Опыт работы. Обоснование выбора проектной технологии для внедрения в практику
учебно-методический материал на тему

Присяжникова Елена

 

Обоснование выбора проектной технологии для внедрения в практику

 

                               В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство.  В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Перед учителем встает вопрос не только как учить, но и как учить результативно? Поэтому для реализации данных задач в образовательном процессе я использую информационно-коммуникационные технологии в сочетании с современной педагогической технологией группового обучения , а также технологию  развития критического мышления, проектную технологию на уроках истории и обществознания . Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности, с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, порталом информационной поддержки ЕГЭ, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», e.km-school.ru и др. Впоследствии с этими порталами я также познакомила своих учеников, так как  представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это и информация по ЕГЭ и ГИА, тесты – онлайн.

Использование перечисленных технологий значительно расширяет возможности учителя во время урока: делает урок интересным, а  материал доступным. Все это позволяет развивать познавательную активность учащихся, повышать их творческий потенциал,  предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование выбора проектной технологии для внедрения в практику

                В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство.  В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Перед учителем встает вопрос не только как учить, но и как учить результативно? Поэтому для реализации данных задач в образовательном процессе я использую информационно-коммуникационные технологии в сочетании с современной педагогической технологией группового обучения , а также технологию  развития критического мышления, проектную технологию на уроках истории и обществознания. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности, с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, порталом информационной поддержки ЕГЭ, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», e.km-school.ru и др. Впоследствии с этими порталами я также познакомила своих учеников, так как  представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это и информация по ЕГЭ и ГИА, тесты – онлайн.

Использование перечисленных технологий значительно расширяет возможности учителя во время урока: делает урок интересным, а  материал доступным. Все это позволяет развивать познавательную активность учащихся, повышать их творческий потенциал,  предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений.

Описание деятельности по реализации СОТ

 Мной были изучены и апробированы различные виды пректной деятельности. Так в 5 классе при изучении истории Древнего мира мы с учащимися разрабатывали прикладной проект «По следам древних людей». Целью работы было научиться тому, что когда-то открыл древний человек, попробовать все своими руками. В мастерской «первобытного художника» учащиеся с увлечением выцарапывали наскальные рисунки, пробовали создать модель доисторического жилища из «костей» и «шкур» мамонта. Во время изучения  культуры Древнего Египта учащиеся работали над созданием проекта документа, выполненного с помощью иероглифов, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать «клинописью» на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектами и лучше усваивали соответствующий учебный материал. В процессе работы над проектом они «проживали» конкретные ситуации, создавали «исторические продукты».

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах целесообразно, на мой взгляд, разрабатывать разнообразные ролевые и игровые проекты. В этом возрасте, по данным психологов, происходит переход от догматической правильности к критической оценке действительности. Школьники уже умеют самостоятельно работать с дополнитеной информацией: энциклопедиями, справочниками, Интернет – ресурсами. Применение метода проектов на уроках на средней ступени обучения способствовует повышению личной уверенности каждого участника, его самореализации и рефлексии, а также развивает осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий. При изучении истории Древней Руси шестиклассникам было предложено создать проекты дневников выдающихся государственных, политических и культурных деятелей. На данном этапе овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Учащимся 6–7-х классов предлагается, по желанию, принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей. На этом этапе продолжают формироваться предметные и информационные компетенции учащихся и оформляются в определённую систему. Ребята осваивают навыки работы в группе, формируется их готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию.Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. При выполнении проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.

На мой взгляд, как отдельные элементы, так собственно и технологию проекта возможно применять и в конце изучения темы по определенному циклу как один их видов обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну – две недели ребятам объясняется тема и модель анализа проблемы, которая состоит из следующих элементов:

1.        исторический анализ проблемы;

2.        выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы;

3.        разделение изучаемой темы на отдельные вопросы;

4.        поиск и разработка частных задач одной общей проблемы;

5.        предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования проблемы и выявления трудностей  ее решения учащимися в ходе спора намечаются возможные пути решения проблемы, которые обсуждаются в ходе дискуссии.    Так в 8-ом классе был проведен урок по теме: «Итоги и значение Великой Французской буржуазной революции», на котором были использованы элементы проектной технологии. Ученикам было предложено проанализировать два проблемных задания, касающихся значения Французской революции:

•        доказать тезис «Французская революция – отрицательное явление в истории Франции и мировой цивилизации»;

•        доказать тезис «Французская революция – прогрессивное явление в истории Франции и мировой цивилизации».

Были созданы две группы, которые подготовили и защитили проект по каждому тезису. В ходе дискуссии ученики определили, что Французская буржуазная революция имеет как позитивные, так и негативные последствия для развития Франции и мировой цивилизации.

Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. К 10-11 классу учащиеся психологически готовы к принятию новой социальной роли и позиции. Происходит становление личностной и гражданской позиции, формирование чувства значимости, способности к самообразованию, готовности к ответственным соицальным отношениям. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”.Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности. Выбор темы определялся следующими факторами:

  • рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
  •  исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно ориентированных знаний;
  •  возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений; события недавно завершившегося XX века теперь интересно осмыслить и обобщить;
  • разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
  • работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

Конечным продуктом проекта стали доклады и презентации одиннадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цель: создать целостное представление об истории России XX века.

Задачи проекта:

  • выяснить связи между историей семьи и историей страны;
  • повысить интерес к изучению истории;
  • вызвать чувство гордости за своих предков;
  • формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Работа над проектом была разделена на шесть этапов.

1.Информационный.        Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.Плановый.        Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач,структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.Поисковый.        Сбор и анализ информации, работа с источниками.

