Выступление на педагогическом совете: "Повышение профессионального мастерства учителя".
опыты и эксперименты на тему

Мастанова Хураман Джафар кызы

В этом выступлении на педагогическом совете говорилось, об уровне профессионального мастерства учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

                          Выступление на педагогическом совете

                       

                     «Повышение    профессионального    мастерства учителя»                                          

     Уровень профессионального мастерства современного учителя определяется следующими основными параметрами:

личностные качества учителя, правильное понимание целей и задач педагогической деятельности, формирование мотивации учебной деятельности, уровень обеспечения информационной основы деятельности, знание  нормативных документов, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, организация учебной деятельности.

      Личностные качества – это общая культура учителя, отношение к людям, способность организовать свою работу, сохранять самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой, умение находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося, умение анализировать причины поступков и поведения обучающихся.

      Не менее важно учителю правильно понимать цели и задачи педагогической деятельности. Это умение ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, умение вовлекать их в процесс постановки целей и задач урока.

      Формирование мотивации учебной деятельности включает умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету, дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех, умение активизировать творческие возможности обучающихся, создавать условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания  по предмету.

       Готовясь к урокам, надо определить какой дополнительный материал можно привлечь, чтобы повысить интерес учащихся к занятиям. Это могут быть художественные произведения, мемуары, дополнительный справочный, биографический материал. Активно использую интегративные уроки. Они позволяют за счет обеспечения межпредметных связей усилить знания учащихся, придать им универсальный характер, позволяют глубже изучить и понять историю.

       Исследовательская деятельность раскрывает творческий потенциал учащихся, это совместная работа ученика и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого формируется научное мировоззрение.

            Большое внимание в организации исследовательской работы учащихся уделяю анализу исторических документов. Работа с первоисточниками дает возможность детям получить информацию не в готовом виде, а научиться добывать ее самостоятельно. С этой целью мной составлена памятка для учащихся «Как работать с историческими документами»  

 Важным принципом работы со способными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли учителя. Они заходят на сайты ведущих вузов России, находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними самостоятельно. В случае появления трудностей выполняем задания совместно. В кабинете истории сформирован банк данных заданий повышенной сложности и наиболее подготовленные учащиеся уже в старших классах в курсе того, какие требования выставляются ведущими вузами  своим абитуриентам.

Подобной методики работы придерживаемся при подготовке к различным олимпиадам. Подготовку предметным олимпиадам начинаем не за месяц до их проведения, а проводим в течение всего учебного года. Следствием этого является успешное участие детей в окружных и региональных олимпиадах, в различных предметных конкурсах.

       Передо мной ежегодно встает вопрос: как осуществить продуктивную подготовку выпускников к успешной сдачи экзамена. Накопившийся опыт позволяет мне сделать определенные выводы относительно  того, как организовать подготовку к экзамену , например, по обществознанию.

       Моя подготовка к экзамену нового учебного года начинается при получении результатов сдачи экзаменов в июне, ознакомившись с которыми, я анализирую причины неудач, определяю, над какими темами придется поработать больше, какие вопросы и виды заданий вызвали трудность у детей и почему они оказались сложными, выясняю, правильно ли ученики понимают формулировки заданий.

   Для меня эта программа действий на будущий год. По моему мнению, целесообразно проводить повторение изученного материала не только на консультациях, но и на уроках. Организовать работу можно по-разному:

повторять содержание знаний по темам, отрабатывать навыки выполнения различных видов заданий. Очень важно помочь детям обобщать и систематизировать имеющиеся у них знания, для этого я организую с ними консультационную работу, стремясь актуализировать уже изученный материал. Ученики получают опережающее задание: повторить определенный раздел курса ( причем обращаю внимание на основные понятия и положения), выделить и проработать сложные вопросы темы, вызывающие затруднения при изучении и повторении материала, а затем также на консультациях уделяю внимание тем заданиям, при выполнении которых ученики наиболее часто допускают на экзаменах ошибки.

    В ходе проверки работ в целях сравнения и анализа их результативности составляется таблица, где напротив каждой фамилии отмечаю, выполнено (+) или не выполнено (-) задание. Проведя поэлементный анализ можно сделать для себя ряд выводов относительно следующих моментов:

А) какие вопросы и задания наиболее успешно выполнены учащимися, а значит достаточно отработаны и усвоены.

Б) какие задания вызвали затруднения у большинства учеников, поэтому требуется их дальнейшая отработка.

В) как конкретный ученик справился с работой, каков уровень усвоения материала

Г) над какими вопросами целесообразно продолжить индивидуальную работу.

  Работа с таблицей позволяет получить необходимую информацию об уровне обученности  учащихся по теме и планировать дальнейшую работу по подготовке к итоговой аттестации.

   Одним из важных методов обучения, используемый на уроках, это моделирование проблемной ситуации. Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребенка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению истории и обществознания. Например, в курсе обшествознания в старших классах изучается тема Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи». Здесь рассматриваются такие вопросы: Чем грозит современная демографическая ситуация стране? Как увеличение неполных семей влияет на демографическую и социальную ситуацию в обществе?

    В старших классах также применяю лекционно-семинарско-зачетную систему обучения. Подобная система преподавания в сочетании с технологией модульного и блочно- модульного обучения позволяет рационально использовать учебное время.

   Значительную помощь в постоянной работе над повышением своего профессионального уровня оказывают мероприятия, проводимые образовательными центрами района, округа, города ( ежемесячные семинары в НМЦ по теме:»Методические основы подготовки к ЕГЭ», работа в составе предметного жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию, участие в работе I Всероссийского съезда учителей истории и обществознания).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

Выступление на педагогическом совете «Повышение математической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла»

В данной статье речь идёт о способах формирования метапредметных умений и межпредметных связей на уроках математики, истории и обществознания....

Выступление на педагогическом совете "Повышение качества преподаваемых предметов и подготовка обучающихся к прохождению ГИА"

В выступлении говорится о путях повышения качества образования, о ГИА как результате качества образования, о подготовке обучающихся с нарушениями интеллекта к прохождению ГИА...

Профессиональное мастерство учителя и педагогические способности. Диагностика педагогических способностей.

Высшей ступенью педагогической культуры, ее проявление в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профе...