Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении
классный час (8, 9 класс) на тему

Согласова Наталия Ивановна

Содержание:

Введение. Проблема сохранения здоровья обучающихся.

1. Теоретические основы педагогического управления здоровьем ребёнка

а)Понятия здоровья, здорового образа жизни, здоровьесберегающего         обучения;

в)Педагогические условия, способствующие формированию здоровьесберегающей среды.

2. Классификация образовательных технологий

а)комплексное использование личностно ориентированных технологий

3. Мониторинг здоровья школьников.

4. Выводы

5. Список рекомендуемой литературы.

 

 

 

 

 

     В современном обществе состояние здоровья подрастающего поколения не только вызывает тревогу, но и становится угрозой национальной безопасности страны. В условиях экологической нестабилизации, экологической напряжённости, на фоне снижения уровня жизни идёт стремительное  ухудшение здоровья детей. Экологическое состояние всей страны, Тулы и области, снижение двигательной активности детей, неправильное и недостаточное питание приводят к нарушению процесса роста, снижению защитных сил организма.

    По данным НИИ «Гигиены и профилактики заболевания детей и учащихся» лишь

14% детей практически здоровы,

50%  имеют функциональные отклонения,

35-40%   хронические заболевания,

примерно 88% школьников находятся в состоянии разной степени психического неблагополучия,

 от 80 до 90% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья.

 

 Сегодня школу захлестнула волна усиления  интеллектуального развития ребёнка. Поэтому велики объём и сложность учебной информации, а процесс обучения характеризуется значительной интенсивностью. Обучение связано с большими нагрузками на организм ребёнка. Это является предпосылкой для таких отклонений здоровья, как

1. нарушение осанки, зрения,
2. повышения артериального давления,
3. ожирение,
4. заболевание сердечно - сосудистой и дыхательных систем,
5. а также характерно сильное переутомление, повышенная невротизация и тревожность.

           Именно поэтому среди важнейших проблем современного образования появляется ещё одна – сохранение здоровья всех тех, кто приобретает знания.

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья детей ещё до того, как они заболеют, а также выявить тенденции, которые бы поддерживали и развивали стремление ребёнка быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом.

1.Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающего принципа государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Об образовании». Однако исследователи отмечают, что в школьном образовании сегодня ещё недостаточно разработана система управления ознакомлением детей с проблемами  формирования, сохранения и укрепления здоровья. Недостаточно разработано содержание базовых знаний по проблемам здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ). У выпускников общеобразовательной школы ещё в недостаточной степени сформировано отношение к здоровью как ценности, у них нет навыков ведения здорового образа жизни, они не способны оценить влияние средовых факторов на здоровье человека.

2.        Важнейший государственный документ «Концепция модернизации Российского образования» предусматривает создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

 

Здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающее обучение

      Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье – это не только статическое состояние, но и динамический процесс

 

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

 

Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакции     ( медицинское определение).

 

 

Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

 

 

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

 

 

Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.

Здоровье в первую очередь зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально – экономическими факторами, историческими, национальными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. 

 

 

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья:

- благоприятное социальное окружение;

- духовно- нравственное благополучие;

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание организма;

- рациональное питание;

-  личная гигиена;

- отказ от вредных пристрастий;

- положительные эмоции

 

Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамичное состояние, обусловленное определённым уровнем специальных знаний, физической культуры, социально – духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и самовоспитания, образования, воплощённых в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

 

Здоровьесберегающее  обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями, направленными на сохранение и совершенствование личного здоровья.

 

Задача школы - содействовать укреплению здоровья путём создания безопасной и благоприятной для здоровья физической, психологической и социальной среды и формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни у обучающихся.

Деятельность эта включает:

1.выработку стратегии формирования оптимальной внутришкольной среды и организации обучения с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, достижения высокой успеваемости;
2.формирование команды из участников образовательного процесса, взаимодействующей с вышестоящими органами и организациями – партнёрами;
3.определение достижимых целей, исходя из точной оценки потребностей детей, родителей и общества;
4.соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения;
5.организация здорового режима учебного дня;
6.внедрение инновационных образовательных программ и технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно- профилактические компоненты;
7.приоритет двигательной активности во всех сферах учебной и внеучебной деятельности;
8.построение учебного процесса на принципах взаимоуважения педагогов и учащихся, развитие коммуникативных связей;
9.эффективную систему медицинского обеспечения; внесение показателей здоровья учащихся и педагогов в перечень показателей эффективности своей работы.

