Технология работы в малых группах как средство формирования универсальных учебных действий
методическая разработка на тему

В работе представлена личностно-ориентированная технология - технология работы в малых группах. Проанализировано использование технологии для формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горунова Ирина Михайловна, педагог-психолог, методист ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти

Технология работы в малых группах как средство формирования универсальных учебных действий  

Технологии  личностно-ориентированного обучения, используемые в педагогической практике, ориентированы на самого учащегося, его опыт, важнейшие социальные потребности личности (в признании, успехе, достижениях). Субъекный опыт школьника раскрывается, сравнивается с научными знаниями, обогащается.

Использование различных технологий личностно-ориентированного обучения и различных техник отлично согласуется с современными требованиями системы образования, позволяет формировать универсальные учебные действия (совокупность способов, действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Технология работы в малых группах, которую можно применять практически на всех уроках и с разными вариациями в любом возрасте, позволяет, при четком соблюдении ее этапов, формировать все УУД.  

№ п.п

Этап технологии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

Деление на группы

Делятся на группы

Задает способ деления на группы.

- формулирование познавательной цели

- целеполагание

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками

- позитивное отношение к процессу сотрудничества

- развитие учебных мотивов

2

Выполнение проблемного задания

  1. Самостоятельное выполнение задания.
  2. Проговаривание своего решения в группе.
  3. Сравнение и анализ решений всех членов группы.
  4. Выбор общего решения группы.
  5. Выбор лидера, ответственного за представление решения группы
  • Побуждает, при необходимости,  каждого учащегося к активности
  • Отслеживает соблюдение правил работы внутри данного этапа
  • Помогает в разрешении спорных ситуаций

- поиск и выделение необходимой информации

- построение речевого высказывания в устной или письменной форме

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- рефлексия способов действий

- создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого или поискового характера

- анализ, синтез, установление причинно-следственных связей  

-доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

- целеполагание

- планирование

- волевая саморегуляция

- потребность в общении со сверстниками

- владение вербальными средствами общения

- ориентация на партнера по общению

- позитивное отношение к процессу сотрудничества

- умение слушать собеседника

- понимание позиции разных точек зрения на какой-то вопрос

- уважение иной точки зрения

- учет разных мнений и умение обосновать собственное

-умение договариваться, находить общее решение

- умение убеждать и уступать

- способность строить понятные для партнера высказывания

- умение с помощью вопросов получать сведения от партнера по деятельности

- формирование картины мира

- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи

- развитие эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости

3

Представление наработанного группой решения классу

  1. Лидер представляет решение своей группы.
  2. Учащиеся слушают решения своей и других групп.

  • Выслушивает решения учащихся.
  • При необходимости предъявления научного опыта, представляет его.

-формулирование проблемы

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

- построение логической цепи рассуждений

-установление причинно-следственных связей

- определение основной и второстепенной информации

- контроль

- коррекция

- оценка

- потребность в общении со сверстниками

- владение вербальными средствами общения

- позитивное отношение к процессу сотрудничества

- умение слушать собеседника

- понимание позиции разных точек зрения на какой-то вопрос

- уважение иной точки зрения

- способность строить понятные для партнера высказывания

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

- формирование картины мира

- формирование мотивов достижения и социального признания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий

Цель : рассмотреть роль игровых технологий в процессе обучения  иностранному языкуЗадачи:·         дать определение игры;·...

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах

Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся....

Технология создания ситуации успеха как средство формирования универсальных учебных действий

В практике работы обазовательных учреждений уделяется большое внимание современным образовательным технологиям. В статье представлен обзор технологии создания ситуаций успеха у обучающихся и проанализ...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...