Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка
статья на тему

Пономаренко Регина Равилевна

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка

Учитель  английского языка СОШ №175

Советского района г.Казани

Пономаренко Регина Равилевна

Постепенно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в состоянии поиска. Как избежать монотонности и рутины? Что можно сделать, чтобы заинтересовать ученика своим предметом, чтобы ученик понимал необходимость изучения иностранного языка в современном поликультурном мире?

За рубежом очень популярно обучение в сотрудничестве и практически все Британские учебники основаны на данном принципе обучения. Обучение в сотрудничестве - это структурированная организация обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек), в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а, не потребляя их в уже готовом виде.

Лозунг данной технологии: «От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех».

Почему же обучение в Сотрудничестве так популярно за рубежом? Предлагаем вашему вниманию сравнение традиционного урока и современного урока:

Традиционный урок

Современный урок

- обучение (натаскивание) для экзаменов;

- обучение для компетенций;

- индивидуальное учение (соревнование);

- обучение в сотрудничестве;

- в центре – учитель;

-в центре – ученик;

«сильные» и «слабые»

- Равенство (равномерное участие всех учеников)

Плюсы структур Обучения в Сотрудничестве:

Академический успех;

Развитие критического мышления;

Вербализация знаний;

Развитие чувства толерантности;

Социализация;

Возрастание симпатии по отношению к учителю, классу, предмету;

Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает современная методика обучения, которая активно внедряется в Республике Татарстан с 2012 года Министерством образования и науки РТ совместно с Сингапурской компанией Educare  и все из нас имели возможность познакомиться с отдельными структурами данной методики в течение двух тренингов.

 Можно спорить о том, использовать данную методику на своих уроках или нет, но, не попробовав, мы не можем утверждать хорошо это или плохо.

Я хотела бы поделиться некоторыми приемами, которые я использую на своих уроках.

 Во-первых, чтобы взаимодействие учащихся  было организовано быстро и без суеты, я использую так называемый  Clock Buddies  (свидание в определенное время).  Вы ,наверное помните, что мы рисовали циферблат и назначали себе встречи с партнерами на 12, 3, 6, 9 часов, но можно заполнить на все 12 часов, тогда CLOCK BUDDIES  можно будет использовать до конца четверти или полугодия. Эти часики я храню у себя, и всякий раз, когда нужно организовать парную или групповую работу , я достаю эти часики и пары или группы уже готовы.

Далее, очень эффективный прием, который я применяю на своих урок,ах, это структура quiz-quiz-trade (спроси-спроси-обменяйся карточками).

Я заранее готовлю карточки для каждого ученика с вопросами и ответами по нужной теме.  Напомню, как выполняется данная структура. Получив карточки, ученики встают, находят ближайшую пару. Партнер А задает вопрос партнеру В.  Ученик Б отвечает. Если он ответил правильно, то он его хвалит, если неверно, то партнер А дает ему подсказку. Если после подсказки ответ неверный, то партнер А должен научить партнера В. После этого переспрашивает и хвалит за правильный ответ. Хвалить – это социальный навык. Далее они меняются ролями, чем мы добиваемся равного участия. Ученик Б проделывает те же шаги. И в конце, ключевой момент - ученики должны обязательно обменяться карточками, что бы не повторить один и тот же вопрос несколько раз. Далее они прощаются и ищут себе нового партнера. Так за короткое время 7-10 минут можно повторить 7-8 вопросов.

Эта структура очень эффективна, когда нужно закрепить или повторить какой-либо материал, блок, тему. Так ,например, эту структуру я использую при отработке называния времени, т.к. всегда сложно запомнить, как проговаривать правильно на английском языке без 15 минут 6 или 15 минут третьего. Или данную структуру я использую при повторении 3-х форм неправильных  глаголов. Ученикам очень нравится этот прием.

Еще одна структура, которая называется Corners (углы). Эта структура помогает ученикам научиться ценить разность точек зрения и идей, а так же великолепная возможность для развития мышления  учеников. Например, при изучении темы «Защита окружающей среды» в 8 классе, я  предлагаю альтернативы для 4х углов комнаты. «Если бы вы были министром экологии, какую проблему вы решали в первую очередь?( Переработка мусора. Защита исчезающих животных. Загрязнение воздуха.  Загрязнение вод) Ученики выбирают себе углы, подходят к своему углу, выбирают партнера, который стоит рядом с ним  и обсуждают причину своего выбора. Всегда необходимо устанавливать время, для выполнения заданий, н-р каждый партнер говорит по 30 сек. Далее учитель выбирает несколько учеников из каждого угла, чтобы они поделились мыслями своего партнера. Если позволяет время, то можно предложить встать в пары с партнерами не из их угла, тогда они услышат мнения по другой проблеме.

Чтобы научить детей совместной деятельности, предлагаю использовать специальные памятки.  Памятка – это словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное задание. Предъявляется памятка непосредственно перед началом работы над новым заданием. Ученик (сначала под руководством учителя) сверяет каждый свой «шаг» с памяткой и постепенно овладевает алгоритмом работы. Далее используется метод обучения в сотрудничестве, т.е. дети помогают, друг другу контролировать ход действий пока памятка не становится лишней.

Используя структуры данной методики, мы соблюдаем 4 основных принципа: позитивная взаимозависмость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие.

Существует мнение, что сингапурская методика неэффективна, т.к. требует особого расположения парт в кабинете, шумно, затрачивается много времени, трудно оценивать работу каждого ученика и т.д. Но совсем не обязательно передвигать парты, шум исчезнет, когда дети привыкнуть выполнять структуры, а учитель будет давать четкие установки, после которых уже не последует лишних вопросов. Каждую структуру можно адаптировать к классу и систематически использовать в работе. Достаточно одной или двух структур на уроке, все зависит от целей, которые мы ставим на уроке, но это значительно повысит интерес учащихся к изучению предмета, т.к. они увидят свою значимость на уроке и практическую ценность знания английского языка. 

Существуют так же классические формы организации совместной деятельности школьников для формирования мотивации, которые мы так же используем на уроках. Я перечислю лишь некоторые из них:

  • групповая работа с текстом;
  • использование аутентичных видеокурсов (“Family Albom” который, на примере семьи Стюарт знакомит с современной американской культурой, традициями, взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к особенностям американского варианта английского языка, после просмотра эпизода, следует работа с лексикой и далее драматизация в группах
  • компьютерные презентации;
  • проведение диспутов;
  • проведение пресс-конференций;
  • ролевые игры (Ток-шоу «Music in our life”)

Организация совместной деятельности в  сочетании с другими формами обучения достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, боязнь исчезает, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.

К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе – не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют во взрослых, а прежде всего, учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.

Аннотация         В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе  и в образовании, начинают играть новые информационные...

Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.

Обобщение опыта по теме"Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка."...

Организация учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения

Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...

Формирование самостоятельной деятельности школьников на уроке английского языка

Презентация  дает общирный материал  с яркими примерами для самостоятельной деятельности обучающихся на уроке английского языка....