4.Обобщающий. Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.Этап представления и защиты проекта.        Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.Аналитический.        Рефлексия.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проектной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное - способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.По ходу работы над проектами у учеников возникали трудности при постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям требовалась поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.По итогам работы одиннадцатиклассники представили проекты под общим названием “XX век в истории России и моей семьи. Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, учащимся было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Одни освещали время Перестройки, другие годы брежневского “застоя”, годы Великой Отечественной войны, весь XX век. Ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д. При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: «Что вам дала проектная деятельность на уроках истории?» Суммируя ответы, можно отметить следующее:

  •  изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
  •  они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;
  • в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;
  • работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
  • многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.

Проектную технологию я применяю не только при обобщении и систематизации знаний, но и при изучении нового материала, контроля знаний, а также во внеурочной деятельности. Так, например, при изучении  темы «Российская государственная символика»  (в рамках  спецкурса) я предлагаю учащимся выполнить проект в контексте данной темы.  Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувствособственного достоинства и уверенность в себе без уважения к истории Отечества. Ознакомление с важнейшими государственными символами: гербом, флагом, гимном нашей страны -  является важной частью общей системы гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся. Современные образовательно-воспитательные программы подчеркивают особую значимость построения гражданского общества, в свете чего задачей образования становится воспитание детей гражданами России и формирование у них чувства сопричастности к судьбе своей Родины, что возможно, в том числе, и через изучение государственной символики. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Цель проекта: формирование у учащихся чувства сопричастности к судьбе своей Родины через пропогандирование российской государственной символики.

Задачи проекта:

Образовательные и развивающие:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • приобретение навыков групповой работы

Воспитательная:

  • формирование гражданских и патриотических чувств, уважительного отношения школьников к государственным символам России, к ее многовековой истории, воспитание чувства гордости за Отечество.

Структура тематики проекта

Центральное понятие и тема «Государственная символика», которая складывается из подтем: «История возникновения Российского герба», «История возникновения Российского флага и гимна», «История возникновения Российского флага»,  «Современная символика РФ».

Соответственно, определены основные вопросы, которые будут изучаться, разрабатываться  и освещаться при защите проекта в рабочих группах.

Задание группам

Сбор информации, анализ и составление текста по вышеперечисленным темам и оформление конечного результата в буклеты, публикации, мультимедийную презентацию.

Формирование групп и распределение тем.

Этапы и время работы над проектом

1.Запуск проекта. Постановка цели, выбор темы, выявление проблемы, формулировка задач, формирование рабочих групп. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов исследования. Составление плана работы, распределение обязанностей.  Консультации.

2.Самообразование и актуализация знаний. Определение источников информации. Сбор информации. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и т.д. Анализ информации. Составление структуры документа группы. Консультации.

3.Оформление проектного задания. «Материализация» проекта. Подготовка выступления для защиты проекта. Консультации.

4.Обобщение результатов и выводов – защита проектов: цель проекта, выступление групп, дискуссия, выводы. Оценивание процесс  и результатов.  Анализ успехов и ошибок.

Таким образом, проектная технология создает условия для творческой, самостоятельной деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, что побуждает ребят проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию, самоорганизации и самореализации.

Результативность внедрения проектной технологии

В аналитической справке я представляю результативность своей педагогической деятельности  за период с 2011 по 2015 г. Практика показывает, что применение на уроках истории и обществознания проектной технологии активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиться высоких результатов обучения,  решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал. Наблюдение показало, что на уроках, где реализуется пректная технология, учащиеся активны, у них вырабатывается собственный взгляд на информацию, и здесь уже не работает схема «это - верно, а это – неверно». В классе преобладают партнерские, доверительные отношения между учителем и учащимися, которые, несомненно, влияют на качество усвоения оперативных знаний, рост интеллектуально-познавательных способностей и на формирование ключевых компетенций: коммуникативных, поисковых, информационных, способности к самообучению.

Вывод: использование СОТ способствует повышению познавательного интереса учащихся и росту качества обученности.

    Кроме того, правильно  отобранные наиболее эффективные педагогические технологии для организации занятий способствуют  росту  интереса к предметам истории и обществознанию. Результат - успешное участие обучающихся в предметных конкурсах и олимпиадах, в научно - исследовательских конференциях.

Работа по внедрению СОТ показала, что целенаправленная ориентация педагогической деятельности  на создание условий для формирования социализации школьников, введение элективных курсов «Роль личности в истории» и «Права человека» в учебный план образовательного учреждения позволяют повысить эффективность урока, интерес и мотивацию обучающихся, создать положительную тенденцию в социализации старшеклассников:

  • у выпускников точнее определились профессиональные намерения;

значительно выросла инициатива, самостоятельность, ответственность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Обмен опытом по теме "Успех ученика - это радость учителя" (обоснование выбора образовательных технологий )

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать ...

Обоснование выбора метапредметной технологии в преподавании математики

В прдставленной работе обосновывается выбор в пользу метапредметной технологии в преподавании предмета. Раскрыта актуальность данного выбора. обозначены цели, задачи, принципы метапредметной технологи...

«Опыт работы по организации проектной деятельности по теме «Моя родословная: семейный архив»

Данная работа была представлена на I Всероссийском заочном профессиональном педагогическом Интернет-конкурсе «Творческая педагогическая мастерская» в номинации «Инновации и эксперименты», где заняла ...

Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".

Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения до...

Обоснование выбора образовательных технологий

Для реализации инновационной образовательной программы школы в образовательном процессе использую современные образовательные технологии: Информационно-компьютерные технологии, технология РКМЧП, игров...

Обоснование выбора педагогических технологий

Обоснование выбора педагогических технологийТехнология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология &nd...