 В связи с этим необходимо учитывать внутришкольные факторы, небезразличные для здоровья учащихся.

Перечень внутришкольных факторов,

 небезразличных для здоровья учащихся

1. Гигиенические условия:

- уровень шума, освещённость, воздушная среда;

-  размер помещений;

- дизайн, цвет стен, качество  используемых стройматериалов;

- мебель: размеры, размещение в помещении;

- видеоэкранные средства;

- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой

  воды, используемой в школе;

- состояние сантехнического оборудования.

2. Учебно – организационные факторы:

- объём учебной нагрузки;

- расписание уроков, распределение нагрузки по дням;

-организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, гимнастики для зрения);

- медицинское обеспечение школы, наличие психолога;

- наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни  учащихся;

- позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

„3.Психолого- педагогические факторы:

- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

- стиль педагогического общения;

- степень реализации учителем индивидуального подхода  к ученикам;

- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;

- личностные психические особенности учителя – его характер, эмоциональные проявления;

- степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;

- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Полную обобщённую  картину представит

паспорт здоровья школы (заполняется директором школы)

  

Педагогические условия, способствующие формированию здоровьесберегающей среды обучения и воспитания ребёнка

Т.И.Шамова, О.А.Шклярова, исследуя различные подходы к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем, определили основные направления деятельности школы, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. Предложено выполнение следующих системных мероприятий, предусматривающих здоровьесберегающую деятельность:

„- организация учебных занятий с учётом изменения умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
„- обеспечение соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям и потребностям школьника;
„-мониторинг состояния физического и психического здоровья, а также особенностей развития детей как показателя уровня их функционального благополучия;
„- использование здоровьесберегающих технологий, в т.ч. и образовательных в педагогической практике;
„- обеспечение соответствия условий пребывания учащихся гигиеническим нормативам и требованиям.
 
„„В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно – развивающее образование, признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребёнка. Формирование здоровьесберегающей среды опирается на педагогические условия, влияющие на успешное протекание педагогического процесса. К данным условиям можно отнести
„- наличие системы диагностики и объективного контроля за здоровьем учащихся;
„- обеспечение материально – пространственной среды для организации воспитательно – оздоровительной деятельности;
„-  формирование знаний в области технологии сохранения, поддержки и укрепления здоровья;
„- наличие единых педагогических требований в системе «ученик- учитель- родитель»;
„- практическая включённость всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;
„Подбор объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии. 
 

В классификации образовательных технологий можно выделить следующие группы:

„- технология управленческой деятельности;
„- технология организации учебного процесса;
„- коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учёбе и поведении;
„- коррекционные технологии для детей с проблемами в умственном и физическом развитии;
„- здоровьесберегающие технологии.
 

Здоровьесберегающие образовательные технологии

„Это совокупность приёмов, форм, методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.
„М.О.Марченко определяет следующие виды здоровьесберегающих технологий:
„-медико – гигиенические (медицинские осмотры, санитарно – гигиеническое просвещение)
„- физкультурно – оздоровительные (физическое развитие учащихся)
„-образовательные;
„- обеспечение безопасности жизнедеятельности.
„Н.К.Смирнов утверждает, что здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого – педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как о ценности.
 
„Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
„Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
„показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
„проявлением и тренировкой познавательной активности;
„показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
„
„Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
 
„Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
„Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
„
„Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
„
„При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
 

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

„создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;
„использование проблемных творческих заданий;
„стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;
„применение заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);
„рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
„Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
„Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
„

Он рассматривает специальные педагогические технологии в обеспечении здоровьесбережения на уроке, наиболее часто испрользуемые учителями:

„- технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения;
„- технология личностно- ориентированного обучения;
„-технология проблемного обучения;
„-технология диалогового обучения;
„-технология рефлексивного обучения;
„- модульное обучение
„Н.К.Смирнов  сформулировал основные принципы здоровьесбережения:
„- непрерывность и преемственность;
„- субъект – субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий;
„- активность – активное включение;
„-комплексный междисциплинарный подход – единство в действиях всех педагогов
 

Пути оптимизации медико-психолого-гигиенических условий обучения.

