Построение процесса обучения информатики на основе современных технологий
статья на тему

Агафодорова Марина Сергеевна

Использование  методов активного обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agafodorova_m.s.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Построение процесса обучения информатики

на основе современных технологий

                                                                Агафодорова М.С.,

                                                               учитель информатики

                                                              МБОУ СОШ 91 г.о.Самара

В обучение информатики на уроке и  внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого подхода помогающую школьнику как можно более полно покрыть свои способности. Для этого на уроках используются элементы обучения, проблемные ситуации, творческие задания, применяется проектный метод. Использование данных элементов обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую активность учащихся.

Основные технологии обучения на уроках «Информатика и ИКТ»: личностно ориентированное обучение, системный подход; диалогический подход; проблемное обучения новых компьютерных и информационных технологий. Что касается методов и техники обучения, важны дискуссия, проблемный метод, обучающая игра, «мозговой штурм», «учимся вместе», лекция; средства обучения, способы коммуникации; способы и средства управления; мониторинг и оценка.

Вывод метода активность обучения в равносильности от дидактических целей урока:

Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Групповая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное представление большого по объему теоретического материала

Мозговой штурм, деловая игра

Развитие учебной мотивации

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Отработка изучаемого материала

Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Баскет - метод

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Групповая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Обучение навыков межличностного общения

Ролевая игра

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов

Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

Баскет - метод

Развитие навыков принятия решений

Анализ практических ситуаций, баскет - метод

Развитие навыков активного слушания

Групповая дискуссия

Повышение учебной мотивации

Деловая игра, ролевая игра

Приведу пример занятия по теме «История развития вычислительной техники» в форме баскет – метод (8 класс).

Баскет – метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале.

Дидактическая цель занятия: обобщение и проверка усвоения ранее изученного материала.

Обобщающая цель занятия: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.

Для проведения этого занятия были приготовлены несколько «экспонатов» для нескольких залов «виртуального» музея компьютерной техники. Причем «экспонаты» для каждого зала подбираются так, чтобы можно построить стройный рассказ. В качестве таких «экспонатов» можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техники, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров разных поколений.

Приведем пример набора экспонатов одного «виртуального» зала. Название зала 9 «Машины II поколения». Перечень «экспонатов»: БЭСМ-6, ЭВМ «СЕТУНЬ», фотографии Н.П. Брусенцова, С,А Лебедева, В.М. Глушкова, схема структуры ЭВМ II поколения, таблица с краткими сведениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д. «Экскурсовод» должен в течение 5 минут должен подготовить связный рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 «советника». Основную «интригу» рассказа учащиеся выбирают сами.

Сущность метода проектов учитель предлагает ученику для решения проблему, такую, которая была бы для него значима и понятная, на основании старых знаний ученики приобретают новые.

Роль учителя подсказать источники информации, направить мысль ученика в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Роль учеников:

  • Должны самостоятельно и вместе решить проблему, применив необходимые знания из разных областей
  • Получить реальный и ощутимый результат.

Что является ощутимым результатом? Это прежде всего, получение новых знаний решение проблемы, а также разнообразные печатные материалы, мультимедийные проекты, изготовление которых невозможно без знания информационных технологий.

Метод проектов по своей сути можно снести  к технологии XXI века. Компьютерной технологии и метод проектов в союзе дают замечательный эффект. Школа должна научить детей работать с информацией. И в этом может помочь использование на урока метода проектов.

Примеры проектов:

  • Памятка по защите от компьютерных вирусов
  • Закупка компьютерного оборудования.

Современные педагогические технологии требуют применения  компьютерных и интерактивных методов преподавания.

        Использование и внедрение технологий в учебный процесс способствует интенсификации учебного процесса, его оптимизации, поднятию интереса школьников к изучению предмета, реализации идеи развивающего обучения.

Также информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные стандарты.

Помимо сказанного, основные возможности использования компьютера и информационных  технологий состоит в том, что:

  • Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядочено хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков;
  • Имея компьютер учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку;
  • Компьютер позволяет вести электронный журнал;
  • Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты;
  • Компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы.

На уроках информатики я часто использую возможности новых информационных технологий. К настоящему времени мною накоплен определённый опыт практического применения компьютера на уроках, а так же в ходе подготовки к ним. При проведении уроков в практику моей работы включаются программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет – ресурсы.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают  необходимый уровень качества вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Мне хотелось бы отметить, что в современной школе компьютер не решает, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий

Проектная и исследовательская деятельность с учениками....

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий

Данный доклад был подготовлен в качестве экзаменационной работы по курсам "Образование и общество"...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...