Графические инструменты анализа текста
учебно-методический материал по теме

Мухина Анастасия Владимировна

Мастер-класс "Графические инструменты анализа текста" может быть использован для проведения методсоветов, заседаний ШМО, а также для самообразования любого педагога, применяющего в своей деятельности интерактивные методы работы, визуализацию информации, системно-деятельностный подход

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Графические инструменты анализа учебного текста»

Мухина А.В.

1 часть

Теоретическое Вступление

     Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Мухина Анастасия Владимировна. Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Графические инструменты анализа учебного текста». Позвольте представить вам пирамиду Познания Мартина. Для развития умения работать с текстом очень важно систематическое его использование. На обязательном уровне учащиеся, работая с источником познания, составляют конспект, на продвинутом уровне – план, на творческом уровне могут заполнять таблицы, делать обобщения, сравнения, разрешать проблемные ситуации. Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно. Работа с литературой позволяет использовать зрительную память, обеспечивает точность и четкость знаний, прививает необходимые навыки самообразования.

    Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько „передать" их, сколько научить их черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

      Сегодня мы поговорим о графических инструментах анализа учебного текста. Эту работу можно проводить на разных этапах урока: при объяснении нового материала и закреплении, для соотношения новой информации с системой прежних знаний. Текст создается не только для того, чтобы учащиеся читали его, но и продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал.

    Основная цель работы с текстом – научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной задачи, используя определённые технологии чтения, развить познавательный интерес к предмету. Что нам может помочь в этом, мы сейчас и увидим.

В учебной практике существует многообразие Графических инструментов анализа текстов.

Можно использовать универсальные таблицы, которые позволять анализировать разные аспекты текста:

Что?                      

Где?

Для чего?

Таблицы, предназначенные для сравнительной

характеристики текстов.

1 текст

Линия сравнения

2 текст

Тема

Идея

Объект (понятие, термин, герой)

Стиль

Тип речи

Жанр

Основные понятия

Композиция

Синтаксис

Грамматика

Мораль

Личные впечатления

Эта таблица хороша тем, что линии сравнения можно придумывать вместе с учащимися, объекты сравнения могут быть любыми, как и их количество.

Вот еще несколько графических форм для анализа учебных текстов:

Кластер, фишбоун, таблица ЗХУ, таблица – синтез, инсерт, прием «Мудрые совы», бортовой журнал и другие из ТРКМ.(будут представлены в презентации)

Можно использовать также сервисы визуализации информации(Линия времени, Фишбоун, кластер, облако слов, ментальные карты).

 На уроке организовать эту работу можно следующим образом. Можно взять только отрывок текста, результатом работы может стать алгоритм или инструкция, или просто таблица, схема, все, что можно сделать с текстом и  в зависимости от того, какую схему выбрана.

Предлагаемые схемы (все распечатаны на листах А4, на каждой – краткая аннотация по использованию):

Линия сравнения, «Мудрые совы», таблица синтез, фишбоун, кластер, понятийное колесо, бортовой журнал, таблица ЗХУ, ментальная карта, инсерт, таблица «+-?»

Затем идет презентация полученного продукта деятельности по плану:

  1. Предмет
  2. Тема текста
  3. Выбор формы (почему именно эта)
  4. Полученный результат
  5. Впечатление от работы.

 Я предлагаю Вашему вниманию Ментальную карту. На столах она есть в бумажном варианте. Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. 

Если очень кратко, то…

1. Ментальные карты – это способ свободной визуализации мыслей. Результат может быть как похожим на обычные логические схемы, так и представлять собой весьма замысловатые красочные рисунки – кому как удобней.

2. При создании ментальных карт рекомендуется не использовать готовые традиционные формы таблиц и схем, поскольку они провоцируют подгонять по них мыслительный процесс, тем самым ограничивая его, загоняя нашу мысль в изначально заданные стандартные рамки.

 3. Изображаемые связи могут быть не только логическими, но ассоциативными, а записи – не только терминологическими, но и образными, приблизительными. Главное – чтобы было понятно тем, кто пользуется картой. Источник: http://si-sv.com/blog/2013-03-04-34

 Также есть и интернет-сервисы, есть и такая программа, которая активна и без интернета(offline). (Показать, кратко познакомить с программой XMind)

2 часть

Практическая работа в группах(парах)

Вашему вниманию предлагается   текст, по одному  для каждой группы (пары), и графическая форма для  анализа.

Если есть желание, можно использовать и ментальную карту на компьютере. Сейчас вы в группах анализируете текст, если кто-то хочет работать один, я могу предоставить дополнительный материал. На эту работу отводится 10 минут.

А теперь слово представителям групп для презентации своей работы.

Спасибо за работу!

Текст по биологии

“Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”. Жан Ростан

 Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”

 Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Мурманской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная  кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. 

