Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»
материал на тему

Мясников Виталий Васильевич

Выступление на педагогическом совещании МАОУ СОШ №28 г. Томска по теме "Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение»"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ учебников по истории на возможность использования технологии «Смысловое чтение» Автор: Мясников В.В. учитель истории и обществознания ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

Слайд 2

Вступительное слово Сразу стоит оговориться, что представленные УМК на сегодняшний момент – официально устаревшие . Приказ Министра образования и науки России от 8 июня 2015 г. № 57 исключил ВСЕ представленные ниже УМК из перечня рекомендуемых.

Слайд 3

Концептуальные основы историко-культурного стандарта, поставленные рабочей группой по созданию нового УМК [ … ] Учебник как навигатор. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты , делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников , а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций .

Слайд 4

Предмет анализа Для анализа были взяты главы, посвященные событиям 10-20-х годов XX века. Выбор обусловлен тем, что данное время изобилует неоднозначными событиями. В связи с этим вариативность подачи материала и выборки источников в учебниках возрастает.

Слайд 5

А.А. Данилов История России. XX - начало XXI века / Учебник для 9-го класса основной школы, М. : Просвещение, 2008

Слайд 6

Содержание главы «Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.» Глава сформирована следующими параграфами: Свержение монархии Россия весной-летом 1917 г. Октябрьская революция Формирование советской государственности Начало Гражданской войны На фронтах Гражданской войны Экономическая политика красных и белых Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

Слайд 7

Составляющие параграфов 1 диаграмма; Ни одной таблицы; Множество источников различного характера (мемуары, официальные документы, мнения современников); В конце главы отсутствуют какие-либо вопросы к учащимся, лишь общее заключение от автора.

Слайд 8

Вопросы в конце параграфов Позволяют, точнее, обязывают использовать текст для подготовки ответов; Имеется малая доля вопросов, ответы на которые надо искать в предыдущих параграфах или из жизненного опыта; Малая доля вопросов, ориентированных на чувственное отношение к прочитанному; К каждому источнику имеется вопрос, касающийся непосредственно текста.

Слайд 9

Примеры текста и вопросов «Малая Гражданская война» Гражданская война имела тяжелейшие последствия для страны. К 1921 г. население России сократилось почти на 13 млн. человек, производство упало на 70%. [ … ] Особенно напряжённая обстановка выдалась в Тамбовской губернии, где лето 1920 г. б ыло засушливым. Когда тамбовские крестьяне получили план продразвёрстки, не учитывающий этого обстоятельства, они взбунтовались. [ … ] Одновременно вспыхнули крестьянские восстания в Поволжье, на Дону, Кубани и т.д. [ … ] Вопрос: в чём суть и причины «Малой Гражданской войны?»

Слайд 10

Преимущества и недостатки Плюсы Минусы Вопросы в конце параграфов ориентируют на обязательное прочтение текста Вопросы подразумевают «готовый» ответ из текста, без интерпретации Наличие большого количества источников Источники зачастую однобоки, не позволяют воспроизвести момент столкновения мнений Сам текст даёт возможность создавать таблицы, схемы и т.д. Нет таблиц, схем, заданий на составление таблиц – невозможно поработать над трансформацией текста Нет процесса «переживания за героя» – основной смысл параграфов однобок и не даёт возможности подискутировать

Слайд 11

Общий вывод Безусловно, данный учебник давно устарел. Все попытки реанимировать его, например, вот этот обречены на провал. Он не соответствует ни с овременным представлениям о ФГОС, ни , пожалуй, главным задачам смыслового чтения – оформления собственной позиции учащегося по отношению к прочитанному.

Слайд 12

Д.Д. Данилов История России. XX - начало XXI века / Учебник для 9-го класса основной школы, М. : Баласс , 2012, Школа «2100»

Слайд 13

Содержание главы «Революционный взрыв (Россия в 1914 – 1922 гг.)» Глава сформирована следующими параграфами : В огне мировой войны Начало революции 1917 года Кризис Российского государства «Вся власть Советам!» Диктатура партии пролетариата Начало братоубийственной войны «Военный коммунизм» Победа Красной Армии Кризис Советской России

Слайд 14

Составляющие параграфов 4 карты; 9 схем; В каждом параграфе имеются противоположные по возможным выводам исторические источники для создания учащимися главного вопроса параграфа; В конце главы имеется опросник из 6 вопросов, которые апеллируют к содержанию параграфов, а так же таблиц и схем для создания мнения касательно пройденного материала.

Слайд 15

Вопросы в конце параграфов Обязывают использовать текст для подготовки ответов; Имеется увесистая доля вопросов, ответы на которые надо искать в предыдущих параграфах, но особенно из жизненного опыта; Большая доля вопросов, ориентированных на чувственное отношение к прочитанному.

Слайд 16

Примеры текста и вопросов Из постановления ВЦИК и СНК «Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны», ноябрь 1918 года: «Против неё [ Советской Республики ] направлена вся злоба, вся ненависть мировой буржуазии. На севере и юге, на востоке и на западе англо-американские и франко-японские хищники воздвигнули и воздвигают против Нас враждебные фронты, вооружают белогвардейцев, казацких генералов, помещичьих и буржуазных сынов, городских и деревенских кулаков, выбрасывают десанты и угрожают всё новыми и новыми полчищами…» Справочные сведения: Судя по результатам всенародных выборов в Учредительное собрание, большевиков (красных) на рубеже 1917-1918 годов поддерживали лишь 25% жителей России, а 75% поддерживали их противников – социалистов (эсеров) и либералов-монархистов. Вопрос: Используя источник и справочные сведения, сравни соотношение сил красных и их противников в Гражданской войне. Сравни свой вывод с выводом параграфа. В чём противоречие? Какой следует вопрос? Общий вопрос к параграфу: Почему в Гражданской войне победили красные?

Слайд 17

Преимущества и недостатки Плюсы Минусы Вопросы в конце параграфов ориентируют на обязательное прочтение текста В текстах сложнее выделять именно исторические факты и особенности времени, слишком много апелляций на чувственное. Огромное количество схем и вопросов к ним – больший простор для трансформации Текст сложно даётся для переформатирования (таблицы, схемы и т.д.) Наличие разноплановых, зачастую противоположных источников Сами названия пунктов и параграфов позволяют заглядывать «внутрь» текста без прочтения

Слайд 18

Общий вывод Данный УМК («Школа 2100») видится нам отличным полигоном для применения технологии смыслового чтения в самых лучших его проявлениях. Этому способствует большое количество схем и таблиц, разноплановые источники и обязательное обращение внимания на чувственный опыт детей. Кроме того, сами вопросы к параграфу заставляют не просто прочитать текст, но найти в нём подтексты, сравнивать и сопоставлять и, в конце концов, смоделировать собственное мнение по данному вопросу . Однако, несмотря на все преимущества представленных УМК (напомню, они официально устарели), учителю недостаточно использовать только их. Необходимо привлекать и другие тексты и источники.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С....

Урок по физической культуре с использованием технологии смыслового чтения

Обобщающий урок теоретических знаний по физической культуре с использованием технологии смыслового чтения...

Использование технологии смыслового чтения в развитии читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.

Одним из способов может обучения чтению может стать технология смыслового чтения. Коррекционная работа по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию в форме педагогической творческой мастер...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

Методическая разработка мастер-класса на тему: «Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания посредством технологии развития критического мышления».

Использование различных форм и методов работы с текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем, с которыми каждый педагог встречается при организации образовательной деятел...