Методические рекомендации и пособия "В помощь педагогам"
методическая разработка на тему

Епифанова Наталья Сергеевна

В данном разделе содержатся методически разработки и рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь педагогам

Приложение 3

Примерные требования к содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

  • Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
  • Определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • Направленностям дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономической, естественно -научной и др.)  
  • Современным образовательным технологиям, которые отражены в:
  • принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
  • формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
  • методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей);
  • средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направленно на:

  • Создание условий для развития личности ребенка;
  • Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • Приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • Профилактику асоциального поведения;
  • Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • Укрепление психического и физического здоровья;
  • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

     



Предварительный просмотр:

В помощь педагогам

Приложение 2

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Оформление и содержание структурных элементов программы

  1. Титульный лист включает:
  • Наименование образовательного учреждения;
  • Где, когда утверждена программа;
  • Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • Возраст детей, на которых рассчитана программа;
  • Срок реализации программы;
  • Ф.И.О., должность автора(авторов) программы;
  • Название города, населенного пункта;
  • Год разработки программы.

2. Пояснительная записка раскрывает: 

  • Направленность программы;
  • Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • Цель и задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • Отличительные особенности данной программы от уже существующих;
  • Возраст детей, участвующих в реализации  данной  программы;
  • Сроки реализации программы(продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • Формы и режим занятий;
  • Ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

3.  Учебно-тематический план программы включает:

  • Перечень разделов, тем;
  • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается:

  • Через краткое описание наполняемости тем (теория и практика).

5.Методическое обеспечение программы включает в себя описание:

  • Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
  • Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  • Форм поведения итогов по каждой теме или разделу.
  • Методическое сопровождение учебной работы педагога (методика контроля усвоения учащимися учебного материала, методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся).

6. Учебно - методический комплекс включает перечень и описание:

  • Учебные и методические пособия
  • Материалы из опыта работы педагога (дидактические материалы, методические разработки, конспекты открытых занятий, тексты презентаций программы, икт и тд)
  • Список оборудования и материалов, необходимых для занятий.

7.Список литературы.

  • Список литературы для педагога;
  • Список литературы для детей и родителей.

8.Приложение

  • Мониторинговые материалы;
  • Конспекты занятий;
  • Инструкционные карты, дидактические разработки;

Приложение может быть включено в структуру программы, но может являться самостоятельным документом для работы.



Предварительный просмотр:

В помощь педагогам

Приложение 1

 Виды учебной документации

в учреждении дополнительного образования

        Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса.

К основной учебной документации относятся:

  • образовательная программа;
  • календарно-тематические планы;
  • сведения об учащихся (картотека), заявления родителей, ксерокопии документов (свидетельство о рождении, паспорт);
  • сведения о наполняемости учебных групп (списки по группам, с отслеживанием выбывших и прибывших);
  • расписание занятий по группам (для первого года обучения комплектование в течении двух недель , второй и следующие года обучения - до 1 сентября учебного года);
  • журналы учета работы;
  • справки о состоянии здоровья воспитанников (для объединений спортивной, хореографической, военно – патриотической направленности);

В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса.          

        Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса.

В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат:

  • диагностические материалы (тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации);
  • индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся (портфолио);
  • отчеты педагога по организации образовательного процесса за полугодие, учебный год; 
  • журналы инструктажа по технике безопасности ( с личной подписью для обучающихся старше 14 лет);
  • план воспитательных мероприятий;
  • план работы с родителями.

По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками.

Буклет содержит методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками находящимися в труд...

Методические рекомендации по организации участия педагогов дополнительного образования в конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»

Следуя этим рекомендациям, педгоги МБОУ ДОД ДДТ успешно участвуют в краевых  педагогических конкурсах, занимая призовые места....

Методическая копилка или в помощь педагогу

Порой не легко поставить готовить урок, особенно в рамках новых стандартов ФГОС. Надеюсь этот материал поможет педагогам.Моя методическая копилка:1. Цели, ориентированные на развитие личности обучающе...

Методические рекомендации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по озеленению

Тема: Подготовка к самостоятельной работе воспитанников с ограниченными возможностями на занятиях сельскохозяйственного труда. Содержание:Актуальность.Условия, необходимые для теоретической части...

Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»

В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....

Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей

Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей...

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендациик пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"...