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки  нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.  Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.

Дыхание. Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает и животное может погибнуть. Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.

 Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь  полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.

Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется  через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными  жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца.  Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.

Охрана. В Красную книгу Мурманской области  включены остромордая лягушка и жаба обыкновенная. Загрязнение водоёмов мазутом у населённых пунктов и  дорог, приводит к сокращению численности лягушек. Наибольший вред популяциям травяных лягушек приносит разрушение лесных экосистем (вырубка леса, пожары, кислотные дожди) и осушение водоёмов и болот. Много лягушек гибнет весной на дорогах под колёсами автомобилей, когда они направляются к местам икрометания. Тысячи травяных лягушек ежегодно вылавливают для использования в научных целях. 

 Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и  помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.

Некоторые особенности лягушек давно заинтересовали ученых – биоников. На основе этих особенностей была сконструирована электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами. А особенность строения задней конечности лягушки подсказала конструкцию ласт для подводного плавания. У лягушки есть ещё одно качество, которое может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Существует довольно распространённое мнение, что “славу” лягушке создал учёный Луиджи Гальвани. Он показал, по остроумному выражению французского зоолога  Жана Ростана, что “лягушка – это гораздо больше, чем лягушка”. Именно на ней были впервые проведены исследования мышц и нервов, потом выяснилось, что сердце лягушки – прекрасный объект для исследования, и успехами в области изучения физиологии сердца медицина во многом обязана лягушке. Амфибии обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные органы – регенерацией. Учёные отрезали тритонам ноги и хвосты, удаляли глаза, и даже спинной мозг – они восстанавливались. Люди рано или поздно откроют тайны амфибий, ведь искусственная регенерация -–это тысячи спасённых жизней.

Медицина и биология, физиология и генетика обязаны лягушкам своим развитием. И если бы составить список открытий, сделанных благодаря опытам над лягушками, он занял бы не одну страницу. Благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Париже и в Токио. Но лучшей наградой лягушкам за всё, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графические инструменты анализа текста Мастер-класс Мухиной А.В. в рамках НПК «Чтение – упражнение для мозга»

Слайд 4

Базовый (обязательный) -составление конспекта Повышенный (продвинутый) – план текста Высокий (творческий) – составление таблиц, навыки обобщения, сравнения, разрешение проблемных ситуаций Уровни работы с текстом

Слайд 5

ответ на вопрос, чему и зачем он намерен учиться передать ученику техники самооразования , дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению. Цели современного образования

Слайд 6

изучение новых знаний формирование новых умений практическое применения знаний, умений обобщение и систематизации изученного контроль и коррекция знаний, умений рефлексия Этапы урока:

Слайд 7

научить учащихся извлекать информацию из текста для решения конкретной задачи, используя определённые технологии чтения, развить познавательный интерес к предмету Цель работы с текстом

Слайд 8

Многообразие Графических инструментов анализа текстов. Что? Где? Для чего?

Слайд 9

Сравнительная характеристика 1 текст Линия сравнения 2 текст Тема Идея Объект (понятие, термин, герой) Стиль Тип речи Жанр Основные понятия Композиция Синтаксис Грамматика Мораль Личные впечатления

Слайд 10

Линия сравнения, прием «Мудрые совы», таблица - синтез, фишбоун , кластер, понятийное колесо, бортовой журнал, таблица «ЗХУ», ментальная карта, инсерт , таблица «+-?» Сервисы визуализации информации (на диске Гугл , интернет-сервисы ): Графические формы работы с текстом

Слайд 11

Денотатный граф

Слайд 12

Кластер

Слайд 13

Облако слов Tagxedo .

Слайд 14

Ментальная карта « MindMaps »

Слайд 15

Фишбоун Fishbone Diagram

Слайд 16

Лента времени ClassTools

Слайд 17

Лента времени Time glider

Слайд 18

Лента времени ResumUP

Слайд 19

способ свободной визуализации мыслей с использованием рисунков, условных обозначений, ссылок и т.д. при создании не рекомендуется использовать готовые традиционные формы таблиц и схем связи могут быть не только логическими, но ассоциативными , а записи – не только терминологическими, но и образными Источник: http://si-sv.com/blog/2013-03-04-34 Ментальная карта

Слайд 22

Предмет Тема текста Выбор формы Полученный результат Впечатление от работы. Примерный план:

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Бортовые журналы предназначены  для записей всего того, с чем мы встретимся и что нового узнаем.  Делаем  записи в 1 столбик до прочтения текста о теме. После прочтения заполняем 2 столбик тезисами.

Что я уже знаю

Что нового узнал

Таблица  Фишбоун.  Может использоваться для анализа текста,  для создания алгоритма работы, в качестве плана, доказательства,  рассуждения, ответа с аргументами и примерами и т.д.  В «голове»  - тема, проблема,  в «хвост» пишется вывод, решение, итог.

         

Таблица  «Знаю – хочу узнать – узнал».  Этот прием помогает актуализировать уже имеющиеся знания по теме, сформулировать самостоятельно цели урока, расширить и систематизировать знания, сформулировать дифференцированное домашнее задание.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Понятийное колесо  помогает раскрыть различные понятия, тему текста, термины и т.д.

   

Прием «Инсерт» - сначала нужно прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки  ставятся по ходу чтения прямо  на полях учебника карандашом.

«v» - уже знал

«+» - новое

« - » - думал иначе

 

«?» - не понял, есть вопросы

Прием работы «Мудрые совы»

Этапы работы

Пояснение

Результат

Азы работы над текстом

Найдите в тексте новые понятия и запишите их

Что, не ждали?

Выберите информацию, которая является для вас неожиданной

Ты уже знаешь последние новости?

Запишите информацию, новую для вас

Главная жизненная мудрость

Определите ключевую фразу

Иллюстративное изображение

Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы, графика…

Поучительный вывод

Можно ли из прочитанного текста сделать выводы, значимые для деятельности и жизни

Важные темы для обсуждения

Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе

Данный педагогический прием позволяет решить целый спектр образовательных задач: выявить субъективный опыт учащихся, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся.

Таблица  «Плюс — минус — вопрос», где + — положительные моменты, —   — отрицательные, а ? — ваш ответ-вывод на вопрос к тексту

+

?

Прием концептуальной таблицы «Плюс — минус — вопрос» часто используют на вводных уроках для актуализации эмоциональных отношений с текстом, погружения в материал.

Стратегия «Таблица-синтез»  используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания. При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить учащимся читать в паре: диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может в последствие перерасти в умение вести диалог с текстом.

Ключевые моменты текста
(сообщения)

На чем остановилось
внимание?

Почему именно на этом  
остановилось мое внимание? (анализ)

   

Универсальная  таблица, которая позволять анализировать разные аспекты текста:

Что?                      

Где?

Для чего?

«Линия сравнения», предназначенная для сравнительной  характеристики текстов.

1 текст

Линия сравнения

2 текст

Тема

Идея

Объект (понятие, термин, герой)

Стиль

Тип речи

Жанр

Основные понятия

Композиция

Синтаксис

Грамматика

Мораль

Личные впечатления

Эта таблица хороша тем, что линии сравнения можно придумывать вместе с учащимися, объекты сравнения могут быть любыми, как и их количество.



Предварительный просмотр:

1.Текст по ФИЗИКЕ

Законы Ньютона — в зависимости от того, под каким углом на них посмотреть, — представляют собой либо конец начала, либо начало конца классической механики. В любом случае это поворотный момент в истории физической науки — блестящая компиляция всех накопленных к тому историческому моменту знаний о движении физических тел в рамках физической теории, которую теперь принято именовать классической механикой. Можно сказать, что с законов движения Ньютона пошел отсчет истории современной физики и вообще естественных наук.

Однако Исаак Ньютон взял названные в его честь законы не из воздуха. Они, фактически, стали кульминацией долгого исторического процесса формулирования принципов классической механики. Мыслители и математики — упомянем лишь Галилея — веками пытались вывести формулы для описания законов движения материальных тел — и постоянно спотыкались о то, что лично я сам для себя называю непроговоренными условностями, а именно — обе основополагающие идеи о том, на каких принципах зиждется материальный мир, которые настолько устойчиво вошли в сознание людей, что кажутся неоспоримыми. Например, древним философам даже в голову не приходило, что небесные тела могут двигаться по орбитам, отличающимся от круговых; в лучшем случае возникала идея, что планеты и звезды обращаются вокруг Земли по концентрическим (то есть вложенным друг в друга) сферическим орбитам. Почему? Да потому, что еще со времен античных мыслителей Древней Греции никому не приходило в голову, что планеты могут отклоняться от совершенства, воплощением которой и является строгая геометрическая окружность. Нужно было обладать гением Иоганна Кеплера, чтобы честно взглянуть на эту проблему под другим углом, проанализировать данные реальных наблюдений и вывести из них, что в действительности планеты обращаются вокруг Солнца по эллиптическим траекториям.

Первый закон Ньютона

Учитывая столь серьезный, исторически сложившийся провал, первый закон Ньютона сформулирован безоговорочно революционным образом. Он утверждает, что если какую-либо материальную частицу или тело попросту не трогать, оно будет продолжать прямолинейно двигаться с неизменной скоростью само по себе. Если тело равномерно двигалось по прямой, оно так и будет двигаться по прямой с неизменной скоростью. Если тело покоилось, оно так и будет покоиться, пока к нему не приложат внешних сил. Чтобы просто сдвинуть физическое тело с места, к нему нужно обязательно приложить стороннюю силу. Возьмем самолет: он ни за что не стронется с места, пока не будут запущены двигатели. Казалось бы, наблюдение самоочевидное, однако, стоит нам отвлечься от прямолинейного движения, как оно перестает казаться таковым. При инерционном движении тела по замкнутой циклической траектории его анализ с позиции первого закона Ньютона только и позволяет точно определить его характеристики.

