Игровые технологии на уроках истории и обществознания
статья по истории

Ядревская Ирина Александровна

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. Игра порождает радость и бодрость, обогащает впечатлениями, помогает учителю избежать назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием. Совместное обсуждение и оценка игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. Игра порождает радость и бодрость, обогащает впечатлениями, помогает учителю избежать назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием. Совместное обсуждение и оценка игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока. Учитывая возраст обучающихся, изучение темы «Жизнь первобытных людей» (5 класс) целесообразно завершить  игрой-путешествие в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям «Рассказово», «Картово», «Задачкино», «Кроссвордино», «Терминово», «Отгадайкино». Можно провести ролевую игру, например,  по истории средних веков «Город мастеров», интеллектуальные игры "Своя игра”, "Что? Где? Когда?”, «Брейн-ринг», дидактические игры на уроке "Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”, "Знаешь ли ты эти мифы?”.

Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, при работе с хронологией и терминами можно использовать такие приемы, как словарная разминка, хронологическая разминка, словарное лото, словарный аукцион (учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме; побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним). На этапе проверки домашнего задания можно применить историческую цепочку (один ученик называет термин, другой дает определение). В качестве физкультминутки можно использовать простую игру «Да-нет-ка». Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «Да» или «Нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают. 

По принципу игры «Да-нет-ка» проводится игра «Крестики-нолики». Составляется 9 вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет». Учащиеся записывают ответы в таблицу (если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик).

При объяснении нового материала я часто использую прием «Вспомни больше» (при изучении исторических личностей, событий вспомнить, как можно больше ассоциаций). Задание «Определи ошибку» эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении. Например, при изучении темы «Собственность» (8 класс, обществознание) найти ошибку: Акционерная собственность, коллективная собственность, групповая собственность, частная собственность,  муниципальная собственность, личная собственность. На уроке истории предлагаю текст с ошибками: После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.

Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм - позволяют не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На этапе закрепления и повторения материала обучающимся предлагаю игру «О ком речь?». Участникам игры нужно после каждого описания назвать имя героя, о котором шла речь. Например, в 7 классе после изучения темы «Дворцовые перевороты» :  "С самого своего  прибытия в Петербург великая княгиня всеми своими средствами старалась приобрести всеобщую любовь, и теперь её не только любят, но и боятся". Первая подсказка.  Её называли "звездой севера". Вторая подсказка. "Неправильно говорящая … свойств и правил русского языка не знающая". Похвалами избалованная, много рассуждавшая о человеколюбии, а на деле правившая с помощью "кнута и виселиц". Ответ: Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна; при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg (иначе София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербстская).

Есть еще один интересный прием, который очень любят ученики – работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора пазлов). Группа получает раздаточный материал – карта разрезана на части. Ученики должны правильно собрать карту и рассказать об этом историческом событие.

Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств. В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется   возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед одноклассниками. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников. Игровые технологии обучения помогают организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических и обществоведческих знаний, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

Игровые технологии на уроках истории и обществознания.

Применение игровых технологий на уроках истории. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.А.М Горький. Многие педагоги, психологи, ученые...

ДОКЛАД «Развитие критического мышления и игровые технологии на уроках истории и обществознания»

Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпим...

Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания.

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка знакомит с  рядом игровых технологий, содержит фрагменты игр: Брейн-ринг  по теме "Дворцовые перевороты", Историческая  дуэль (по этой же теме), Интелл...

Тема: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...