Современные информационные технологии в образовательном процессе. Достоинства, недостатки и возможности применять их.
статья на тему

Кривоногова Зоя Николаевна

Применение информационных технологий на различных этапах урока. Достоиства и недостатки информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные информационные технологии в образовательном процессе. Достоинства, недостатки и возможности применять  их.

Современные информационные технологии внесли новую струю в преподавание любого предмета. Начну свои рассуждения о современных информационных технологиях с термина, что такое информация. Термин “информация” (от латинского information – разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни.

«Информация» – сообщение, уменьшающее неопределенность в той области, к которой оно относится”. Таким образом, говорить об информации можно только в том случае, когда ее наличие дает такие знания о каком-то объекте, которых до ее появления у пользователя не было. Из вышеприведенных определений мы видим, что на самом деле информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера. По сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Использовать информационные технологи можно на каждом этапе урока: при проверке домашней работы, при подаче нового материала, при проведении мониторинга, обработке контрольных работ, различных срезов, тестов,  экзаменов, при подготовке различных проектов, рефератов и т.д. Если бы не было информационных технологий, школы бы меньше занимались инновационной, проектной деятельностью, исследовательской деятельностью. Несмотря на то, что информационные технологии всё активнее используются для процесса обучения, их возможности применяются достаточно узко. Будучи руководителем районного методического объединения учителей, математики, посещала открытые уроки. На каждом уроке применялись информационные технологии, но применялись однобоко, как средство подачи материала. Таким образом, при подобном подходе, появление компьютерных технологий не изменило, а только дополнило учебный процесс новыми техническими средствами, у которых больше возможностей.

При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности.  Особо хочется сказать о проектной деятельности, которой стали заниматься учащиеся именно  благодаря информационным технологиям. Они помогают не только найти и обработать нужный материал, но и показать свои работы учащимся на конференциях в школе, в вузе с которым сотрудничает школа. Благодаря информационным технологиям ученик нашей школы своими руками сделал три телескопа, не изучая астрономии в школе, стал победителем региональной олимпиады по астрономии.

Информационные технологии увеличили временные рамки общения учителя и ученика. У учителя появилась возможность проводить консультации из дома, давать рекомендации по решению задач написанию рефератов.

Правда, что касается рефератов, информационные технологии отучают ребят самостоятельно писать рефераты,  они чаще всего их просто скачивают с интернета. Поэтому эта форма работы утрачивает свою первоначальную ценность.

На сегодняшний день, как показывает опыт, применение информационных образовательных технологий ограничивается рамками компьютерных классов, уровень оснащенности и количественный состав персональных компьютеров в которых оставляет желать лучшего, а также интерактивными комплексами, которых в районных школах два или три на всю школу.

Информационные технологии весьма эффективны для оперативного получения достоверной информации, для развития интереса к предмету,  но для этого необходимо подключение к сети интернет, что не во всех сельских, малокомплектных школах на данный момент есть.

Вот и получается при всех достоинствах информационных технологий, учитель не всегда имеет возможность применять их на уроке.

В конце своих размышлений хочется сказать и мнение детей об информационных технологиях.

Учащиеся считают, что информационные технологии - это  хорошо, но ничто не заменит живое слово учителя, непосредственное общение с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Современные информационные технологии в образовательном процессе

...Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если э...