Выступление на заседании школьной кафедры ЕМЦ "Уроки новой типологии - тренды в образовании"
статья по теме

Николаева Ирина Вадимовна

Представлено выступление на заседании школьной кафедры естественно-математического цикла.  Выступление сопровождалось материалами, размещенными в локальной сети учреждения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новая типология уроков

(урок открытия новых знаний, урок отработки умений, урок рефлексии,

урок общей методологической направленности, урок развивающего контроля)

Тренды в образовании

Раньше была уверена, теперь скажу «Мне казалось», мы  то на уровне работаем, но… нет.

Участие в он-лайн конференции «Новая школа – мой маршрут» показали обратное.

Города центра России – вот кто в образовательном тренде

А что «такого» должен делать учитель, чтобы считаться учителем 21 века?

Оказывается в сети «гуляет» целый перечень признаков учителя 21 века. Задумайтесь, сколько из этих признаков сформировано у вас?

Пользуясь свободными материалами сайта Конференции и сайта Галактика Интел, представлю вам интересные подходы к обозначенным в теме выступления узловым понятиям.

НАЧНЕМ С РЕФЛЕКСИИ.

Рефлексия в начале и по итогам мастер-класса, в котором я участвовала «Изучаем свой край… при помощи интернет-технологий», покоряли продуманностью вопросов и качеством анализа полученных результатов
https://docs.google.com/forms/d/1wne74euyM2...A/viewanalytics.

Мероприятия второго этапа конференции «Новая школа: мой маршрут» по организации обратной связи с участниками "Выставка достижений и находок конференции" поразили своей оригинальностью:

- павильон самопрезентации https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=5243
- методический тир
https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=5246
- павильон поэтов
https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=5242
- ток-шоу
https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automo...;showentry=7044
- комната смеха
https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=5241

А проводим ли мы рефлексию урока?
Чаще всего у коллег на уроках в качестве рефлексии вижу смайлики, ладошки, цветопись настроения…не совсем «то», по-моему.

Иногда используют метод неоконченных предложений – это уже поинтереснее
● на этом занятии мы освоили …
● сегодня мы научились …
● мне было сложно …
● я понял, что …
● я планирую ...

На одном ФГОСовском уроке видела рефлексию с использованием системы голосования, которая действительно давала пищу для размышлений учителя и позволяла выявить круг вопросов, которые у детей после урока остались или появились.

После посещения серии наших школьных открытых уроков по ФГОС на сайте Галактики я создала опросник для педагогов – используют ли они рефлексию в своей педагогической деятельности.

А кто из вас регулярно проводит рефлексию на уроке?

Рефлексия – это особый вид мышления. А значит, в свете ФГОС и этому способу мышления надо учить учащихся. К сожалению, в практике преподавания реально используется в основном только рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Гораздо реже рефлексия деятельности

и рефлексия содержания учебного материала.

Интересны такие формы рефлексии, которые обучают письму.

Примеры рефлексии по этой классификации представлены в эл. Портфолио кафедры (гиперссылка).

Интересной в использовании может стать методичка «Приемы рефлексии на уроках Деятельностной направленности» (гиперссылка).

Второй актуальный и важный момент в обучении по ФГОС это СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

На сайте Галактики можно пройти обучение в одном их модулей «Самоучительская. Элементы».

Методы оценивания в классе XXI века

  • Содержание курса сконцентрировано на такой важной технологии оценивания как формирующее оценивание, владение которым является одним из требований для учителей, работающих по новым образовательным стандартам (ФГОС)

Курс включает 5 модулей, содержание каждого носит не только теоретический, но и практический характер.

Необходимые методические материалы можно сохранять.

В работе по формированию у учащихся навыков оценивания. Я, например, сталкиваюсь с проблемой отсутствия у них сформированного понимания критериев оценивания.

В курсе есть варианты критериев для самооценки учащимися в разных учебных ситуациях (гиперссылка)

Ну а теперь о трендах в образовании  

Тренд в образовании – тенденции в его изменении.

Говоря о современных образовательных трендах перечислим некоторые из них:

- робототехника

- визуализация

- мобильные технологии

- перевернутый касс

- урок вне стен классной комнаты

Из всех названных, пожалуй, только робототехника недоступна…надеюсь пока…

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Здесь интересны две технологии:

- Визуализации текста. Когда используя ассоциации, часть понятий представляется в виде рисунков. Пример: грамматика с котами.

- Скрайбинг-презентации. Новая технология создания презентаций. (ролик в эл. Портфолио кафедры).

Обратите внимание, что для яркой визуализации еще не мешал бы яркий рассказ. Сегодня развивается и технология сторителлинга (стори – история, телл - рассказывать).

Для использования история существует как минимум три причины:

  1. Истории экономит время и силы. Нам не нужно прыгать с обрывать, чтобы узнать, чем это может для нас закончиться. Мы можем смоделировать ситуацию у себя в голове и представить фатальный результат.

