Нравственное воспитание личности средствами татарской и русской литературы
статья на тему

Алкина Наилә Мәхмүт кызы

Укучыларны татар һәм рус әдәбиятлары аша рухи тәрбияләү

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   Н.М.Алкина(Осиново)

«Нравственное воспитание личности средствами татарской и русской  литературы»

   МОУ Лицей имени В.В.Карпова села Осиново Зеленодольского района,где я работаю учителем татарского языка и литературы, работает в условиях татаро-русского двуязычия. Языком обучения является русский, а татарский язык и литература преподаются как иностранный язык.  Языковая национальная среда имеет принципиальное значение для воспитания наших учащихся в коренной культурной традиции своего народа, формировании этнической самоидентификации. Процесс восприятия художественного произведения - сложное и индивидуально неповторимое явление. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности.

   На уроках татарской литературы мы ведем взаимосвязанное изучение татарской и русской литературы. Основой уроков литературы является чтение, изучение и сравнение произведений татарской и русских  литератур, наблюдение нитей схождения литератур. Художественные тексты, привлекаемые на уроках татарского языка, не только способствуют усвоению различных языковых категорий и форм, не только содействуют пониманию их функций в связной речи, но и служат средством эмоционального воздействия, а также активизируют познавательную и речемыслительную деятельность учащихся.

   “Солнце русской поэзии” – А. С. Пушкин освещал путь очень многим великим поэтам, жившим в одну эпоху с ним и после него. Путеводной звездой был он и для татарского поэта Г. Тукая.

    При изучении  творчество Тукая ,его стихотворение “Махбус” уместно    сопоставить   с “Узником” А. С. Пушкина. Учитель знакомит учеников с произведениями.

Сижу в железной клетке

Весь охваченный горем, горьким чувством,

В темноте, на жесткой земле, в сырости,

Все время в одном состоянии.      ( у Г.Тукая)

Сижу за решеткой в темнице сырой,

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой верный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.     (А.С. Пушкин)

   А затем учащиеся разбирают стихи, сопоставляя и делая выводы, что и для Тукая, и для Пушкина главное – свобода, ведь, как восклицает татарский поэт:

Мой порыв, мои стремленья

С детских лет сродни твоим.

   Г. Тукай был лучшим переводчиком стихов А. С. Пушкина на татарский язык; лучшим, потому что разделял его взгляды на литературу и искусство.

   Поэта негаснущей романтики Х.Такташа называют “татарским Есениным”. Оба поэта прожили короткую, но бурную жизнь и умерли совсем молодыми — в 30 лет. Оба воспевали уходящую деревню накануне её разгрома согласно сталинскому плану “великого перелома”. Один — рязанские поля, хаты “в ризах образа” и “скирды солнца в водах лонных”, другой — тамбовские дубравы и хлебородные нивы Поволжья:

Деревня, твой я!

Твой я, как и прежде!

Пою я песни на твоей груди...

   Тему взаимовлияния, взаимопроникновения культур татарского и русского народов можно продолжать бесконечно. Это было и в мирные дни, и продолжалось в годы Великой Отечественной войны.

    Кому из нас неизвестно имя Мусы Джалиля? Его смело можно поставить рядом с именами А. Твардовского, М. Исаковского, О. Берггольц, К. Симонова и др.

   Взаимосвязанное изучение военной тематики, позволяет понять, что война не имеет национальности, и горе, и боль- общенародные категории, нравственные и патриотические вопросы одинаково остро воспринимаются и воспроизводятся поэтами. Во время таких занятий предлагается выставка книг поэтов; фотовыставки, рассказывающие о жизни и деятельности героев, демонстрация рисунков. На занятиях звучат стихи поэтов на татарском и русском языках; рассказы о жизни и творчестве поэтов, проводится викторина “Чьи это строки?”

М.Джалиль

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, - а сами:

Они стояли; кучка дикарей

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят

Пришел хмельной майор

И медными глазами окинул обреченных…

М. Исаковский.

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату?

Кому нести печаль свою?                                 и т.д.

   Никогда не покидало вдохновение Джалиля, даже когда топор палача уже был занесен над его головой. 25 августа 1944 он был казнен, но стихи дошли до его Родины.

   За цикл “Моабитская тетрадь” Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. Завершить такой урок можно четверостишьем:

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

   Роль уроков литературы в современной сельской школе многогранна. Это и роль общественной трибуны, и роль интеллектуального центра, и роль аккумулятора эстетической энергии. Но из всего этого множества главное – нравственное воспитание. Чувство доброты, человечности приходит к нам через осознание лучших произведений художественной литературы, и не важно, на каком языке они написаны, важно, что они понятны.

  Таким образом, татарская литература, обладающая богатейшими художественными традициями, играет очень важную роль в условиях татаро-русского двуязычия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хореография в адаптивной школе духовно – нравственного воспитания как средство гармонизации развития личности.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а га...

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».

Духовно -  нравственное развитие и  воспитание  учащихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...