Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС
опыты и эксперименты на тему

Соловьёва Ирина Касимовна

Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации  ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одарённые дети24.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одарёнными детьми

как один из механизмов повышения качества образования

в условиях внедрения ФГОС»

Первый вопрос, который возник у меня при подготовке к выступлению, связан с термином «одарённые дети». Словари и Интернет дают разные толкования этого понятия. Так, в Википедии читаем:

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники ещё учатся в школе; одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

Другие словари соотносят слово «одарённый» со словами «талантливый», «даровитый», «способный».

Вероятно, поэтому существуют две крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Признаю вторую точку зрения, но в работе исхожу из первой. Вундеркинды встречаются нечасто, а работать хочется с талантливыми детьми!

Меня попросили рассказать о своём опыте работы, поделиться тайнами мастерства, показать фрагмент урока или ещё как-то представить тему. Видимо, я разочарую, потому что работаю по интуиции. К результатам, которые имеют мои ученики, мы пришли задолго до внедрения ФГОС ООО, но, как оказывается, мы используем приёмы, «модные» сегодня.

Я действительно считаю, что каждый ребёнок по-своему талантлив, надо только дать возможность этим талантам раскрыться. Как?

 Не мешать!  Верить! Ждать!

Искренне любить свою работу, но не себя в работе, а детей, которых нам доверили.

Попытаться подружиться  с детьми, быть с ними искренними, завоевать их доверие.

Постоянно самосовершенствоваться, идти вперёд, быть интересными самим себе и своим ученикам.

Уметь увлечь, помочь поверить в свои возможности.

Восхищаться успехами детей, не замечать мелкие ошибки, признавать их таланты.

Давать идти уроку так, как этого требует конкретная ситуация, слышать желания детей, не останавливать их вдохновение.

Позволить детям самим организовывать учебное пространство, спрашивать их совета в планировании работы, учитывать их настроение, доверять их выбору.

Дать им свободу творчества!

Что конкретно делаем мы на уроках? Приёмы «Ставлю лайк» и «Аплодисменты», о которых я рассказывала в прошлом году, работают по сей день. Для детей очень важно услышать слова одобрения за проделанную работу, получить свою минуту славы, когда мы аплодируем успехам. Ребята привыкли, что они не просто получают знания, но и оценивают выступления одноклассников, подчёркивая положительные моменты и подсказывая, что можно было бы сделать лучше, предлагают свои варианты решения той или иной проблемы. Ребята, конечно, сопоставляют ответы разных учеников между собой, со своими ответами, но знают, как важно оценивать новые достижения одноклассника по сравнению с его достижениями прошлыми, себя сегодня и себя вчера.

По-прежнему в ходу работа в группах, индивидуальные задания. В 11классах давно практикую такую работу: распределяю темы по литературе (по желанию детей или по своему усмотрению, по 1 ученику или в группах, группы создают дети или я предлагаю свой состав группы), ребята готовятся, выступают, одноклассники оценивают, высказываются, задают вопросы, добавляют, рекомендуют оценку. Мне остаётся только получать удовольствие, потому что к сегодняшнему дню многие ученики сами являются для меня учителями. Я так не выступлю! Я столько интересных наблюдений не сделаю! У них свой, свежий, небанальный взгляд на проблемы, которые ставит литература. Это я с ними делаю для себя открытия. Остаётся только добавить: «Королева в восхищении! Мы в восхищении!» (Булгаков)

 Ввели приём «7 способов решения проблемы» - это когда мы вместе или конкретный ученик в конкретной ситуации предлагают не менее 7 способов решения какой-то проблемной ситуации. Например, не знал домашнее задание. Это теперь не отговорка, потому что проблему можно решить разными способами:

  1. Позвонить другу
  2. Догадаться самому
  3. Сделать больше, чем, возможно, было задано
  4. Спросить в группе в контакте
  5. Сходить к другу и спросить лично
  6. Выйти на связь с учителем и спросить у него
  7. Списать до урока (незаконно, но тоже способ!)
  8. Ваши варианты?

Создавая ситуацию успеха, надо понимать, а что мешает успеху состояться. Поэтому со старшеклассниками учимся выявлять скрытые причины их неуспехов. Это 4 вопроса, честный ответ на которые помогает выявить скрытые выгоды нерешения проблемы. Например, мы обозначим проблему так: «У меня плохо получается готовиться к экзаменам».

  1.  Что хорошего ты получишь при решении проблемы?

 (я буду доволен собой, меня будут хвалить родители и учителя, я получу высокие баллы на экзаменах, будет возможность поступить в хорошее учебное заведение)

  1. Что плохого может произойти при решении проблемы?

(родители и учителя понимают, что я до сих пор ленился, и повышают требования, на меня возлагается большая ответственность, я поступаю в лучший для меня вуз, вынужден уехать далеко от родного дома, быть самостоятельным, отвечать сам за себя, взрослеть, а я не хочу…)

  1. Что ты потеряешь, когда твоя проблема решится?

(возможность оставаться ребёнком, возможность не отвечать за свою судьбу, возможность чаще видеть свою семью, свободное время будет уходить на учёбу, а не на развлечения)

  1. Что ценного ты приобретёшь, если проблема не решится?

(я не поступлю туда, куда хотел сам или хотели родители, останусь ближе к дому, на какое-то время останусь ребёнком, меня все будут жалеть, а я виноват не буду, потому что родители будут винить учителей, которые не подготовили меня хорошо к экзаменам).

То есть, чтобы повысить успеваемость, нужно научиться видеть проблемы, мешающие этому, и убирать их. По этой схеме можно разобрать любую возникающую проблему, чтобы понять, почему её решение не всегда выгодно и почему она не решается, хотя усилий прилагается много.

Это лишь некоторые приёмы работы с детьми, которые приносят свои результаты. Так, например, на конец 3 четверти качество успеваемости по  русскому языку составляет 82,6% в 8в классе и 65,2% - в 8а. Я думаю, это не случайность. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

В статье содержится анализ работы с одаренными детьми, которая является одним из механизмов управления качеством образования. Аналитические материалы основаны на практическом опыте...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

Работа с одаренными детьми сегодня представляет наиважнейшее направление образовательной политики, и, конечно, главное место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности уча...