Помните анекдот про предподавателя? :)

  1. Истории упрощают нашу коммуникацию, помещая важную информацию о мире и человеке в последовательности. Истории служат мнемоническими инструментами для хранения важных советов о том, как выживать в окружающем мире. Мозг предпочитает конкретные сценарии в стремительной информационном потоке.

Кто рано встает, тому Бог подает.

  1. Истори помогают нам понять и упорядочить собвтенную жинзь. Мы не воспринимаем ее в виде набора случайных событий. Нам помогает способность видеть последствия собственных действий.

Рассказываю, как я использовала шпрагалки, и чем это закончилось в универе

Следующие технологии связаны с организацией процесса обучения.

ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ

Смена роли учителя с «говорящей головы» (даже если голова рассказывает захватывающие истории это не в полной мере соответствует требованиям ФГОС)

на роль фасилитатора (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, дерижер).

Прием перевернутого обучения я пытаюсь внедрить в 7 и 8 классах: дома надо прочитать параграфы по новой теме, а на уроке уходит гораздо меньше времени на разъяснения, только уточнения, пояснении, при этом возрастает активность учащихся при изучении новой темы. НО! Учителю надо готовиться, используя другие материалы и строя урок не на пересказе параграфа,  а на построении цепочки вопросов по теме.

ОБУЧЕНИЕ ВНЕ СТЕН КЛАССНОЙ КОМНАТЫ

В ходе конференции проводился флеш-моб «Учить (ся) всегда! Учить (ся) везде!»

Кабинет – это ограниченная образовательная среда. Она ограничена не только стенами, но и форматом учебного занятия. Скажем формату НЕТ! Кстати, вы когда-нибудь пробовали провести урок в коридоре? холле? рекреации? Речь не о ситуации с отсутствием кабинета, а о заранее продуманном уроке вне класса.

  • Изучите школьные коридоры на предмет преобладания форм, материалов, того или иного цветового решения и пр.
  • Расклейте по школе листы с qr-кодами, в которых зашифрована информация. Проведите урок в форме квеста.
  • Измерьте уровень шума и освещенности в школьном коридоре, используя датчики в своих мобильных телефонах.
  • Поставьте метки с указанием см/кг на предметы мебели. Так ученики будут представлять, например, реальную массу, сравнивать ее с другими предметами.
  • Измерьте скорость WiFi в школьных пространствах, используя бесплатное приложение для мобильных устройств.
  • Разработайте дизайн этажа/холла в соответствующей программе планировки и дизайна интерьера.
  • Проведите экскурсию по школе, для этого заранее запишите аудиогид на иностранном языке и скиньте его на мобильные телефоны учеников.
  • Предложите учащимся разбиться на пары (или рассмотрите вариант индивидуальной работы), каждая пара обходит школьные рекреации в поисках физических явлений (зависит от предмета) и фиксирует увиденное в таблице.
  • Организуйте класс на фотоохоту, выдав список предметов/людей для поиска, например, по теме «Симметрия», «Прямоугольники» и пр.

По условиям конкурса необходимо было придумывать способы использования в учебных целях внеклассной материальной среды: коридоров, библиотеки, столовой  и т.д.

Вот некоторые примеры (слайды).

Уроки в коридорах, как привлечь в библиотеку, артефакты для столовой.

Кстати АРТЕФАКТОЛОГИЯ – еще один тренд в образовании.

Артефакты и вы и учащееся каждый день встречаете в соц.сетях, только не все «докручивают» их использование на практике.

Продолжение про кнопку лифта – гиперссылка.

«На полях» конференции познакомилась с трендовыми интернет-технологиями:

Образовательный геокешинг,

сетевые игры  по естествознанию,  

интернет-сервисы по созданию опросов.

интернет-технологии в краеведении

… полезно.

Но маловероятно при …. проблемах с интернетом.

Согласитесь, с  каждым следующим этапом модернизации образования (будь то материальное поощрение школ- победителей грантов, или переход на ФГОС и оснащение школ по их требованиям к условиям) ИК-технологии прочно входили в работу учителя. И сегодня мы сталкиваемся с проблемами технического характера: некачественная связь, дорой трафик, низкая скорость передачи данных…

Припомнила 16 пункт признаков учителя 21 века… «Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока… потому что планируете их использовать на уроке» - заулыбалась, вспомнив, приказ и Устав Лицея о запрете на сотовые

ИТАК, МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В последнее время стал актуальным вопрос мотивации учащихся. Когда у ребёнка в руках планшет и мобильный телефон, то урок отходит на второй план. Может быть нам стоит «врагов» (мобильные устройства) призвать нам на помощь? Если учитель не запретит доставать телефон на уроке, а, напротив, предложит им воспользоваться, то интерес к предмету только возрастет.

Летом прошла обучение в Ц Снейл  «Использование QR-кодов для повышения мотивации учащихся».

QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году. Им более 20 лет!!!!

Почему QR-код удобно использовать на уроке?