„Основное направление здоровьесберегающей работы образовательного учреждения связано с конструктивным поиском и реализацией комплекса здоровьесберегающихусловий организации учебно-воспитательного процесса. Основное внимание педагогов привлекают гигиенические мероприятия  по оптимизации режима дня, питания, школьного расписания, двигательной активности ребенка, колористики школьных помещений, качества школьной мебели и интерьеров и проч. Нередко эта деятельность эффективно дополняется работой по улучшению психолого-педагогической среды жизни ребенка –  семейного воспитания, психоэмоционального климата в школе, культуры межличностных отношений. Нередко школа озабочена поиском медицинских средств оптимизации учебно-воспитательного процесса. К сожалению, на этом пути нередко внимание педагогов обращается не к официальной медицине, а довольно некритично - к народным методам, нетрадиционным подходам к оздоровлению (об этом – чуть ниже). Рассмотрим каждое из этих направлений.„Организационно-педагогическая работа по обеспечению оптимальных  гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса – безусловно, важна. Ее цель – оптимизация (повышение) учебной работоспособности школьников, предупреждение инфекционных заболеваний, нарушений зрения и осанки... Это направление – наиболее распространенное в здоровьесберегающей (непедагогической) работе школы из-за высокого уровня разработанности гигиенических технологий и из-за того, что оно практически не затрагивает сам учебный процесс. Кроме того, влияние питания, режима, двигательной активности ребенка на его работоспособность очевидно, потому и хорошо понимается педагогами. Однако результаты такой работы не всегда устраивают учителей: «Каждый день делаем физкультминутки, уж каких только интересных упражнений не насобирали, а дети, все равно, сильно устают. В конце года совсем перестали работать».
„„Причин тщетности больших ожиданий от санитарно-гигиенической работы может быть несколько.
„Во-первых, недостаточный профессионализм в вопросах гигиены. Так, при кажущейся простоте использования тех же физкультминуток неправильный подбор упражнений или выполнение всеми детьми класса одинаковых упражнений в одном темпе, как минимум, может не принести  пользы.
„Во-вторых, не всегда учитывается фактор отношений между участниками образовательного процесса, то есть, психо-эмоциональный фон в классе, который не подлежит гигиеническому нормированию. Известно, что если ребенок занят интересным делом, то даже не в очень комфортных условиях он может работать долго, без перерывов, не устать, остаться бодрым и удовлетворенным. И наоборот, труд, в которой ребенок не видит смысла, или результаты которого остаются низкими, несмотря на затрату больших усилий, психологически отторгается ребенком, нервирует его и быстро утомляет. И тут не поможет ни евроремонт, ни съеденная котлета, ни «два притопа, три прихлопа».
„

Мониторинг здоровья школьников

„Мониторинг – постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату;
„- постоянное определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы.
„Индикаторы (возможный вариант, характеризующий динамику здоровья:
„Соответствие запросу родителей и учащихся 1,4,9,11 классов деятельности ОУ по сохранению здоровья учащихся.
„Соотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье до поступления в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет.
„Доля учащихся, изучающих физкультуру в соответствии с группой здоровья.
„Доля учащихся, изучающих программы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости, наркомании и СПИДа.
„Количество случаев травматизма в школе во время учебно – воспитательного процесса.
„Заболеваемость в днях на 1 учащегося ( за исключением хронически больных детей и детей, находящихся на индивидуальном обучении)
„Доля часто болеющих детей( за исключением хронически больных детей и детей, находящихся на индивидуальном обучении)
„Наличие лагеря с дневным пребыванием детей, оздоровительной площадки
„

 

Мониторинг «Здоровье учеников в режиме дня школы»

Цель: выявить состояние и уровень здоровья учеников в режиме школьного дня.

Задачи:

„Определить самочувствие учеников.
„Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье учеников.
„Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье учеников.

Объект исследования: система УВП в школе.

