Приемы стратегии смыслового чтения.
консультация на тему
При работе с учебным материалом необходимо применять приемы работы с текстами. Стратегии смыслового чтения - это важные моменты работы на уроках любых предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_strategii_smyslovogo_chteniya_-_zhupeeva_elena_pavlovna.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия «Глоссарий».
Цель: актуализация словаря, связанного с темой.
Ход работы.
1.Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом
2.Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
Стратегия «Батарея вопросов».
Цель: припоминание важной информации, касающейся темы текста.
- Когда и где произошло рождение кино?
- Кто является основателем кинематографа?
- С какими техническими идеями связано появление кино?
- Что показывали?
- Откуда вам все это известно? И т.д.
Стратегия « Предваряющие вопросы»
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
- Прочитайте текст быстро
- Ответьте на вопрос, заданный в названии текста
Стратегия «Чтение в кружок».
Цель: проверка понимания читаемого вслух текста.
- По очереди читаем текст по абзацам. Первым всегда читает учитель. Текст один и передается следующему чтецу. Остальные закрыты и отложены в сторону.
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если ответ не верен или не точен, слушающие поправляют.
- ( Первым всегда читает преподаватель, затем передает текст первому слушателю, …второму и т.д.)
Стратегия «Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время его чтения.
- Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы ( одни ? Направлены на проверку понимания, другие- на прогноз содержания последующего отрывка)
- Данная стратегия особенно эффективна в работе со слабо читающими учащимися
Методика работы.
- Учитель предварительно работает с текстом, разбивая его на смысловые отрывки и готовит к ним вопросы.
- Далее учитель проводит индивидуальное занятие со слабо читающими детьми до урока со всем классом.
- Помимо этого консультант (хорошо читающий ученик) может также помогать такому ученику на уроке справиться с текстом.
Стратегия «Чтение про себя с пометками».
Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. (Работа с научными текстами).
Читатель делает на полях заметки
+ понял - не понял ? надо обсудить
+ согласен - не согласен !! надо обсудить
Ход работы. (Работа в паре)
Чтение текста и одновременно отмечайте:
++соответствует тому, что знаю;
-- противоречит тому, что знаю;
+ новое
? Надо обсудить
Прочитав статью, посмотри на пометки.
- Сделай таблицу (работа в паре).
- Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что противоречит? Что узнал нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?
- Групповое обсуждение статьи: что вам известно? Что узнали нового? Интересным? О чём хотели бы получить больше информации?
«Тайм – аут»
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе.
Ход работы.
- Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.
- Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.
Работа с текстом до чтения.
- Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Ход работы.
- 1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- 2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
- Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
Ход работы.
- . Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
- 2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
- 3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.
- 4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
- 5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Ш. Работа с текстом после чтения.
Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").
- Ход работы.
- 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".
- 2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
- 3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
- 4. Выполнение творческих заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...
Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла
В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Обучение смысловому чтению в 5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...
Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках
Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....
Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....