В чем смысл, спросите вы, кодировать информацию в каком-то квадратике? Не проще ли ее написать, а не кодировать? Нет, не проще! Как и в случае с товарными штрихкодами, кодирование информации в определенных графических символах позволяет удобно и быстро считывать эту информацию с помощью специальных сканеров.

Сегодня возможности технологии QR-кодирования информации практически не применяются в образовании, хотя простор для творчества огромен.

Давайте рассмотрим несколько примеров – по слайдам.

Итак, вы видите, что назначение и формат использования QR-кодов может быть разнообразен.

Подробнее с технологией QR-кодирования можно в эл. Портфолио кафедры (гиперссылка).

Еще использовать мобильный телефон я предлагаю для выполнения ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ или отработок учащихся.

Для этого предлагаю присылать мне скриншоты выполненных заданий сайта learningapps.org  или результаты тестов onlinetestpad.

Вебландия – доступный для использования ресурс – по всем учебным предметам, в разнообразных формах.

Learningapps.org – упражнения по всем предметам в разных формах. Есть возможность самим создавать свои задания или создавать их учащимся.

Ну и еще одна технология – связана с формированием всех УУД по ФГОС

Это интеллектуальная игра. Возможно кто-то ее знает?

Чимборасо?

Чимбора́со (исп. Chimborazo [tʃimboˈɾaso]) — потухший вулкан, самая высокая точка Эквадора. Его высота 6267 м (измерена с помощью дифференциальной GPS в 1990-х годах), 6310 м (по данным системы SRTM). Последний раз извергался в первом тысячелетии нашей эры (предположительно 400—700 гг. н. э.[2]). Его вершина — самая удалённая от центра Земли точка её поверхности[3]. С XVI века по начало XIX века Чимборасо считался высочайшей вершиной на Земле.

У этой игры есть правила

В общих  правилах появилось ограничение: мы находимся в поле предложенной темы):

  • выбор понятий, соответствующих теме (проблеме);
  • аргументация выбора понятия;
  • уточнение новизны понятий;
  • установление связей между понятиями;
  • выражение личного отношения к найденной информации;
  • обоснование выбора "конечного" понятия (когда же остановиться?);
  • выделение ключевой идеи энциклопедической статьи;
  • структурированное представление найденного материала;
  • наличие оценочного суждения по результатам чтения…

Играем в Чимборасо! Оцени себя сам...
(оценочный лист ученика)

ЧТО делаем (показатель)

и КАК делаем

2

1

0

Планируем игру и играем...

М1

Обозначена цель (предмет исследования, тема... ) игры: зачем мы играем? Приветствуется креативность!...

М1, М2

В процессе перехода к новому понятию всегда определяется цель (мотив, интерес) к дальнейшей познавательной деятельности (объясняется целесообразность продвижения по маршруту)

М3

Промежуточный результат всегда соотносится с целью (предметом исследования, темой... ) игры

М5

Подводятся итоги деятельности, результат соотносится с целью (предметом исследования, темой..)

М5

Формулируется личностный результат (проводится рефлексия), высказывается отношение к игре (возможно на эмоциональном уровне!)

Представляем результаты ...

М1

Аргументируется выбор понятия, устанавливаются связи между понятиями

М1

Уточняется новизна понятия

М1, М8

Выделяется (поясняется) ключевая идея выбранного фрагмента энциклопедической статьи

М6

Выражается личное отношение к найденной информации с помощью различных вербальных и невербальных средств

М6

Структура представления материала помогает воспринимать связь между понятиями

М7

Выбранные выразительные средства отражают процесс получения информации, связи между понятиями, указывают на наиболее интересные и значимые факты

М6

Обосновывается выбор "конечного" понятия: вывод на цель (предмет исследования, тему...)

Презентуем

Приглашаем к сотрудничеству...

Нам известно, что существуют тренды в моде, или же в экономике. Можно ли обойтись без трендов -  в моде или, в экономике, в образовании? На первый взгляд можно.

Наверное, так делает большинство людей.

НО:

- не обращая внимания на тренды моды, мы становимся не просто Немодными, а СТАРОмодными, это делает нас серыми и унылыми, это влияет на наше настроение и самооценку;

- не замечая трендов в экономике, мы не можем с умом распоряжаться своими финансами, делая вложения наугад и проигрывая, после чего становимся бедными и больными;

- не вникая в образовательные тренды….(продолжите сами, если не страшно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО классных руководителей "Новые воспитательные технологии. Технология социального проектирования"

Материал содержит теоретическую и практическую основы технологии социального пректирования как новой воспитательной технологии....

Выступление на заседании предметной кафедры.

Выступление на заседании предметной кафедры по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"....

Выступление на заседании предметной кафедры.

Выступление на заседании предметной кафедры по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей языковедческого цикла

Анализ ошибок и недочетов в работе учителей литературы по результатам написания итогового сочинения по литературе как допуска к ЕГЭ (2014г.)...

Материал для выступления на заседании школьного методического объединения « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»

Представление педагогического опыта на заседании школьного МО учителей истории и обществознания  по теме « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»...

Выступление на заседании школьного методического объединения

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полу...