Рабочая гипотеза: Если в школе соблюдаются санитарно- гигиенические нормы, проводится системная физкультурно – оздоровительная работа, работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведётся пропаганда здорового образа жизни, организуется рациональное питание, то всё это улучшает самочувствие и здоровье учащихся.

Методы исследования:

наблюдение, анкетирование, хронометрирование

Проведение наблюдений

1.   Анализ классного журнала: а) общее число отсутствующих; б) из них по болезни

2.   Анализ документации школьного врача:

а) вид заболевания                 Число учащихся

ОРЗ

Грипп

Травмы и др.

б) освобождение по болезни от физкультуры:

на длительный срок                     Временно

3.   Анализ санитарно- гигиенического состояния школы: а) спортивный зал, б) столовая, в) классная комната, г) рекреация.

4.   Учитываются: качество уборки, освещённость, тепловой и воздушный режим, подбор мебели.

„
 
 

Анкета для учащихся

Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенства

1.Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни или по каким другим причинам?

а) из-за простудных заболеваний

б) из-за отсутствия закалки

в) по другим причинам

2. Делаешь ли утром физическую зарядку?

3. Занимаешься на уроке физической культуры?

а) с полной отдачей

б) без желания

в) лишь бы не ругали

4. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?

5. Занимаешься ли спортом длительно?

а) в школьной секции

б) в спортивной школе

6. Оцени степень усталости на уроках сегодня

а) на математике

б) на физкультуре

в) на истории

г) на химии

д) на физике

7. Были ли физминутки на ваших уроках?

Анкета для родителей

Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье ребёнка

1. Как часто болеет ваш ребёнок и по каким причинам?

а) каждый месяц

б) раз в год и реже

в) раз в четверть

2. Оцените значимость физической зарядки для здоровья Вашего ребёнка.

3. Оцените выполнение физзарядки вашим ребёнком

4. Оцените соблюдение им режима дня в школе

5. Оцените выполнение режима вашим ребёнком дома

6. Отметьте влияние уроков физической культуры на здоровье вашего ребёнка

7. Оцените участие Вашего ребёнка на внеклассные спортивные мероприятия

„Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
„

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение. Проблема сохранения здоровья обучающихся.

1. Теоретические основы педагогического управления здоровьем ребёнка

а)Понятия здоровья, здорового образа жизни, здоровьесберегающего         обучения;

в)Педагогические условия, способствующие формированию здоровьесберегающей среды.

2. Классификация образовательных технологий

а)комплексное использование личностно ориентированных технологий

3. Мониторинг здоровья школьников.

4. Выводы

5. Список рекомендуемой литературы.

     В современном обществе состояние здоровья подрастающего поколения не только вызывает тревогу, но и становится угрозой национальной безопасности страны. В условиях экологической нестабилизации, экологической напряжённости, на фоне снижения уровня жизни идёт стремительное  ухудшение здоровья детей. Экологическое состояние всей страны, Тулы и области, снижение двигательной активности детей, неправильное и недостаточное питание приводят к нарушению процесса роста, снижению защитных сил организма.

    По данным НИИ «Гигиены и профилактики заболевания детей и учащихся» лишь

14% детей практически здоровы,

50%  имеют функциональные отклонения,

35-40%   хронические заболевания,

примерно 88% школьников находятся в состоянии разной степени психического неблагополучия,

 от 80 до 90% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья.

 Сегодня школу захлестнула волна усиления  интеллектуального развития ребёнка. Поэтому велики объём и сложность учебной информации, а процесс обучения характеризуется значительной интенсивностью. Обучение связано с большими нагрузками на организм ребёнка. Это является предпосылкой для таких отклонений здоровья, как

1. нарушение осанки, зрения,

2. повышения артериального давления,

3. ожирение,

4. заболевание сердечно - сосудистой и дыхательных систем,

5. а также характерно сильное переутомление, повышенная невротизация и тревожность.

           Именно поэтому среди важнейших проблем современного образования появляется ещё одна – сохранение здоровья всех тех, кто приобретает знания.

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья детей ещё до того, как они заболеют, а также выявить тенденции, которые бы поддерживали и развивали стремление ребёнка быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом.

