Конспект урока по истории в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) по теме

Рахимкулова Флюза Фаниловна

Конспект  открытого урока по истории  в 6 классе с применением здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_istorii_v_6v_klasse.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа» №1 г Когалым, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Конспект открытого урока по истории в 6  классе.

Тема: «Борьба Руси с иноземными завоевателями»

Урок повторения и обобщения изученного материала.

Мастер класс: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории»

Разработала:  Рахимкулова Флюза Фаниловна

учитель истории и обществознания

вторая квалификационная категория

стаж работы 25 лет

Когалым 2014г.

Конспект открытого урока по истории в 6в классе.

Эпиграф к уроку: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»

 (Александр  Невский)

Мастер – класс: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории.

Тема урока: Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Цели урока:

1.Систематизация и обобщение новых знаний полученных  в результате изучения данной темы.

2.Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события;

 3. Воспитывать:

1. Бережное отношение к своему здоровью.

2.Чувство патриотизма, любви и преданности к своей Родине.

Оборудование: мультимедиапроектор, плакаты на доске «Орден Александра Невского», «Александр Невский», презентация к уроку, колокольный звон,

клипы « Русь», задания группам.

Ход урока:

 I этап урока. Организационный  момент.

Приветственное слово учителя.  Все стоят.

Учитель: Добрый день всем. Присаживайтесь на свои места. Слайд 1.

Ребята, как в древней Руси люди приветствовали друг – друга?

 Ребята: Поклоном.

Учитель: Правильно!  Издревле славяне всегда приветствовали уважаемого человека низким поклоном. А еще на Руси приветствуя друг – друга говорили. Гой еси.  «Гой еси, добрый молодец», во всех славянских былинах так приветствуют тех, кому желают добра и здравия. Отсюда и слово «здравствуй»,- пожелание здоровья. Я   всем говорю, здравствуйте, и мы с вами начинаем наш урок.     Сегодня  у нас урок необычный и я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.  

Эмоциональный настрой.  Коля, напомни ребятам: Каким  образом  жители  Древней  Руси  узнавали  о  наиболее  важных событиях? - о военной опасности, о княжеских указах, о вечевых сборах?
(ученики в своих ответах отмечают, что обо всем возвещал людям колокол).   Перезвон колоколов. Слайд 2.
По звону, которого можно было определить, печальное или радостное событие произошло.

На этот раз колокола созывают на сегодняшнее необычное занятие. Ребята  кто  напомнит, мне ваше домашнее задание.

Ответы детей:  Повторить параграфы. 1.Нашествие с Востока. Слайд 3. 2.Борьба Руси с западными завоевателями.  Слайд 4.3. Русь и Золотая Орда. Слайд 5

Все верно, молодцы. И так, мы  сегодня повторяем  все эти темы. Наше занятие поможет нам обобщить и закрепить знания по трем параграфам.

   Тема сегодняшнего урока звучит: « Борьба Руси с  иноземными завоевателями» Слайд 6.

Эпиграфом к уроку являются высказывание Александра Невского « Кто с мечом к нам придет от меча и погибнет»  В конце урока мы с вами еще вернемся к этому знаменитому высказыванию. Слайд 7

  Для начала давайте вспомним: 1. Какая опасность нависла над Русью  с Востока,

Учащиеся: Нашествие монголов.

Учитель: Кто такие монголы?

Учащиеся: Кочевники, пришедшие с глубин Азии.

Учитель: Кто угрожал  с Запада русскому народу?

Учащиеся: Шведы, датчане, немецко-рыцарские ордена.

Учитель: Какие цели преследовали все эти завоеватели? Давайте начнем с монгольского нашествия.

Учащиеся: Монгольский хан Чингисхан поставил цель завоевать весь мир, создав мощную армию, приступил к выполнению своей задачи.

Учитель: Какую цель преследовали немецкие и шведские рыцари?

Учащиеся: Шведы хотели завоевать Великий Новгород, через который проходил важнейший торговый путь. Немецкие рыцари: искоренить православие и сделать Русь католической.

Учитель: Ребята, а почему же  нависла угроза  с запада и востока. Как стало это возможным, чем это все объяснить?  Почему запылали костры, запылала Русь? Слайд 8.

Учащиеся: На  Руси тогда была феодальная раздробленность, были междоусобицы между князьями, не было единства.

II этап урока: Повторение изученного с применением здоровьесберегающих технологий.

   Учитель: Ну а теперь мы с вами вспомним изученный материал более детально, методом мозгового штурма. Слайд 9.  Ребята, вы готовы, к  мозговой атаке,  давайте  сначала настроимся.  Нашу любимую гимнастику. Ухо- нос (кинезиологическая гимнастика улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий). 

  Левой рукой взять за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо, одновременно отпустить и хлопнуть в ладоши поменять положение рук с точностью наоборот. Учащиеся выполняют упражнение.

Все справились, у всех получилось? У  кого не получилось, потренируйтесь дома, во время выполнения домашнего задания, я уверена она вам обязательно поможет.

Итак, слушайте внимательно вопросы.  У  меня к вам большая просьба:

1. Быть взаимовежливыми, не выкрикивать и не перебивать своих товарищей.

2.Отвечать на вопросы законченными, полными предложениями.

Готовы? 1. Когда и кому монголы нанесли первый удар?

2.Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

3.Какой город первым принял удары монгольского войска?

4.Как завершилось монгольское вторжение в Рязанское княжество?

5. Каковы итоги Рязанского сражения?

 Дополняю ответы  учащихся: Рязань 6 дней отражала непрерывные атаки, но Рязань был взят монголами и они там устроили резню не щадили ни женщин ни детей. Город был стерт с лица земли.

6.В каком году монголы разгромили Владимирское княжество?   7 февраля 1238 года.

7.О  каком событии идет речь. После долгих раздумий, хан принял решение «повернуть морды коней на юг»?

Ответ: Не дойдя, до Новгорода 100 верст, хан принял решение повернуть назад, так как город хорошо подготовился, имел мощные укрепления,  бои могли затянуться, и пришлось бы действовать в условиях весенней распутицы.

8 .Какой город Батый назвал злым городом – (Козельск) и почему?   Там русские воины убили  около  4000  монголо-татарских воинов, уничтожили стенобитные орудия.

А теперь все стаем и повторяем стоя.

 Если  я говорю, правильный ответ, то вы делаете шаг вперед, а если нет, тот соответственно назад. Слайд 10. Шаг вперед, шаг назад.

Монгольское войско насчитывала до 75 тысяч человек.+

Первый поход Батыя на Русь  привел к окончательному ее подчинению монголам_

1239 году начался 2 поход +

 Первыми на Русь с запада пришли немцы_

В невской битве шведы понесли тяжелые потери.+

Спасибо, ребята, присаживайтесь, продолжаем, а теперь повторим даты.

Гимнастика кулак, ребро, ладонь. Гимнастика для пальцев. Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга. Темп увеличивать постепенно. Количество повторений 8 – 10 раз.

Я говорю событие, вы пишите в воздухе. (В каком году произошло это событие). Слайд 11.

1.Начало нашествия 1223

2.Образование  Золотой Орды. 1243.

3.Битва на реке Калка. 1223.

4.Невская битва 1240

5.Ледовое побоище 1242

6.А теперь рисуем носом слово.

Особая ханская грамота на княжеские владения -  ярлык. 

Еще раз поделаем гимнастику кулак, ребро, ладонь.

Переходим к следующему этапу. Теперь мы с вами повторим, термины по вариантам  Слайд 12. Мой выбор.

1,2,3 варианты у нас, и соответственно первая тема нашествие с Востока.1 вариант, когда стаете руки на пояс.

2в - тема Борьба Руси с западными завоевателями, руки в сторону.

3в  - тема Русь и Золотая Орда, руки на плечо.

 Когда я называю понятия относящееся вашей теме, вы встаете и показываете ваше положение рук.  

И так будьте внимательны!

 баскак- - представитель ордынского хана на Руси.3в

фланг - правая и левая оконечности строя, расположения войск 2в

Курултай- съезд монгольской знати 1в

Ополченцы –  воины добровольцы (ополчение - военное формирование, создаваемое из свободного населения) 2в

Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды 3в

Нойон – князь, господин  или светский феодал в Монголии.1в

Давайте разберем эти понятия. Учащиеся дают определение понятиям.

III этап: Работа с документом.  Слайд 13.Музыка.2 клип

 Мы приступаем к следующему этапу. Я хочу узнать ваши любимые цвета. Саша, какой твой любимый цвет?

 Саша: красный итд.  

Учитель: Ребята, посмотрите, вот здесь на столе много разноцветных листочков. Сейчас вы по очереди подходите сюда, выбираете понравившийся вам листочек. А потом я объясню ваши дальнейшие действия.

 Учащиеся выбирают листочки по очереди сначала первый ряд, потом второй и третий, садятся на свои места.

 Всем достались листочки? Покажите мне их. Спасибо  за ваш выбор.

Теперь мы находим себе пару у кого зеленый цвет займите первый  ряд, 1, 2 парты. Оранжевый цвет- первый ряд 3, 4 парты. Желтый  цвет - второй ряд 1, 2. парты. Красный цвет – второй ряд 3,4 парты. Фиолетовый цвет 3 ряд 1, 2 парты.

 Учащиеся рассаживаются согласно по цвету листочков.

Учитель: Наконец- то мы нашли друг друга.  Вы создали группы, сейчас мы работаем в группах. Я вам раздаю  отрывки  из летописей, но в некоторых из них имеются ошибки. Ваша задача найти все ошибки. Какая группа быстрее найдет.

Во время обсуждения, включаю музыку Александр  Невский.

Ребята, если вы будете готовы, поднимете руки, и мы начнем обсуждение летописей.

Каждая группа по очереди объясняют ошибки в тексте летописей.

 Учитель: Сейчас вы берете свои листочки, и как цветик - семицветик летите на свои места.

Ребята, вы не устали? Я предлагаю вам отдохнуть,  и мы с вами отправляемся в кинозал Слайд 14.

IV этап урока: Просмотр клипа «Русь»

 Мы с вами посмотрим замечательный клип, называется: « Русь». Ребята, послушайте, какие замечательные слова в песне, исполняет Николай Емелин.

Просмотр клипа.  

Понравился вам клип? Давайте сделаем электронную физкультминутку для глаз, а потом обсудим клип.

Физкультминутка для глаз. Слайд 15.  

Ребята,  что вам понравилось в клипе. О чем это клип? О чем поется в песне? Какие чувства у вас возникли?

 Учащиеся:  О мужестве, о героизме русского народа. Сам клип вызывает чувства гордости за русский народ, за воинов, защитивших  Родину от иноземных завоевателей. 

  Ребята докажите, что  именно благодаря Александру Невскому, русский народ одержал победу над  западными завоевателями:   Считаем сначала правой рукой, затем левой. Гимнастика кольцо  (Учащиеся как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочерёдно в кольцо с большим пальцем).

Заранее разведал расположение войск противника и его планы.

Преградил противнику отход к кораблям.

Внезапно напал на лагерь противника.  

Правильно выбрал время нападения.

Хорошо изучил боевые приемы противника.

 

 Все верно ребята, молодцы! Действительно Александр Невский был великим полководцем. В 2008 году было интернет голосование, выбирали  Имя России – 2008. Именно Александр Невский был призван символом России 2008 года. Слайд 16. А в 1942 году во время Отечественной войны был учрежден Орден Александра Невского,  за отвагу в годы Великой Отечественной войны. Слайд 17.

 Западных завоевателей Русь победила, но избежать монгольского ига не удалось. Русские земли попали в вассальную зависимость от Золотой Орды.

Ребята давайте вспомним последствия ордынского владычества. Слайд 18

  Учащиеся называют последствия:

1.Разрушены города.2.Приостановлено каменное строительство.3.Произошла утрата многих ремесел.4.Приостановился процесс развития феодального землевладения.5.Сократилась численность населения.6.Русская культура пришла в упадок (из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников).

Учитель: Ребята, а вы хотите узнать, как завершилось освободительная борьба русского народа против ордынского владычества? Вам интересно знать дальнейшую историю? Тогда можете дома прочитать параграф 18, страница 148.

Работа с эпиграфом. Ребята давайте  вернемся к эпиграфу.  Слайд 19.Что означает это высказывание?  Как вы его понимаете? Можете привести примеры подтверждающие значение этого крылатого выражения?

Учащиеся отвечают: Александр Невский хотел сказать, что кто против Русского государства первым начнет войну, тот обязательно проиграет. Это выражение означает, что русский народ всегда отважно сражается за Отчизну. В подтверждение этих слов, примеры: Отечественная война 1812 года,  и Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.  

  Учитель: Молодцы, ребята. Я знаю, что вы тоже любите свою Родину, гордитесь её историей и конечно вы все патриоты.

V этап урока. Рефлексия.

 Ребята, мне важно знать, понравился вам сегодняшний урок? Какие у вас впечатления?  Возьмите ваши  разноцветные листочки, и на обратной стороне запишите ваши мысли. На слайде есть словосочетания можете выбрать любые 3 и записать. Я соберу ваши листочки, не забудьте их подписать. Слайд 20.

 Спасибо за ваши отзывы.  Всех благодарю за активную работу на уроке. Ваши оценки. (Оценивание).

Запишите домашнее задание, подготовиться к тесту. Слайд 21.

Наш  урок подошел к концу. Спасибо всем. До новых встреч  на наших уроках истории.

 Слайд 22.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "

Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира  в конце курса....

Конспект урока по истории 6 класс

Гуситское движение в Чехии...

План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР

Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны.  При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...

конспект уроки по истории 9 класс на тему: "Версальско-Вашингтонская система"

Урок истории в 9 классе на тему: "Версальско-Вашингтонская система". Присутствуют приложения с таблицей, раздаточным материалом, тестами....

Конспект урока по истории 6 класс. Время соборов

Название методической разработки: "Время соборов".Учебный предмет:  Всеобщая история (история Средних веков).Класс: 6Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.Краткая аннотация: "Время соб...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...