Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы
статья на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

В докладе обосновывается необходимость использования СОТ, дается краткая характеристика образовательных технологий и способ конструирование урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sot_1.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы

                                                                          Учение ведет за собой развитие.

          В своей профессиональной деятельности каждый педагог ориентируется на важнейшие документы – это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:

Ст 13.  «2. При реализации  образовательных программ используются различные образовательные технологии …»

Должностные квалификационные характеристики учителя:

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения».

Профессиональный стандарт педагога:

разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»    

         Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.   

   Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются образовательные технологии.  Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю: 
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; 
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; 
-воспитывать умения чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. 

  -продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

     Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют подрастающему человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи,  быстро включаться во временные коллективы, и задача учителя  помочь ему в этом.

 Наиболее  эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся – это  осуществляемая ребенком на уроке значимая деятельность.

В книге «Современные образовательные технологии»  под ред. Н.В. Бордовской  отмечается, что современная школа должна перейти на технологический подход в обучении и воспитании.

 Что такое технологический подход?

  • Одно из направлений реформирования современного образования
  • Внедрение педагогических технологий, соответствующих уровню развития общества, науки, техники, культуры
  • Система,   которая  гарантирует  достижение результатов образования на высоком уровне
  • Стремление сделать образовательный процесс управляемым, продуманным, организованным
  • Потребность овладения современными
  • образовательными технологиями

Что такое технологическая компетентность учителя?

Технологическая компетентность учителя  – это  признание педагогической ценности технологического подхода в профессиональной деятельности;

Что такое технология?

Технология  (греч. techne - «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука») дословно - наука о мастерстве. (Толковый словарь русского языка)

Смысл любой  технологии, где бы она не применялась, один – получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению  с ранее применявшейся технологией 

Чем отличается технология от методики?

Технология обладает жёстко определённой системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации  теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает  гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью»

(В.И. Загвязинский 

Составные части (инструменты)  технологии – это алгоритмы, методы и приемы,  средства направленные на получение запланированного результата (качество образования и развитие личности)

        В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.  Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных  технологий. 
       
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

Образование – целостный процесс воспитания  и обучения личности, обеспечивающий её развитие.

Образовательные технологии – комплекс мер, обеспечивающих развитие личности через воспитание средствами обучения

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 

Сущность образовательной технологии определяется научной теорией, сложившимися и утвердившимися  системами обучения.

Система проблемного обучения Д.Дьюи,  Махмутова, система развивающего обучения  Л.В. Занкова,  В.В. Давыдова и Э. Б. Эльконина , Выготского Л.С., Шаталов, Гузик, Виноградов, – их идеи, методики и подходы  индивидуальный и дифференцированный, педагогика сотрудничества, система личностно-ориентированного образования  И.С. Якиманской,  система модульного обучения  П.И.Третьякова,  развитие критического мышления  Д. Клустера легли в основу той или иной технологии.

Современные образовательные технологии

  1. Технология развития критического мышления
  2. Технология интерактивного обучения
  3. Технология проблемного обучения
  4. Технология  развивающего обучения.

ТРКМ

ТИО

ТПО

ТРО

Цель

Развитие критического мышления

Развитие коммуникативных способностей

Развитие интеллектуальных способностей, способностей решать проблемы

Развитие теоретического мышления

Вид деятельности Средства

Аналитический

Коллективно- распределительный

Поисково- исследовательский

Учебно- познавательный

Концептуальные идеи

Мышление стремящееся к познанию истины

Обучение через общение, идея сотрудничества

Поиск истины через исследование

Обучение от общего к частному, последовательное обучение мыслительным операциям

Алгоритм деятельности

1.Стадия вызов

2.Стадия осмысления

3.Стадия  рефлексии

1. Вводный этап

2. Обучающий этап

3. Заключительный этап

1.Создание проблемной ситуации

2.Стадия осмысления, открытие новых знаний

3.Применение новых знаний

4.Стадия  рефлексии

1. постановка учебной задачи

2. Изучение нового материала

3. Применение новых знаний

4. Создание учебных ситуаций

Методы и приемы

Практическая работа

Аналитическая беседа,

Чтение текста с маркированием

Дискуссия, практическая работа

Проблемное изложение, частично- поисковый метод, исследовательский метод, дискуссия

УПД= учебная задача - мотив- способы деятельности- самоконтроль-самооценка

Средства

Кластер, синквейн, логические цепочки, таблицы

Общий продукт (кластер, коллаж, таблица,  презентация)

Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное познавательное задание.

Приложение(исследовательский материал_

Объекты окружающей действительности

Конструирование проекта урока.

Результатом педагогического проектирования применяемой технологии выступает проект урока, то есть подробный и продуманный во всех отношениях сценарий урока.

 Проект урока (разработка урока) включает в себя

- паспорт урока,

-технологическую карту хода урока,  

-приложения.

  1. Конструирование паспорта урока

Паспорт оформляется в таблице следующего вида.

Паспорт урока __________________ в _____ классе

ФИО учителя, название ОО

Целевой компонент

Тема урока:

Образовательная цель

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР:

МР:

ПР:

Программные требования к образовательным результатам раздела «_______________»

Ученик научиться:

Ученик получит возможность научиться:

Содержательный компонент

Программное содержание

Мировоззренческая идея

Ценностно-смысловые ориентиры

План изучения учебного материала

1.

2.

3.

Основные понятия

Основные законы, закономерности

---------

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Форма урока

Образовательная технология или технологии обучения

Оснащение урока

Мизансцена урока

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Домашнее задание

  1. Конструирование технологической карты хода урока
  1. Технологическая карта  хода урока отражает сущность обучения, основными характеристиками которого выступают: целенаправленность, двусторонний характер (учитель и ученик); активное взаимодействие (преподавание и учение).
  2. Технологическая карта хода урока оформляется в таблице следующего вида:

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Планируемые образовательные результаты

3. Конструирование приложений

Приложения - это дидактическое сопровождение образовательного процесса:

а) презентация, слайды мультимедийного сопровождения учебного занятия .

б) раздаточный материал: дидактические карточки, перфокарты, инструкции, памятки, схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, тексты, иллюстрации.

в) изображения макетов, приборов, лабораторное оборудование.

Практика показывает, что знания образовательных технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обученияМетод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.

В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

В течение последних  лет  активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и  творческих и коммуникативных достижениях.

Вот такие современные технологии можно использовать на различных уроках.
В каждой из перечисленной технологии можно найти и достоинства, и недостатки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида.

Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида. ...

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»...

Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС

Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что ново...

Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы

Статья "Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы"...

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе школы.

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.Л.Н. ТолстойСлово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - ис...