Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.
проект по теме

Бак Маргарита Львовна

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. В государственных документах достижение высокого качества образования, в том числе – в общеобразовательной школе, рассматривается как главная  цель всех преобразований в этой сфере.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы

Заместитель директора МБОУ гимназия № 67

г. Нижнего Новгорода

Бак Маргарита Львовна

Хороших методов существует ровно столько,

Сколько существует хороших учителей.

Д. Пойа

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. В государственных документах достижение высокого качества образования, в том числе – в общеобразовательной школе, рассматривается как главная  цель всех преобразований в этой сфере.  

Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – разработка подходов и моделей, способствующих достижению   развивающего эффекта образовательного процесса в школе и ее системному развитию в целом.

Разработка современных проблем в сфере общего образования осуществляется в условиях  перехода общества на новый уровень развития культуры, сопровождающегося осознанием новой, информационной, картины мира. Устойчивая тенденция к переоценке места и роли информации в развитии всех сфер общества делает ее одним из основополагающих методологически значимых понятий многих наук, закономерно включенных в их проблематику. В связи с этим и образовательный процесс правомерно рассматривать как процесс включения человека в сферу информационной деятельности (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Е.Н.Дмитриева, В.А.Сластенин и др.).

Развивающий потенциал информации реализуется наиболее эффективно в том случае, когда человек способен активно участвовать в информационных потоках,  осуществляя свои потребности в познании и общении, преобразуя себя и окружающий мир в процессе овладения информацией, ее преобразования и использования. Это, в свою очередь, обостряет научный интерес к проблеме информационного обмена, или  коммуникативной сущности образования, а также – к педагогической коммуникации как основополагающему понятию при разработке  моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности. В этом нас убеждают труды, рассматривающие многоаспектную природу педагогической коммуникации: коммуникативные потребности (А.Г.Амелина), психологические основы коммуникации личности (А.А.Бодалев),  коммуникативную природу педагогического общения (В.А.Кан-Калик), коммуникативные умения (И.В.Петривняя), коммуникативные системы и коммуникативное поле (Е.И.Рогов) и др.

Кроме того, характерной чертой современного учителя должно являться стремление к обретению «своего лица», созданию особенной  педагогической среды, максимально обеспечивающей  реализацию и приращение личностного потенциала  учащихся.

 Одним из важнейших качеств современного учителя сегодня, на наш взгляд,  должна быть коммуникабельность.

Коммуникация – универсальное понятие, которое сегодня используется многими науками (психологией, социологией, информатикой, философией, лингвистикой и др.). В самом общем виде ее можно определить как комплекс явлений, связанных с обменом информацией между людьми через посредство универсальной системы звуковых и графических знаков, чаще всего – языка, а также – невербальных знаков (жестовых, мимических, интонационных и проч.).

Изучение теории вопроса, а также – анализ деятельности учителей гимназии позволили сконструировать авторское[1] определение коммуникативной модели образовательного процесса в гимназии, которая характеризуется как системная совокупность взаимосвязанных компонентов, создающих в процессе их реализации  коммуникативную среду учебного заведения, обеспечивающую условия как для развития субъектов образовательного процесса (учеников, педагогов и др.), так и для развития учебного заведения в целом. Главным педагогическим механизмом инновационного развития   в условиях коммуникативной модели выступает качественное преобразование образовательной среды гимназии посредством обеспечения непротиворечивого единства осуществления ее характерных особенностей: открытости и, одновременно,  уникальности и защищенности  культурного пространства.    

Суммируя все сказанное, отмечу, что в современных условиях сложились необходимые методологические основания для построения коммуникативной модели работы педагогов, а именно: положения системного и ориентационного подходов в педагогике и образовании; положения теории коммуникации; теоретические и практические аспекты педагогического моделирования; философские положения о диалогическом характере социокультурной деятельности; общенаучные принципы системности, целостности, всеобщей связи, взаимообусловленности и взаимозависимости явлений действительности; непротиворечивый синтез общенаучных подходов, применяемых в  системе образования (культурологический, междисциплинарный), а также – известных педагогических подходов (деятельностный, личностный. средовой).

В качестве  теоретического базиса  учителя нашей гимназии вместе с администрацией, возглавляемой директором гимназии, кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем Российской Федерации – Казаковой Э.С., использовали: фундаментальные идеи культурно-исторической  теории о развитии личности в процессе присвоения социального опыта (Л.С.Выготский); психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу общения и коммуникации (Л.П.Буева, А.Л.Журавлев, И.А.Зимняя, М.С.Каган, В.А.Кан-Калик и др.); историю гимназического образования (И.А.Алешинцев, Ш.И.Ганелин, С.Ф.Егоров, А.И.Пискунов и др.); исследования современного гимназического образования (В.С.Безрукова, А.Г.Каспржак, В.И.Пирогов, С.А.Смирнов); положения психолого-педагогической теории о целостности педагогического процесса и его влиянии на развитие личности (А.А.Бодалев, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский и др.); педагогическую концепцию саморазвития субъектов образовательного процесса (В.И.Андреев); положения теории и технологии педагогического проектирования и моделирования в образовании (В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина и др.); концепция системного развития школы (В.С.Лазарев, Э.Г.Юдин).

 Позитивные эффекты реализации инновационной программы:

  • Произошло расширение и обогащение социально-культурных контактов педагогов, а значит и гимназистов и  гимназии в целом, посредством включения социального пространства разных уровней (на уровне района, города, России, мира);
  • Созданы благоприятные условия для социального  и гражданского становления гимназистов посредством включения их в активную, многообразную информационно-коммуникативную деятельность
  • Организована допрофильная подготовка подростков через включение их в деятельность по связям с общественностью.
  • Повышено качество образования посредством реализации в рамках базового принципа – принципа коммуникативности, утверждения диалоговых форм и методов межличностного и педагогического взаимодействия

Созданы условия для роста профессионального мастерства педагогов посредством расширения «поля» форм повышения квалификации.                                              

  • Совершенствовалась материальная база учебно-воспитательного процесса в гимназии.

В  2006 г. учителя гимназии включились в деятельность по распространению инновационного опыта через работу экспериментальных площадок:

1. Федеральная экспериментальная площадка «Коммуникативная модель развития современной гимназии»

2. Городская площадка «Организация предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении»

 3. Городская площадка «Школа в системе Университетского округа»

4. Городская площадка «Ресурсный центр, медиацентр как средство формирования информационной культуры участников образовательного процесса»

Гимназия участвовует в областных, федеральных, международных семинарах для администраторов и педагогических работников школ и гимназий города Нижнего Новгорода и области, г. Казани (МБОУ гимназия № 122), г. Самары (МБОУ СОШ № 133), г. Кокшетау (Казахстан); администрации и учителей школ КНР (Цзинаньская школа иностранных языков), Италии (классический лицей им. Т.Фазелло), США (школа Торнтон-Донован):

1. «Формирование коммуникативной культуры в современной школе как один из аспектов мотивации обучения» (октябрь, 2006 г.)

2. «Приемы, формы и методы обучения иностранным языкам» (январь, 2007 г.)

3. «Использование информационно-компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку в средней школе: практические подходы:

-информационные технологии в образовании: традиции и инновации

-опыт использования информационно-компьютерных технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

4. «Профильное обучение английскому языку на старшем этапе школьного образования: практические решения»

По результатам семинаров и опытно-экспериментальной работы выпущено множество сборников.

Педагоги гимназии неоднократно принимали участие в конференциях и семинарах Института образовательной политики «Эврика»,  в 2007 г. гимназии был присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки. Также гимназия награждена дипломами  Института образовательной политики РФ:

  • «Знак качества образования»
  • «Инновационная школа»
  • «Авторская школа»
  • «Экспериментальная школа»

Появились инновационные «токи роста»:

  • Полноценная реализация системообразующей функции коммуникации в учебно-воспитательном процессе гимназии посредством проектирования реальной, общедоступной, продуктивной, многообразной коммуникативной деятельности;
  • Созданы условия для реализации коммуникативного потенциала личности учащихся и педагогов и эффективного развития ее коммуникативных качеств в процессе деятельности по связям с общественностью;
  • Произошло становление целостной  современной информационной среды гимназии, способствующей выполнению социального заказа на качественное общее образование и разностороннему развитию личности учащихся и педагогов в соответствии с их интересами и потребностями;
  • Распространение развития партнерских связей гимназии в России, так и за ее пределами;

      гимназия включена в проект «Распространение итальянского языка в России» и «Распространение русского языка в Италии».

В рамках конференций и семинаров проведены телемосты:

  • Со школой № 31 г. Казани
  • С лицеем г. Бор
  • С гимназией № 2  г. Самары
  • Liceo Classicо, г. Шакка, Сицилия, Италия по теме «История и традиции», «Глобальные демократические диалоги»

5. Приняли участие в конференции «Информационные технологии для старших школьников» в г. Стоктон, Калифорния, США.

6. Продолжили участие в Интернет - проектах

  • «Глобальные демократические диалоги»
  • «Судьба семьи в судьбе страны»

7. Проведен мастер класс для библиотекарей района «I T Технологии в школе»

8. Организована работа творческих групп учителей по созданию электронных журналов, положено начало дистанционному обучению:

  • для заболевших
  • для обучающихся за рубежом

9. Организовано внедрение программы компьютерного мониторинга качества обучения по всем предметам

10. Начата работа по разработке интегрированных курсов «Издательская деятельность и компьютер», «Экономика и компьютер», «Web-дизайн»

11. Обеспечен устойчивый интерес учащихся средней школы к чтению через Интернет – проекты.

12. Организована работа творческой группы учителей начальной школы по проблеме «Преподавание информатики в начальной школе с применением личностно ориентированной технологии».

Гимназия является дважды победителем Приоритетного Национального Проекта «Образование», выиграв    в 2006г. и в 2008 г. гранты в 2 млн. рублей.

В гимназии работает 60 бесплатных кружка. Победителями международных, Всероссийских, областных, городских конкурсов являются:

  • Киностудия «Кадр»

                 

Музей Боевой славы гимназии

Школьная газета «Шторм»

Клуб интернациональной дружбы «Глобус» (В прошлом году ему исполнилось 50 лет, что широко отмечалось  в гимназии, и прессе

 Школьная экономическая компания МИДЭНС….

Таким образом, в процессе реализации программы[2] выявилась динамика развития всех подсистем гимназии и её субъектов, уточнялись этапы реализации и были дополнены мероприятия и конкретные действия по каждому из направлений.    

Педагогический коллектив гимназии работает

по 9 направлениям:

I направление "Информационное и педагогическое обеспечение социального партнерства гимназии".

В рамках реализации направления I "Информационное и педагогическое обеспечение социального партнерства гимназии"  разработаны новые направления социально-культурного образовательного партнерства с гимназией №1 г.Самары, с гимназией №2 г.Казани, с Московским издательским домом, Радио Заречья, с Комитетом местного самоуправления микрорайона, а так же с компанией "Сэнди", "Достижения молодых", НКО "Интеркультура" и Домом кино г.Москва.

Нижегородская ассоциация учителей английского языка по изучению сборников:

  1. Интерактивные уроки в гимназии   .
  2. Портфель учащегося и учителя в развитии коммуникативного потенциала личности    
  3. Элективные курсы в системе школа-Вуз. Издательская деятельность в школе как центр инновационной деятельности в системе дополнительного (допрофильного) образования      

II направление "Педагогическое сопровождение развития личности учащегося":

оценивается по следующим показателям: постоянство педагогического состава гимназии; удовлетворенность учащихся взаимодействием с педагогами; владение педагогами косвенными методами влияния на личность учащихся. На основании проведенного мониторинга и анализа реализации этого направления была вскрыта необходимость разработки проекта эмоционального развития детей младшего школьного возраста:

  • Развитие и организация программы для детей "Я и другие" (7-9 классы)  
  • Живите в мире с собой и другим (10-11 классы)

III направление: Работа по повышению качества обучения и воспитания.

Оборудование ресурсного медиацентра и оснащения кабинетов современными интерактивными средствами обучения, использование, разработка и внедрение программно-методического обеспечения, в том числе электронного, способствовало высоким показателям качества обучения и воспитания учащихся; положительной статистики поступления  в ВУЗы и личных достижений учащихся.

С 2008.г. запланировано совершенствование проекта "Электронный журнал" и методики дистанционных методов обучения, создание и внедрение диагностической базы психолого-педагогического мониторинга качества обучения учащихся. Сегодня этот проект реализован.

IV направление "Развитие системы дополнительного (допрофильного) образования"

Количественный анализ программ дополнительного образования, статистический анализ участия школьников в данных программах, победы в на конкурсах, в олимпиадах, научных конференциях, фестивалях разного уровня демонстрируют яркий пример системно и личностно-ориентированного подходов к развитию гимназии и всех ее субъектов. Вместе с тем научно-методический совет гимназии совместно с кафедрой философии и теории социальной коммуникации, а также с кафедрой педагогики и психологии НГЛУ им Н.А.Добролюбова отмечают необходимость дальнейшего развития и расширения системы дополнительного (допрофильного) образования и внедрение проекта "Перекресток" – школьное издательство, где учащиеся смогут совершенствовать практические навыки по предметам учебного цикла по профилю гимназии. Назрела необходимость модернизации Музея истории гимназии, являющегося также центром допрофильного образования учащихся.

В систематическом мониторинге знаний, умений и навыков учащихся по всем курсам учебного плана и допрофильной подготовки способствовало созданию компьютерного банка информации. Ежегодно происходит пополнение этого банка и обобщения опыта работы по этому направлению для родителей.

 Направление V. Работа по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии.

Реализовано полностью. В качестве дополнений внесено:

  • Организация постоянно действующих консультаций по IT технологиям для педагогического персонала
  • Организация и проведение интерактивных уроков и внеклассных мероприятий on-line

Направление VI. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечение физического развития, психологического комфорта и безопасности учащихся.

Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечение физического, психологического комфорта и безопасности учащихся способствовала снижению заболеваемости учащихся и случаев нетрудоспособности педагогов, позитивному психологическому климату. Но поле для развития этого направления огромно. Главный проект с 2008 г. – это внедрение системы профилактических мероприятий по здоровьесбережению и созданию физкультурно-оздоровительного комплекса гимназии.

VII направление: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности гимназии.

Ярким результатом сложившейся системы профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности стала победа 19 учителей в Приоритетном национальном проекте "Образование", 14 учителей получили грант Губернатора Нижегородской области. Развитие системы повышения профессионального мастерства предусмотрена планом работы внутри Всероссийского сетевого проекта "Эврика", а также творческих, исследовательских групп на базе НИРО, таких как "Ресурсные возможности школьного издательского центра и медиа-центра" с 2009 г., "Исследовательская деятельность учащихся как результат исследовательской деятельности педагогов"  и в рамках Университетского округа НИУ-ВШЭ организация предпрофильной подготовки учащихся. Разработаны педагогические советы, конференции, семинары по каждому из направлений программы развития .  

VIII направление: Работа по созданию положительного имиджа гимназии и системы общественного признания личных достижений ее субъектов.

Работа по созданию положительного имиджа гимназии и системы общественного признания личных достижений ее субъектов предусматривает совершенствование работы гимназических СМИ, создание мини-типографии и издательства в 2008-2009 г.г., создан  телецентр,  с 2009 г. – развитие  партнерских связей внутри РФ и за рубежом в пропаганде русского языка зарубежом, продолжение совместной деятельности с НГЛК, ННГУ, НИУ- ВШЭ, расширение и обновление школьных сайтов.

IХ направление: Совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в гимназии.

Предусматривает:

  • оборудование школьного издательства и Музея истории гимназии,
  • переоборудование столовой,
  • приобретение и установка интерактивных устройств во все кабинеты,
  • переоборудование школьного телецентра,
  • строительство физкультурно-оздоровительного комплекса.

В заключение, как мне кажется, можно констатировать положительное направление в работе педагогов гимназии  так как:

а) образовательные результаты и показатели воспитанности школьников не снижаются, а растут;

б) имеет место удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса предоставленными возможностями и условиями (школьников, педагогов, персонала, родителей, др. партнеров);

в) имеет место рост и повышение качества программно-методических материалов в педагогическом процессе;

г) улучшается  материально-техническая база гимназии;

д) ярко выражен  рост личных научных, творческих и прочих достижений всех субъектов педагогического процесса;

е) расширяются социально-культурные, образовательные контакты гимназии.

С 2006.г. 33 педагога гимназии стали победителями приоритетного национального проекта «Образование».

                       


[1] Казакова Э.С. Программа развития Муниципального образовательного учреждения гимназия № 67 «Коммуникативная модель развития современной гимназии»

[2] Казакова Э.С. Программа развития Муниципального образовательного учреждения гимназия № 67 «Коммуникативная модель развития современной гимназии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

В современной школе - современный учитель

Характиристика профессиональных качеств учителя физической культуры...

ЭОР – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя физики.

В статье дано описание ресурсной базой обеспечения учебного процесса, которую составляют наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/ УМК. Это Единая коллекция цифровых образо...

Мобильные приложения – важный инструмент работы современного учителя

В январе 2017 года я выступала на педсовете школы с этим докладом. Он посвящен использованию мобильных приложений на современных уроках....

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...