Особенности и методики работы с одаренными детьми в сельской школе
статья на тему

Черкасова Антонина Васильевна

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей в условиях малокомплектной сельской школы.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. Обосновывается необходимость поэтапного выявления признаков одаренности у обучающихся в зависимости от вида одаренности.

Акцентируется внимание на том, что одаренные дети - это очень часто проблемные дети, приводятся эффективные подходы по преодолению этих проблем.

В статье также рассмотрены основные стратегии повышения эффективности обучения детей с высоким умственным развитием в массовой школе: стратегии ускорения, обогащения обучения, развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_cherkasova.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности и методики работы с одаренными детьми»

Черкасова Антонина Васильевна

директор МБОУ «Палатовская СОШ»

 

               Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.

В чем смысл работы с одаренными детьми?

               При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи:

  1. Способствовать развитию каждой личности;
  2. Довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
  3. Способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. (Ж. Брюно).

          Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

          На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

          Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.

         При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера)

        У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности – к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

        Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

        Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

        Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

        Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

        Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

          На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).

          Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.

            Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

           Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми. (критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

  1. быть доброжелательным и чутким;
  2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  4. иметь широкий круг интересов и умений;
  5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  7. иметь живой и активный характер;
  8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Стратегия ускорения обучения.

         Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Так же единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным.

          Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения следующие:

- учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

- учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

- необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.

Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Способы ускорения:

1. Индивидуализация обучения для одаренных учеников;

2. Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);

3. «перепрыгивание» через класс;

4. профильные классы;

5. радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.

Стратегия обогащения обучения.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

- расширение кругозора;

- освоение знаний об окружающем мире;

- самопознание;

- углубление в предметы;

- освоение метазнаний (знаний о знаниях).

Реализация в практике обучения:

1. Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов).

2. Проблемное обучение (А.М. Матюшкин).

3. Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов).

4. Использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев).

5. Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская).

6. Каникулярные формы и программы:

А) для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей);

Б) различные виды деятельности – познание себя и своих интересов;

В) погружение в изучение предметов.

При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1. Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной. Эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

2. Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. СО включает систему знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. СО является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области ОУ недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре».

3. Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с ОУ, т.к. от сформированности коммуникативных умений ОУ зависит их дальнейшая социальная адаптация.

Остановимся на требованиях к учителю, работающему с одаренными детьми:

1. Позитивная Я-концепция.

2. Целеустремленность и настойчивость.

3. Зрелость.

4. Эмоциональная стабильность.

5. Доброжелательность.

6. Эмпатийность.

7. Рефлексивность.

8. Широкий кругозор.

9. Активность.

10. Гибкость ума.

11. Креативность.

12. Стрессоустойчивость.

13. Хорошее здоровье.

14. Иметь специальную подготовку для работы с одаренными детьми.

15. Уметь индивидуализировать обучение:

- уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся и самостоятельно проводить психологические исследования;

- уметь модифицировать учебные программы;

- уметь разрабатывать индивидуальные образовательные стратегии в изучении тем;

- использовать активные формы и методы обучения;

- уметь организовать консультирование учащихся;

- умение организовать учебное сотрудничество;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с одаренными детьми

Презентация для выступления на секции преподавателей русского языка и литературы ЮТМО 2010-2011 уч.г....

Методика работы с одаренными детьми

приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка...

«Методики работы с одаренными детьми»

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования ...

Методика работы с одаренными детьми

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ ...

Методика работы с одаренными детьми

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ ...