Статья "Использование различных образовательных технологий, направленных на интеллектуальное развитие студентов"
статья на тему

В данной статье представлены образовательные технологии: пассивные, активные и интерактивные, рассмотрены разные примеры интерактивных методов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных образовательных технологий, направленных на интеллектуальное развитие студентов

Грехова Татьяна Валерьевна,

преподаватель

ГБОУ СПО «Сахалинского

 промышленно-экономического техникума»

Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Выбор образовательных технологий преподаватель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут студентов в развитии относительно самих себя. Это вносит в урок смыслообразие, что ведет в мотивации обучения. То есть осознанное получение знаний, умений и навыков учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (по уровню активности участников процесса).

ПАССИВНЫЕ. АКТИВНЫЕ. ИНТЕРАКТИВНЫЕ

Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Преподаватель

Студент                Студент    

Пассивные методы обучения. Определенная познавательная активность студента; низкий уровень активности. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество студентов

Преподаватель

Студент                Студент    

Активные методы обучения. Обеспечивают высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество студента, психосоциальный рост личности студента  

Преподаватель

Студент                        Студент    

Интерактивные методы обучения. Постоянное активное взаимодействие педагога и студента, взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; преподаватель и студент выступают равноправными субъектами обучающего процесса

Содержание и формы диалога:

В рамках интерактивного обучения могут быть выделены следующие формы диалогового взаимодействия:

  1. Взаимодействие студента с изучаемым материалом
  2. Взаимодействие студента друг с другом
  3. Взаимодействие студента и преподавателя

Рассмотрим последовательно указанные выше уровни, формы интерактивного обучения:

1. Диалоговое взаимодействие студента с изучаемым материалом

Формы такого диалога:

а) взаимодействие с компьютером, которое опирается на современные обучающие компьютерные программы; в том случае место проведения урока - кабинет информатики;

б) интерактивный опрос на основе различных печатных пособий. Печатные пособия создаются под образовательные задачи урока и представляют собой отражение результатов его познавательной деятельности, его личностного становления;

в) тексты, требующие от автора «диалоговой позиции».

Независимо от формы ведения такого диалога непременным его условием является активная  позиция студента-участника по отношению к его партнеру, в роли которого могут выступать компьютер, печатные пособия, сам студент, предстающий одновременно в двух или нескольких ролях при написании творческих работ  диалогового характера.

2. Взаимодействие студентов друг с другом

Диалоговое взаимодействие студента с другими студентами становится возможным при использовании на уроке групповых форм образовательной деятельности.  Занятие с использованием групповых форм - это подвижная обучающая система, имеющая свои секреты управления, знание которых позволит преподавателю стать дирижером сложного студенческого коллектива.

Успех работы группы зависит, прежде всего, от сочетания ролей и от того, насколько хорошо эти роли исполняются. Уместно было бы для каждого игрока подобрать две роли: первая будет основной для него, а вторая - резервной, чтобы он мог скоординировать свою функцию в команде, по своим ролям дополняют, но не дублируют друг друга. Успех групповой работы зависит от сбалансированности состава, где студенты с положительными качествами компенсируют недостатки партнеров, чтобы творческие возможности их были равны, однако «и самых развитых студентов не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. Упрямцу полезно примеряться силами с упрямцем...».

3. Диалоговое взаимодействие студента и преподавателя

В настоящее время эта форма все реже используется,  предпочтение отдаётся диалоговому взаимодействию студентов. Диалог студента и преподавателя может быть включён в обычную беседу, а может быть представлен как форма организации урока вообще [4, с. 4].

        Два варианта организации взаимодействия на занятии:

  1. Диалог студент и преподаватель (инициатор диалога - преподаватель);
  2. Диалог студента и преподавателя (инициатор диалога – студент);

В обоих случаях предполагается, что участники диалога в нём заинтересованы, имеют слушателей или соучастников диалога (в зависимости от ситуации).

4. Творческое общение всех участников занятия

Творческое общение предполагает созидательную деятельность, продукт которой не только проект, идея, материальный результат, но и отношение сотрудничества, сотворчество  между участника образовательного процесса [2, с.78].

Интерактивные методы, техники

Этап урока

Время

Методическая цепь

Примерные методики

1

2

3

4

I. Мотивация

5 %

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Мозговой штурм.

Метод ассоциаций.

Блицопрос.

Микрофон.

«Яблоня ожиданий»

II. Оглашение

темы и задач

5 %

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает

Через эпиграф.

Через слово.

Через название

III. Получение необходимой информации

5 %

Инструктаж учащихся для выполнения задания

Мини-лекция.

Ознакомление с раздаточным материалом.

Маркировка текста.

Презентация домашнего задания.

IV. Интерактивное задание

60 %

Практическое усвоение материала

Симуляция.

Дебаты. Семинар.

Работа в малых группах.

«Пресс». «Карусель». «Микрофон».

«Снежный ком».

«Защита проекта»»

«Аквариум». «Ярмарка»

«Шляпы мышления»

V. Подведение итогов

25 %

Обсуждение с целью закрепления материла

«Большой круг»

«Пресс». «Неожиданное предложение». «Снежный ком». «Выход в народ» «Шкала мнений». «В одно слово».

Дискуссии. Комментирование

«Аквариум»

Студенты объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре аудитории, получает задания, зачитывает и обговаривает его. Остальные студенты не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а все остальные обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Карусель»

Студенты размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время (30 секунд) каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого студенты внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опорос.

«Два, четыре – все вместе»

Студентам предлагается проблема и информация, которую она сначала обрабатывается самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия решения в четверках происходит совместное обсуждение вопросов.

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследование, в результате чего все студенты знакомятся с темой в целом.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая - третьей и т.д. После выполнения заданий, каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одногруппников. Оценку продуктивности каждой группы.

«Микрофон»

Студентам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. На занятии студентам предлагается предмет, имитирующий микрофон. Каждый получивший такой «микрофон» обязан кратко, четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса студентам предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. Итогом является анализ идей студентов и их обсуждение.

«Метод ПРЕСС»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывания по определённому дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырёх этапов:

1. Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что …»)

        2. Обоснование своей мысли («… так как…»)

3. Примеры и аргументы для подтверждения своей точки зрения («…например…»)

4. Обобщения, выводы («Итак…»).

«Обучая учусь»

Материал занятия делится на отделенные блоки по количеству студентов в группе. Студенты отрабатывают информацию и обмениваются ею, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.

«В одно слово»

На завершающем этапе занятия каждый из участников диалога должен, не повторяясь, в одно слово  высказать своё впечатление.

«Шляпы мышления»

Студенческий коллектив произвольно делится на 6 цветных групп, каждая из которых высказывает свои идеи, мысли и по поводу одной общей ситуации со своих «цветных точек зрения»: белая шляпа – факты; красная – эмоции; чёрная – критика; жёлтая – оптимизм; зелёная – новаторство, свободный полёт мысли; синяя – эксперты, подводящие общие итоги

Интерактивные методики

Индивидуальные

(самостоятельно)

Парные

(в паре)

Кооперативные

( в группах)

Фронтальные

(вся группа)

«Обучая обучусь»

«Метод ПРЕСС»

«Микрофон»

«Два, четыре – вместе»

«Карусель»

«Общий проект»

«Аквариум»

«Мозговой штурм»

«Два, четыре – вместе»

Литература

  1. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой / Н.Б. Аникеева. – М., 2006.
  2. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка / П.М. Баев. – М., 2007.
  3. Журавлёв, А.Б. Языковые игры на компьютере / А.Б. Журавлёв. – М., 2006.
  4. Петрановская, Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя \ Л.В. Петрановская. – М., 2000.
  5. Самоучкина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н.В. Самоукина. – М., 2005.
  6. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М., 2009.
  7. Шмаков, С.А. Культура – досуг – ребёнок / С.А. Шмаков. – М., 2007.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Статья "Использование различных образовательных технологий, направленных на интеллектуальное развитие студентов"

В статье показана необходимость использования образовательных технологий для интеллектуального развития студентов...

Методическая разработка на тему: "Развитие творческих способностей по средствам различных образовательных технологий"

Обучение иностранным языкам рассматривается в последние десятилетия как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Английский язык превратился в средство, реальн...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

В данной статье говориться о том, как сделать урок русского языка интересным и увлекательным, как привить ученикам разумное отношение к предмету. Для этого нужно внести определенные изменения в содерж...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г

laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...