Элективные курсы и консультации, как одна из составляющих эффективного и качественного образования.
статья на тему

Маринкевич Наталья Владимировна

Выступление на педагогическом совете по теме "Элективные курсы и консультации, как одна из составляющих эффективного и качественного образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.rar348.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение                        «Средняя общеобразовательная школа №4» с.Малые Ягуры

Выступление на педагогическом совете  по теме                                          «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ, КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовила:                                                                                                              учитель математики                                                                                         МКОУ СОШ №4                                                                                                                   с.Малые Ягуры                                                                                         Н.В.Маринкевич

2014-2015 учебный год

   

      На современном этапе развитие системы образования является приоритетным направлением Российской государственной политики. Это подтверждается рядом федеральных  и региональных документов, принятых в последние годы, которые призваны модернизировать систему образования, повысить качество преподавания и обучения.
   «В школе - всё будущее России»- в этих словах русского философа, ректора Московского университета Сергея Николаевича Трубецкого, сказанных ещё в начале прошлого века, действительно заложена программа на все времена, на все исторические и политические эпохи.
В условиях модернизации Российского образования и принятия нового закона «Об Образовании в Российской Федерации»» перед любой школой встаёт проблема обеспечения  своих обучающихся качественным образованием.  

      Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и др.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных.

      Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию. Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей.

       Одним из основных условий достижения современного качества общего образования является введение профильного обучения в старших классах. 

Профильное обучение на современном этапе является очередным шагом в развитии российского образования.

Предпрофильная подготовка рассматривается как подготовительная ступень профильного обучения, нацеленная на создание благоприятных условий для жизненного личностного самоопределения учащихся - выпускников основной общеобразовательной школы, для осознанного и минимально рискованного выбора профиля и места обучения на старшей ступени общего образования.

      В связи с необходимостью профилизации и модернизации школьного образования возникла необходимость создания элективных курсов для формирования у учащихся  целостной картины мира и для расширения возможностей учащихся свободно выбирать пути своего дальнейшего образования.

     На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (курсы по выбору) призваны поддерживать зарождающийся интерес у девятиклассников к той или иной дисциплине, помочь им сделать правильный выбор профиля обучения в старшей школе. Эти обязательные курсы по выбору, предлагаемые школьникам, должны не столько удовлетворять запросы и развивать способности в определенной области познавательной деятельности, сколько выявлять интересы, проверять возможности каждого ученика. Поэтому многие курсы по выбору в период предпрофильной подготовки должны иметь развивающую, деятельностно-практическую направленность.

            Мы сегодня живем в такое время, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это, кстати, является общемировой тенденцией) утерял позицию «неисчерпаемого источника знаний», «проводника в храм науки». Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь он этого сделать не может. Сегодня учитель призван создавать условия, ситуация, способствующие освоению учеником способов приобретения информации и научить ученика эффективно работать с ней. В учебном плане любой школы должно быть место для свободной творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современной школе должны занять элективные курсы. Несомненным условием достижения современного качества образования является введение элективных курсов — курсов по выбору. Учащиеся должны самостоятельно выбирать курс, потому что, если им навязывать тот или иной курс, то никакого толка от его изучения не будет. Такой выбор должен быть не случайным, а обоснованным.

     Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской школы инновационное. Элективные курсы позволяют получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта. Учителя получают возможность поработать не так, как обычно. Элективные курсы могут быть пробные, ориентационные и углубляющие. Любой элективный курс – авторский. Какие бы задачи ни сформировал перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:

•        курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы;

•        содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

•        элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;

•        курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видом деятельности;

•        курсы должны по возможности опираться на какое-либо пособие, что позволит исключить монополию учителя на информацию.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

•        на каком содержательном материал, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки;

•        чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса;

•        какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс;

•        какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности;

•        какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса;

•        чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Ответив на все эти вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. После этого можно приступить к календарному планированию.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

1.        надстройки профильного учебного предмета превращают его в полной мере в углубленный;

2.        развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне.

3.        удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Требования к программам элективных курсов:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.

4. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных нагрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий), предполагает широкое использование активных методов обучения.

5. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.

6. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

7. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.).

8. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школ.

10. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

         Элективные курсы в моей работе.

    Элективный курс «Занимательная математика» в 6 классе  направлен на развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной деятельности  у учащихся. Содержание курса представлено нестандартными (по форме или содержанию) задачами и упражнениями; стандартными текстовыми задачами, имеющими несколько способов решения или нестандартный способ решения; заданиями, направленными на развитие логического мышления, углубление математических знаний, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Текстовые задачи являются важным средством формирования системы основных математических понятий.  Учащиеся привыкают решать однотипные задачи и теряются при выборе решения нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решая задачу, учащиеся должны не жонглировать числами, а продумывать взаимосвязи между величинами и самостоятельно в обобщенном виде вы страивать и обосновывать ход её решения. Умение анализировать задачу не только развивает мышление и  речь детей, но и формирует у  них такие черты, как самостоятельность, умение продумывать план действий, доказательно рассуждать.

Логические упражнения позволяют ученикам глубже освоить математические отношения и их свойства, а овладение логическими умениями позволит им применять логические приёмы при решении задач.

Требования, которыми я руководствуюсь при подборе заданий:

-соответствие программному материалу, т.е. для решения задач не требуется дополнительных математических знаний;

-соответствие принципу постепенного нарастания сложности задач, что позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе.

      Изучение курса геометрии всегда вызывает у учащихся определённые трудности: непонимание необходимости доказательств, отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения, неумение выстраивать чёткие логические рассуждения, а в старших классах ещё добавляется проблема пространственного мышления.    Поэтому для 7 класса я выбрала элективный курс «Геометрия вокруг нас».  Основной принцип этого курса – метод геометрической наглядности. Ученик познаёт геометрические закономерности через практическую работу с фигурами, измерительными приборами, моделями. При этом рассматриваются проблемы, как из курса планиметрии, так и из курса стереометрии.

            Элективный курс, который я преподаю в 8 классе называется «Процентные расчёты на каждый день». Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

      За основу программы элективного курса по математике в 9 классе, цель которого – подготовка учащихся к ОГЭ, я использую перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверяется при сдаче основного государственного экзамена 2015г. Элективный курс по подготовке к ОГЭ основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Так для подготовки к сдаче ОГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и  геометрии, но и  некоторых тем и разделов курса математики основной и средней школы: проценты (основные задачи на проценты); пропорции (основное свойство пропорции, задачи на составление и решение пропорций); материал курса планиметрии 7 - 9 классов (расположение прямых и плоскости в пространстве). Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где им предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ГИА прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контролируемых вопросов. На консультациях также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ОГЭ.

      Современный ребёнок, как ни прискорбно, вырос не на книгах, а на телевидении и Интернете. Напрягаться он не привык, всё входит в него через подкорку. Тем более важно выработать у ребят навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. Ведь знание, приобретённое не столько памятью, сколько усилием собственной мысли, становится прочным достоянием человека. Потому зачётные работы по курсу проводятся в форме защиты рефератов, которые учащиеся готовят самостоятельно.

       Выбирая элективный курс, учитель должен хорошо обдумать, будет ли интересна и доступна данная программа ему и его ученикам. В задачи элективных курсов не входит работа со слабоуспевающими обучающимися, на предмет дополнительных занятий с целью «исправления» оценок. Но, к сожалению, бывают в классах (и порой их немало) «нематематические» дети. И это не секрет. Ведь отсутствуют же у некоторых людей музыкальный слух или художественные способности. А государственные стандарты для всех едины, и всем для получения аттестата надо пройти порог ЕГЭ. Поэтому, чтобы добиться качественного результата на контрольной работе или зачёте, учителю ежедневно приходится дифференцировать работу с учащимися, что, конечно, непросто. Проблему помогают решить дополнительные консультации с отдельными группами школьников, которые учителя проводят, не считаясь с личным временем.

     Существует психологический факт, что человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и до 90% того, что делает. Поэтому в основе всего познания должна лежать активная деятельность. Нет деятельности – нет мышления. И задача учителя – умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность.

   Считаю, что элективные курсы не только усиливают интерес детей к математике как к предмету школьной программы, но и как к науке. Посещая занятия элективных курсов, старшеклассники знакомятся с различными методами решения задач (например, с методами решения задачи с модулем), овладевают полезными умениями, навыками и приемами. При организации занятий я широко использую групповую и парную работу, привлекая учащихся к открытию «новых способов решения задач курса», что позволяет мне значительно активизировать самостоятельную работу школьников и их учебно-познавательную деятельность.    В результате этого у учащихся формируется более высокий уровень математической подготовки, развиваются умения анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педаго...

Статья "УРОК КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья написана по материалам доклада, с которым я выступала на Международной научно-практической конференции "Уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО)" ...

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

Педсовет“Современный урок- как основа эффективного и   качественного образования» План проведения педсовета1.     Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему о...

"Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Сравнение традиционного урока и урок современного типа, определение критериев эффективности современного урока....