1.Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающего принципа государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Об образовании». Однако исследователи отмечают, что в школьном образовании сегодня ещё недостаточно разработана система управления ознакомлением детей с проблемами  формирования, сохранения и укрепления здоровья. Недостаточно разработано содержание базовых знаний по проблемам здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ). У выпускников общеобразовательной школы ещё в недостаточной степени сформировано отношение к здоровью как ценности, у них нет навыков ведения здорового образа жизни, они не способны оценить влияние средовых факторов на здоровье человека.

2.        Важнейший государственный документ «Концепция модернизации Российского образования» предусматривает создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

Здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающее обучение

      Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье – это не только статическое состояние, но и динамический процесс

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакции     ( медицинское определение).

Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.

Здоровье в первую очередь зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально – экономическими факторами, историческими, национальными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья:

- благоприятное социальное окружение;

- духовно- нравственное благополучие;

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание организма;

- рациональное питание;

-  личная гигиена;

- отказ от вредных пристрастий;

- положительные эмоции

Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамичное состояние, обусловленное определённым уровнем специальных знаний, физической культуры, социально – духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и самовоспитания, образования, воплощённых в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающее  обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями, направленными на сохранение и совершенствование личного здоровья.

Задача школы - содействовать укреплению здоровья путём создания безопасной и благоприятной для здоровья физической, психологической и социальной среды и формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни у обучающихся.

Деятельность эта включает:

1.выработку стратегии формирования оптимальной внутришкольной среды и организации обучения с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, достижения высокой успеваемости;

2.формирование команды из участников образовательного процесса, взаимодействующей с вышестоящими органами и организациями – партнёрами;

3.определение достижимых целей, исходя из точной оценки потребностей детей, родителей и общества;

4.соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения;

5.организация здорового режима учебного дня;

6.внедрение инновационных образовательных программ и технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно- профилактические компоненты;

7.приоритет двигательной активности во всех сферах учебной и внеучебной деятельности;

8.построение учебного процесса на принципах взаимоуважения педагогов и учащихся, развитие коммуникативных связей;

9.эффективную систему медицинского обеспечения; внесение показателей здоровья учащихся и педагогов в перечень показателей эффективности своей работы.

 В связи с этим необходимо учитывать внутришкольные факторы, небезразличные для здоровья учащихся.

Перечень внутришкольных факторов,

 небезразличных для здоровья учащихся

1. Гигиенические условия:

- уровень шума, освещённость, воздушная среда;

-  размер помещений;

- дизайн, цвет стен, качество  используемых стройматериалов;

- мебель: размеры, размещение в помещении;

- видеоэкранные средства;

- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой

  воды, используемой в школе;

- состояние сантехнического оборудования.

2. Учебно – организационные факторы:

- объём учебной нагрузки;

- расписание уроков, распределение нагрузки по дням;

-организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, гимнастики для зрения);

- медицинское обеспечение школы, наличие психолога;

- наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни  учащихся;

- позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

„3.Психолого- педагогические факторы:

- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

- стиль педагогического общения;

- степень реализации учителем индивидуального подхода  к ученикам;

- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;

- личностные психические особенности учителя – его характер, эмоциональные проявления;

- степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;

- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Полную обобщённую  картину представит

паспорт здоровья школы (заполняется директором школы)

  

Педагогические условия, способствующие формированию здоровьесберегающей среды обучения и воспитания ребёнка

Т.И.Шамова, О.А.Шклярова, исследуя различные подходы к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем, определили основные направления деятельности школы, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. Предложено выполнение следующих системных мероприятий, предусматривающих здоровьесберегающую деятельность:

„- организация учебных занятий с учётом изменения умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;

„- обеспечение соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям и потребностям школьника;

„-мониторинг состояния физического и психического здоровья, а также особенностей развития детей как показателя уровня их функционального благополучия;

„- использование здоровьесберегающих технологий, в т.ч. и образовательных в педагогической практике;

„- обеспечение соответствия условий пребывания учащихся гигиеническим нормативам и требованиям.

