический материал, который был получен в процессе контроля. Это обстоятельство подчеркивает, что содержание внутришкольного  валеологического  контроля и  валеологического анализа составляют практически одни и  те же направления деятельности. В содержание  внутришкольного контроля  могут  включаться, например,   следующие  направления:

 работа педагогического коллектива  (учителя, методического объединения учителей) по обеспечению  требований к использованию компьютерных и  информационных технологий и других аудиовизуальных средств;

 деятельность  учителей-предметников (учителя, методического объединения учителей)  по  формированию культуры здоровья обучающихся;  

 работа  учителей физической культуры  по внедрению режима индивидуальной двигательной  активности обучающихся;

 деятельность педагогов (учителя, методического объединения учителей) по  сохранению здоровья обучающихся средствами учебного предмета и др.

        Функция регулирования  валеологической деятельности  осуществляется  приказами директора,  положениями, решениями  общественных органов  управления, планами работы.

         Приказами директора школы  в условиях проведения ОЭР должны быть урегулированы вопросы:

1) включения   администрации школы, педагогических  и  медицинских работников, обучающихся в опытно-экспериментальную работу  по теме исследования;

2) создания модульных  нововведений здоровьесозидающего  профиля школы– координационного  валеологического совета школы,  ШКЗ (валеологического Совета школы) и утверждение их составов;

3) создание и утверждение  состава  творческой   группы  из числа администрации и других членов коллектива (школьного ВНИКа);

4)    создание и утверждение состава методического объединения учителей и воспитателей   здоровья и ЗОЖ и др.;

5)  утверждение функциональных обязанностей работников школы с учетом  здоровьесозидающей деятельности и другие  вопросы и др.

       В соответствии с  валеологическим подходом корректируется  деятельность  директора  школы, других работников.  Руководитель  общеобразовательного учреждения входит согласно приказу  муниципального органа управления образования  в состав муниципального ВНИКа,  персонально несет ответственность за реализацию  проекта   во вверенном ему образовательном учреждении.   Обозначенная    статусная позиция руководителя школы  требуют от него:

  1)  качественных изменений в характере  педагогической деятельности и пересмотра критериев ее эффективности,

  2) создания гуманистической и демократической среды в образовательных учреждениях,

 3) включения педагогов, обучающихся и родителей  в творческую деятельность;

  4) необходимых  изменений  в иерархии ценностей руководителя школы, которые  касались  бы как личностных, так и  управленческих стратегий.             

        В основу результативности управления согласно Концепции  экспериментального проекта  положена оценка динамики зрелости целостной системы здоровьесозидающей деятельности  школы, включающая две основные группы показателей – количественные и качественные.

Количественные показатели предполагают:

– охват основных участников педагогического процесса валеологической деятельностью,

–количественные изменения (простое расширение) валеологической  системы: введение занятий по обучению детей культуре здоровья, института валеологов (учителей здоровья) и т.д.,

– количественные показатели здоровья школьников.

Качественные показатели характеризуются:

– степенью оздоровления образовательной среды;

–степенью  сформированности  валеологической  системы школы;

– валеогенным изменением сознания педагогов и учащихся;

–формированием их культуры здоровья и другими качественными показателями здоровья человека;

степенью  создания условий   для  формирования системы здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном  образовательном процессе (кадровые, экономические, материально-технические, научно-методические, социально-психологические, организационные).    

      Организационно-педагогические условия формирования здоровьесозидающей образовательной среды в каждой школе должны формироваться, с одной стороны,   исходя из условий функционирования школы,  с другой – должны быть оптимальными, достаточными, чтобы  обеспечить  эффективное решение главной задачи  экспериментального  проекта – создание целостной системы  здоровьесозидающей деятельности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования

Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в  Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида.  Школа образована в 1951 году и в 2011...

Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...

Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования

Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики.  Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...

"Формирование развивающего образовательного пространства города Козьмодемьянска в условиях модернизации образования"

Участник городского  единого методического дня, на тему "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся"...

«Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников в условиях модернизации образования»

Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом....

Методическая разработка «Формирование здоровьесозидающей среды средствами дополнительного образования»

Главная задача при занятиях спортом - сохранение  и укрепление здоровья подрастающего поколения.  Своими действиями педагог может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить и...