Представьте себе что-то типа легкоатлетического молота — ядро на конце струны, раскручиваемое вами вокруг вашей головы. Ядро в этом случае движется не по прямой, а по окружности — значит, согласно первому закону Ньютона, его что-то удерживает; это «что-то» — и есть центростремительная сила, которую вы прилагаете к ядру, раскручивая его. Реально вы и сами можете ее ощутить — рукоять легкоатлетического молота ощутимо давит вам на ладони. Если же вы разожмете руку и выпустите молот, он — в отсутствие внешних сил — незамедлительно отправится в путь по прямой. Точнее будет сказать, что так молот поведет себя в идеальных условиях (например, в открытом космосе), поскольку под воздействием силы гравитационного притяжения Земли он будет лететь строго по прямой лишь в тот момент, когда вы его отпустили, а в дальнейшем траектория полета будет всё больше отклоняться в направлении земной поверхности. Если же вы попробуете действительно выпустить молот, выяснится, что отпущенный с круговой орбиты молот отправится в путь строго по прямой, являющейся касательной (перпендикулярной к радиусу окружности, по которой его раскручивали) с линейной скоростью, равной скорости его обращения по «орбите».

Теперь заменим ядро легкоатлетического молота планетой, молотобойца — Солнцем, а струну — силой гравитационного притяжения: вот вам и ньютоновская модель Солнечной системы.

Такой анализ происходящего при обращении одного тела вокруг другого по круговой орбите на первый взгляд кажется чем-то само собой разумеющимся, но не стоит забывать, что он вобрал в себя целый ряд умозаключений лучших представителей научной мысли предшествующего поколения (достаточно вспомнить Галилео Галилея). Проблема тут в том, что при движении по стационарной круговой орбите небесное (и любое иное) тело выглядит весьма безмятежно и представляется пребывающим в состоянии устойчивого динамического и кинематического равновесия. Однако, если разобраться, сохраняется только модуль (абсолютная величина) линейной скорости такого тела, в то время как ее направление постоянно меняется под воздействием силы гравитационного притяжения. Это и значит, что небесное тело движется равноускоренно. Кстати, сам Ньютон называл ускорение «изменением движения».

Первый закон Ньютона играет и еще одну важную роль с точки зрения нашего естествоиспытательского отношения к природе материального мира. Он подсказывает нам, что любое изменение в характере движения тела свидетельствует о присутствии внешних сил, воздействующих на него. Условно говоря, если мы наблюдаем, как железные опилки, например, подпрыгивают и налипают на магнит, или, доставая из сушилки стиральной машины белье, выясняем, что вещи слиплись и присохли одна к другой, мы можем чувствовать себя спокойно и уверенно: эти эффекты стали следствием действия природных сил (в приведенных примерах это силы магнитного и электростатического притяжения соответственно).

Второй закон Ньютона

Если первый закон Ньютона помогает нам определить, находится ли тело под воздействием внешних сил, то второй закон описывает, что происходит с физическим телом под их воздействием. Чем больше сумма приложенных к телу внешних сил, гласит этот закон, тем большее ускорение приобретает тело. Это раз. Одновременно, чем массивнее тело, к которому приложена равная сумма внешних сил, тем меньшее ускорение оно приобретает. Это два. Интуитивно эти два факта представляются самоочевидными, а в математическом виде они записываются так:

    F = ma

где F — сила, m — масса, а — ускорение. Это, наверное, самое полезное и самое широко используемое в прикладных целях из всех физических уравнений. Достаточно знать величину и направление всех сил, действующих в механической системе, и массу материальных тел, из которых она состоит, и можно с исчерпывающей точностью рассчитать ее поведение во времени.

        Именно второй закон Ньютона придает всей классической механике ее особую прелесть — начинает казаться, будто весь физический мир устроен, как наиточнейший хронометр, и ничто в нем не ускользнет от взгляда пытливого наблюдателя. Назовите мне пространственные координаты и скорости всех материальных точек во Вселенной, словно говорит нам Ньютон, укажите мне направление и интенсивность всех действующих в ней сил, и я предскажу вам любое ее будущее состояние. И такой взгляд на природу вещей во Вселенной бытовал вплоть до появления квантовой механики.

Третий закон Ньютона

За этот закон, скорее всего, Ньютон и снискал себе почет и уважение со стороны не только естествоиспытателей, но и ученых-гуманитариев и попросту широких масс. Его любят цитировать (по делу и без дела), проводя самые широкие параллели с тем, что мы вынуждены наблюдать в нашей обыденной жизни, и притягивают чуть ли не за уши для обоснования самых спорных положений в ходе дискуссий по любым вопросам, начиная с межличностных и заканчивая международными отношениями и глобальной политикой. Ньютон, однако, вкладывал в свой названный впоследствии третьим закон совершенно конкретный физический смысл и едва ли замышлял его в ином качестве, нежели как точное средство описания природы силовых взаимодействий. Закон этот гласит, что если тело А воздействует с некоей силой на тело В, то тело В также воздействует на тело А с равной по величине и противоположной по направлению силой. Иными словами, стоя на полу, вы воздействуете на пол с силой, пропорциональной массе вашего тела. Согласно третьему закону Ньютона пол в это же время воздействует на вас с абсолютно такой же по величине силой, но направленной не вниз, а строго вверх. Этот закон экспериментально проверить нетрудно: вы постоянно чувствуете, как земля давит на ваши подошвы.

      Тут важно понимать и помнить, что речь у Ньютона идет о двух силах совершенно разной природы, причем каждая сила воздействует на «свой» объект. Когда яблоко падает с дерева, это Земля воздействует на яблоко силой своего гравитационного притяжения (вследствие чего яблоко равноускоренно устремляется к поверхности Земли), но при этом и яблоко притягивает к себе Землю с равной силой. А то, что нам кажется, что это именно яблоко падает на Землю, а не наоборот, это уже следствие второго закона Ньютона. Масса яблока по сравнению с массой Земли низка до несопоставимости, поэтому именно его ускорение заметно для глаз наблюдателя. Масса же Земли, по сравнению с массой яблока, огромна, поэтому ее ускорение практически незаметно. (В случае падения яблока центр Земли смещается вверх на расстояние менее радиуса атомного ядра.)

      По совокупности же три закона Ньютона дали физикам инструменты, необходимые для начала комплексного наблюдения всех явлений, происходящих в нашей Вселенной. И, невзирая на все колоссальные подвижки в науке, произошедшие со времен Ньютона, чтобы спроектировать новый автомобиль или отправить космический корабль на Юпитер, вы воспользуетесь все теми же тремя законами Ньютона.

2.Текст по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Текст. «А знаете ли вы, что...»

1. В книге «Карманная школа» Ф. Кривин пишет: «В глаголе вынуть исчез корень . Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс — ну-, и даже -ть, известный своей неустойчивостью . А корень исчез. Это был древний корень им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других . Сохранился он также в несовершенном виде глагола

вынимать  куда — то исчез при образовании совершенного вида ... Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова. С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня».
2. Г. Александрова: «... Слова
кон, закон, конец, кончать, зачин, зачинать, начинать, начало- прямые родственники, в них чередуются корни кон- - чин-.  Косить и чесать — тоже родственники (чередование кос- - чес-)...При исторических изменениях в составе слова процесс чередования затронул не только отдельные звуки, но и целые сочетания звуков. Так, понятие полногласных и неполногласных сочетаний (чередования — оро-//ра-,
-ере-//ра-, -оло-//-ле-) появилось на основе различий высокого и низкого стилей(сравните: врата — ворота, берег — брег, молоко- млечный и т.д.)
3. Г. Граник

...Все чередования гласных в корне (О — А, Е — И) делятся на 3 группы. Важно понять, кто «командует» корнем. Корнем (а точнее — гласной в корне) командуют три волшебные силы»:

- ударение

- конечная согласная

- последующий суффикс — а.

3.Текст по биологии.

Матка - самая умная пчела в ульи. Это самка. Брюшко ее длиннее, чем у других пчел. Труни - самцы, пчелы средней величины. Они отличаются крупными глазами. Рабочие пчелы мельче остальных и являются недоразвитыми самками. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы есть участки, не покрытые волосками, на них образуется воск - это зеркальца. Из воска пчелы строят ячейки - соты. На наружной стороне задних ног имеются углубления, окруженные волосками, корзиночки. На внешней поверхности этих же ног видны щетинки, предназначенные для счесывания в корзиночки налипшей на тело пыльцы. Пыльца, пропитанная медом (перга), - это запас пищи. Из нектара, собранного пчелой и накопленного в медовом зобике (расширение пищевода), под действием его выделений образуется мед.

Матка откладывает в день около 2000 яиц. Из неоплодотворенных вылупляются трутни, из оплодотворенных - матки и рабочие пчелы. Но рабочие пчелы и трутни выкармливаются пергой, а матки - пчелиным молочком, которое ускоряет развитие. Кстати, даже старые куры приобретали вновь способность нестись, если в их корм добавляли это "молочко". После выхода из ячеек рабочая пчела живет 40-50 дней и за это время меняет несколько специальностей, в зависимости от того, какие железы у нее в данный момент работают. Перед выходом молодой матки, старая пытается ее убить, но пчелы ей мешают. Тогда она с частью рабочих пчел покидает улей и ищет новое место. Этот процесс называется роением.


4.Текст по ХИМИИ

«Классификация полимеров по происхождению».

В зависимости от происхождения различают природные и химические полимеры. Природные полимеры встречаются в природе. К ним относятся крахмал, целлюлоза, клетчатка, белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук.

Химические полимеры получают с помощью химических реакций из различных органических веществ. Химические полимеры в свою очередь подразделяют на искусственные и синтетические.

Искусственные полимеры получают на основе природных полимеров путем химической модификации. К таким полимерам относят: вискозу, целлулоид, ацетатное волокно. Исходным веществом, для получения названных полимеров, является целлюлоза.

Синтетические полимеры получают из органического сырья (нефть, газ, каменный уголь) с помощью различных химических процессов. Синтетические полимеры являются результатом работы химиков. К синтетическим полимерам относятся: полиэтилен; полипропилен; полистирол; фенолформальдегидные полимеры; синтетические волокна (лавсан, нитрон, капрон, хлорин); синтетические каучуки. Синтетические полимеры можно выделить в две группы, по способу получения, полимеризационные и поликондесационные.


«Классификация полимеров по отношению к нагреванию».

Понятно, что превращать в готовые изделия удобнее те пластмассы, которые обратимо твердеют и размягча ются. Это так называемые термопласты, или термо пластичные полимеры, которые сохраняют свою пластичность после нагревания. Их можно рационально об рабатывать и перерабатывать методом литья под давле нием, вакуумной формовки, профильным прессованием. К термо пластичными полимерам относят: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, кап рон.

Если же в процессе формования изделия происходит сшивка макромолекул и полимер, твердея, приобретает сетчатое строение, то это вещество уже нельзя возвра тить в вязкотекучее состояние нагреванием или раство рением. Такие полимеры называют термореактив ными или реактопласты. Реактопласты теряют свою пластичность при нагревании. Кроме фенолоформальдегидных полимеров, к ним относят карбамидные и полиэфирные смолы.

«Классификация полимеров по форме макромолекул».

Макромолекулы полимеров могут иметь различную геометрическую форму в зависимости от строения основной цепи. Поэтому по форме макромолекул полимеры бывают линейными, разветвленными и пространственными (трехмерными). 

Структурные звенья линейных полимеров соединены в длинные цепи последовательно друг за другом. Такую структуру имеют: полиэтилен (низкого давления), полипропилен, поливинилхлорид, синтетические волокна.

Разветвленную структуру имеют полиэтилен (высокого давления), синтетические каучуки. Синтетические каучуки в зависимости от пространственной конфигурации структурных звеньев разделяют на стереорегулярные и нестереорегулярные. Стереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья  в цепи чередуются в строго определенном порядке. Нестереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья  в цепи чередуются произвольно. Стереорегулярность влияет на такое важнейшее свойство каучуков, как эластичность.

Пространственную структуру, при которой линейные молекулы соединены между собой химическими связями имеют: фенолформальдегидные полимеры, резина(трехмерная структура образуется при вулканизации каучука)

Текст 5. Минералы серебра

     Серебро – один из дефицитных элементов. Но как один из благородных металлов серебро наиболее широко распространено в природе. Среднее содержание серебра в земной коре составляет 7·10-6 % (по массе), что в 20 раз превышает содержание золота и приблизительно равно содержанию металлов платиновой группы. В биосфере серебро в основном рассеивается, в морской воде его содержание 3·10-8 %.

     Собственно серебряные месторождения встречаются сравнительно редко, и в общих мировых запасах и добыче значение их невелико. 90-80 % серебра извлекается попутно из руд комплексных месторождений, преимущественно из свинцово-цинковых (45 %), медных (18 %), золотосеребряных (10 %) и 10-20 % – из собственно серебряных руд. В так называемом Великом Серебряном поясе Северной и Южной Америки протяженностью свыше 4000 км серебряные руды содержатся в свинцовых, свинцово-цинковых, золотосеребряных и серебряных месторождениях.

    Известно свыше 80 минералов серебра. К главным минералам серебра, наиболее часто и в наибольших количествах встречающихся в рудах, принадлежат: серебро самородное, аргентит – Ag2S, прустит – Ag3AsS3, пираргирит – Ag3SbS3, гессит – Ag2Te, кераргирит – AgCl.

    Кроме химически чистого серебра встречаются его разновидности: медистое серебро, сурьмянистое серебро и др. Наиболее распространены зерна неправильной формы, большей частью очень мелкие, хотя известны и более крупные скопления – самородки, масса которых в отдельных месторождениях превышала 100 кг. Один из самородков в виде огромной пластины, найденный в Чили, весил 1420 кг. Самородки серебра залегают в глубинных зонах рудных месторождений, и извлечение их затруднено. Именно этим объясняют тот факт, что в начальные периоды серебро ценилось дороже золота. В Египте, например, серебро было дороже золота, но стало дешевле в VI в. до н. э, после того, как древние мастера освоили процесс его получения из свинцово-серебряных руд.

Текст 6. Химия

При приеме внутрь соды, как и таблеток бикарбоната, магнезии, викалина происходит взаимодействие карбонатов с соляной кислотой, содержащейся в желудочном соке, при этом выделяется углекислый газ и в довольно значительном количестве: если принять 1г гидрокарбоната натрия, то при условии его полного взаимодействия с соляной кислотой выделяется 0,52г (около 0,3л). Углекислый газ не только вызывает дискомфорт в желудке (ощущение тяжести, переполнения, отрыжка), но и возбуждающе действует на рецепторы слизистой оболочки желудка, вызывая усиление секреции желудочного сока. Кстати, именно поэтому больным гастритом и язвенной болезнью не рекомендуется употреблять газированные напитки. Поэтому с точки зрения физиологии предпочтительнее такие вещества, как оксид магния и гидроксид алюминия. Последний не только нейтрализует кислоту, но и образует гель, который обволакивает стенки желудка, равномерно распределяясь по всей его поверхности, и обеспечивает более продолжительное действие.

7. Текст по биологии

“Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”. Жан Ростан

 Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”

 Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Мурманской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная  кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. 

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки  нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.  Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.

Дыхание. Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает и животное может погибнуть. Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.

 Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь  полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.

Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется  через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными  жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца.  Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.

Охрана. В Красную книгу Мурманской области  включены остромордая лягушка и жаба обыкновенная. Загрязнение водоёмов мазутом у населённых пунктов и  дорог, приводит к сокращению численности лягушек. Наибольший вред популяциям травяных лягушек приносит разрушение лесных экосистем (вырубка леса, пожары, кислотные дожди) и осушение водоёмов и болот. Много лягушек гибнет весной на дорогах под колёсами автомобилей, когда они направляются к местам икрометания. Тысячи травяных лягушек ежегодно вылавливают для использования в научных целях. 

 Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и  помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.

Некоторые особенности лягушек давно заинтересовали ученых – биоников. На основе этих особенностей была сконструирована электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами. А особенность строения задней конечности лягушки подсказала конструкцию ласт для подводного плавания. У лягушки есть ещё одно качество, которое может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Существует довольно распространённое мнение, что “славу” лягушке создал учёный Луиджи Гальвани. Он показал, по остроумному выражению французского зоолога  Жана Ростана, что “лягушка – это гораздо больше, чем лягушка”. Именно на ней были впервые проведены исследования мышц и нервов, потом выяснилось, что сердце лягушки – прекрасный объект для исследования, и успехами в области изучения физиологии сердца медицина во многом обязана лягушке. Амфибии обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные органы – регенерацией. Учёные отрезали тритонам ноги и хвосты, удаляли глаза, и даже спинной мозг – они восстанавливались. Люди рано или поздно откроют тайны амфибий, ведь искусственная регенерация -–это тысячи спасённых жизней.

Медицина и биология, физиология и генетика обязаны лягушкам своим развитием. И если бы составить список открытий, сделанных благодаря опытам над лягушками, он занял бы не одну страницу. Благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Париже и в Токио. Но лучшей наградой лягушкам за всё, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение.

Текст 8

Имя существительное

Имя существи́тельное (или просто существительное) — знаменательная (самостоятельная) часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначныхлексем, может выступать в предложении в функциях подлежащегодополнения[1] и именной части сказуемого. В русском языке — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это — названия вещей (столстенаокноножницысани), лиц (ребёнок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупамукасахарсливкикислота), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука, бактерия, вирус, микроб),фактовсобытийявлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх, радость), географические положения (РоссияБайкалОренбургЕвропаАзия),а также качествсвойствдействий,  состояний (добротаглупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные нарицательные служат общим наименованием класса единичных предметов: статьядомкомпьютер и т. д.

Переход нарицательных имён в собственные сопровождается утратой именем языкового понятия (например, «Десна» от «десна» — «правая»). Н. и. бывают конкретные (стол), неконкретные или сложно понятийные (любовь), вещественные, или материальные (сахар), и собирательные (студенчество).

Существительные собственные служат наименованием конкретного предмета, выделяемого из класса однородных: ИванАмерикаЭверест.

Имя существительное обладает рядом атрибутов (именных классов), число которых в разных языках различно. Такими атрибутами могут являться:

  • род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов);
  • падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
  • число (единственное, множественное);
  • одушевлённость.

Набор этих характеристик определяет парадигму словоизменения, называемого склонением.

Все существительные имеют одно из 3 склонений:

  • Существительные 1 склонения — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья.
  • Существительные 2 склонения — существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и нулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.
  • Существительные 3 склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например,мышь, шаль, ложь.

Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория), изменяются по 3 склонению.

Также есть существительные разносклоняемые, не подчиняются общим правилам ни одного из склонений: например, существительные, оканчивающиеся на -мя (время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя) и существительные путьдитя.

Текст 9.

Трение

Тре́ние — процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде. По-другому называетсяфрикционным взаимодействием (англ. friction). Изучением процессов трения занимается раздел физики, который называется механикой фрикционного взаимодействия, или трибологией.

Трение главным образом имеет электронную природу при условии, что вещество находится в нормальном состоянии. В сверхпроводящем состоянии вдалеке от критической температуры основным «источником» трения являются фононы, а коэффициент трения может уменьшиться в несколько раз[ссылка 1].

Сила трения — это сила, возникающая при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению. Причиной возникновения трения является шероховатость трущихся поверхностей и взаимодействие молекул этих поверхностей. Сила трения зависит от материала трущихся поверхностей и от того, насколько сильно эти поверхности прижаты друг к другу. В простейших моделях трения (закон Кулона для трения) считается, что сила трения прямо пропорциональна силе нормальной реакции между трущимися поверхностями. В целом же, в связи со сложностью физико-химических процессов, протекающих в зоне взаимодействия трущихся тел, процессы трения принципиально не поддаются описанию с помощью простых моделей классической механики.

Разновидности силы трения

При наличии относительного движения двух контактирующих тел силы трения, возникающие при их взаимодействии, можно подразделить на:

  • Трение скольжения — сила, возникающая при поступательном перемещении одного из контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого и действующая на это тело в направлении, противоположном направлению скольжения.
  • Трение качения — момент сил, возникающий при качении одного из двух контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого.
  • Трение покоя — сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Возникает при микроперемещениях (например, при деформации) контактирующих тел. Она действует в направлении, противоположном направлению возможного относительного движения.

Характер фрикционного взаимодействия

В физике взаимодействия трение принято разделять на:

  • сухое, когда взаимодействующие твёрдые тела не разделены никакими дополнительными слоями/смазками (в том числе и твердыми смазочными материалами) — очень редко встречающийся на практике случай. Характерная отличительная черта сухого трения — наличие значительной силы трения покоя;
  • граничное, когда в области контакта могут содержаться слои и участки различной природы (окисные плёнки, жидкость и так далее) — наиболее распространённый случай при трении скольжения.
  • смешанное, когда область контакта содержит участки сухого и жидкостного трения;
  • жидкостное (вязкое), при взаимодействии тел, разделённых слоем твёрдого тела (порошком графита), жидкости или газа (смазки) различной толщины — как правило, встречается при трении качения, когда твёрдые тела погружены в жидкость, величина вязкого трения характеризуется вязкостью среды;
  • эластогидродинамическое (вязкоупругое), когда решающее значение имеет внутреннее трение в смазывающем материале. Возникает при увеличении относительных скоростей перемещения.

Трение в механизмах и машинах

В большинстве традиционных механизмов (ДВС, автомобили, зубчатые шестерни и пр.) трение играет отрицательную роль, уменьшая КПД механизма. Для уменьшения силы трения используются различные натуральные и синтетические масла и смазки. В современных механизмах для этой цели используется также напыление покрытий (тонких плёнок) на детали. С миниатюризацией механизмов и созданием микроэлектромеханических систем (МЭМС) и наноэлектромеханических систем (НЭМС) величина трения по сравнению с действующими в механизме силами увеличивается и становится весьма значительной (\mu \geqslant 1), и при этом не может быть уменьшена с помощью обычных смазок, что вызывает значительный теоретический и практический интерес инженеров и учёных к данной области. Для решения проблемы трения создаются новые методы его снижения в рамках трибологии и науки о поверхности (англ.).

Сцепление с поверхностью

Наличие трения обеспечивает возможность перемещаться по поверхности. Так, при ходьбе именно за счёт трения происходит сцепление подошвы с полом, в результате чего происходит отталкивание от пола и движение вперёд. Точно так же обеспечивается сцепление колёс автомобиля (мотоцикла) с поверхностью дороги. В частности, для улучшения этого сцепления разрабатываются новые формы и специальные типы резины для покрышек, а на гоночные болиды устанавливаютсяантикрылья, сильнее прижимающие машину к трассе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

Конспект урока по информатике для 5 класса. Составлен в соответсвии с ФГОС. УМК Босова Л.Л....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья учителя посвящена проблемам интерпретации и понимания текста классической литературы на уроках в средней школе в условях инновационных подходов к образованию, современным путям анализа текста п...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....