„„В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно – развивающее образование, признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребёнка. Формирование здоровьесберегающей среды опирается на педагогические условия, влияющие на успешное протекание педагогического процесса. К данным условиям можно отнести

„- наличие системы диагностики и объективного контроля за здоровьем учащихся;

„- обеспечение материально – пространственной среды для организации воспитательно – оздоровительной деятельности;

„-  формирование знаний в области технологии сохранения, поддержки и укрепления здоровья;

„- наличие единых педагогических требований в системе «ученик- учитель- родитель»;

„- практическая включённость всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;

„Подбор объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии. 

В классификации образовательных технологий можно выделить следующие группы:

„- технология управленческой деятельности;

„- технология организации учебного процесса;

„- коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учёбе и поведении;

„- коррекционные технологии для детей с проблемами в умственном и физическом развитии;

„- здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

„Это совокупность приёмов, форм, методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.

„М.О.Марченко определяет следующие виды здоровьесберегающих технологий:

„-медико – гигиенические (медицинские осмотры, санитарно – гигиеническое просвещение)

„- физкультурно – оздоровительные (физическое развитие учащихся)

„-образовательные;

„- обеспечение безопасности жизнедеятельности.

„Н.К.Смирнов утверждает, что здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого – педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как о ценности.

„Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

„Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

„показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

„проявлением и тренировкой познавательной активности;

„показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

„Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

„Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

„Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

„Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

„При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

„создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

„использование проблемных творческих заданий;

„стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

„применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

„рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

„Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

„Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Он рассматривает специальные педагогические технологии в обеспечении здоровьесбережения на уроке, наиболее часто испрользуемые учителями:

„- технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения;

„- технология личностно- ориентированного обучения;

„-технология проблемного обучения;

„-технология диалогового обучения;

„-технология рефлексивного обучения;

„- модульное обучение

„Н.К.Смирнов  сформулировал основные принципы здоровьесбережения:

„- непрерывность и преемственность;

„- субъект – субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий;

„- активность – активное включение;

„-комплексный междисциплинарный подход – единство в действиях всех педагогов

Пути оптимизации медико-психолого-гигиенических условий обучения.

„Основное направление здоровьесберегающей работы образовательного учреждения связано с конструктивным поиском и реализацией комплекса здоровьесберегающихусловий организации учебно-воспитательного процесса. Основное внимание педагогов привлекают гигиенические мероприятия  по оптимизации режима дня, питания, школьного расписания, двигательной активности ребенка, колористики школьных помещений, качества школьной мебели и интерьеров и проч. Нередко эта деятельность эффективно дополняется работой по улучшению психолого-педагогической среды жизни ребенка –  семейного воспитания, психоэмоционального климата в школе, культуры межличностных отношений. Нередко школа озабочена поиском медицинских средств оптимизации учебно-воспитательного процесса. К сожалению, на этом пути нередко внимание педагогов обращается не к официальной медицине, а довольно некритично - к народным методам, нетрадиционным подходам к оздоровлению (об этом – чуть ниже). Рассмотрим каждое из этих направлений.„Организационно-педагогическая работа по обеспечению оптимальных  гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса – безусловно, важна. Ее цель – оптимизация (повышение) учебной работоспособности школьников, предупреждение инфекционных заболеваний, нарушений зрения и осанки... Это направление – наиболее распространенное в здоровьесберегающей (непедагогической) работе школы из-за высокого уровня разработанности гигиенических технологий и из-за того, что оно практически не затрагивает сам учебный процесс. Кроме того, влияние питания, режима, двигательной активности ребенка на его работоспособность очевидно, потому и хорошо понимается педагогами. Однако результаты такой работы не всегда устраивают учителей: «Каждый день делаем физкультминутки, уж каких только интересных упражнений не насобирали, а дети, все равно, сильно устают. В конце года совсем перестали работать».

„„Причин тщетности больших ожиданий от санитарно-гигиенической работы может быть несколько.

„Во-первых, недостаточный профессионализм в вопросах гигиены. Так, при кажущейся простоте использования тех же физкультминуток неправильный подбор упражнений или выполнение всеми детьми класса одинаковых упражнений в одном темпе, как минимум, может не принести  пользы.

„Во-вторых, не всегда учитывается фактор отношений между участниками образовательного процесса, то есть, психо-эмоциональный фон в классе, который не подлежит гигиеническому нормированию. Известно, что если ребенок занят интересным делом, то даже не в очень комфортных условиях он может работать долго, без перерывов, не устать, остаться бодрым и удовлетворенным. И наоборот, труд, в которой ребенок не видит смысла, или результаты которого остаются низкими, несмотря на затрату больших усилий, психологически отторгается ребенком, нервирует его и быстро утомляет. И тут не поможет ни евроремонт, ни съеденная котлета, ни «два притопа, три прихлопа».

Мониторинг здоровья школьников

„Мониторинг – постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату;

„- постоянное определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы.

„Индикаторы (возможный вариант, характеризующий динамику здоровья:

„Соответствие запросу родителей и учащихся 1,4,9,11 классов деятельности ОУ по сохранению здоровья учащихся.

„Соотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье до поступления в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет.

„Доля учащихся, изучающих физкультуру в соответствии с группой здоровья.

„Доля учащихся, изучающих программы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости, наркомании и СПИДа.

„Количество случаев травматизма в школе во время учебно – воспитательного процесса.

„Заболеваемость в днях на 1 учащегося ( за исключением хронически больных детей и детей, находящихся на индивидуальном обучении)

„Доля часто болеющих детей( за исключением хронически больных детей и детей, находящихся на индивидуальном обучении)

„Наличие лагеря с дневным пребыванием детей, оздоровительной площадки

Мониторинг «Здоровье учеников в режиме дня школы»

Цель: выявить состояние и уровень здоровья учеников в режиме школьного дня.

Задачи:

„Определить самочувствие учеников.

„Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье учеников.

„Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье учеников.

Объект исследования: система УВП в школе.

Рабочая гипотеза: Если в школе соблюдаются санитарно- гигиенические нормы, проводится системная физкультурно – оздоровительная работа, работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярный профилактический осмотр медицинскими работниками, ведётся пропаганда здорового образа жизни, организуется рациональное питание, то всё это улучшает самочувствие и здоровье учащихся.

Методы исследования:

наблюдение, анкетирование, хронометрирование

Проведение наблюдений

1.   Анализ классного журнала: а) общее число отсутствующих; б) из них по болезни

2.   Анализ документации школьного врача:

а) вид заболевания                 Число учащихся

ОРЗ

Грипп

Травмы и др.

б) освобождение по болезни от физкультуры:

на длительный срок                     Временно

3.   Анализ санитарно- гигиенического состояния школы: а) спортивный зал, б) столовая, в) классная комната, г) рекреация.

4.   Учитываются: качество уборки, освещённость, тепловой и воздушный режим, подбор мебели.

Анкета для учащихся

Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенства

1.Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни или по каким другим причинам?

а) из-за простудных заболеваний

б) из-за отсутствия закалки

в) по другим причинам

2. Делаешь ли утром физическую зарядку?

3. Занимаешься на уроке физической культуры?

а) с полной отдачей

б) без желания

в) лишь бы не ругали

4. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?

5. Занимаешься ли спортом длительно?

а) в школьной секции

б) в спортивной школе

6. Оцени степень усталости на уроках сегодня

а) на математике

б) на физкультуре

в) на истории

г) на химии

д) на физике

7. Были ли физминутки на ваших уроках?

Анкета для родителей

Цель: изучить мнение родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье ребёнка

1. Как часто болеет ваш ребёнок и по каким причинам?

а) каждый месяц

б) раз в год и реже

в) раз в четверть

2. Оцените значимость физической зарядки для здоровья Вашего ребёнка.

3. Оцените выполнение физзарядки вашим ребёнком

4. Оцените соблюдение им режима дня в школе

5. Оцените выполнение режима вашим ребёнком дома

6. Отметьте влияние уроков физической культуры на здоровье вашего ребёнка

7. Оцените участие Вашего ребёнка на внеклассные спортивные мероприятия

„Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ обще...

Перспектива формирования культуры здоровья учащихся в образовательном учреждении.

В статье раскрываются направления по формированию культуры здоровья детей в образовательных учреждениях...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

"Социальное сопровождение профилактической работы в образовательном учреждении закрытого типа"

Профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ  обучающимися образовательных  организаций, проблема  сохранения здоровья  обучающихся, привитие навыков здорового обр...

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивног...