статья
статья на тему

жаркова жанна валерьевна

Мастер-класс "Моделирование художественно-творческого процессса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx31.25 КБ
Файл statya_.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование художественно- творческого процесса- основная методическая позиция для осуществления реализации идей развивающего обучения на уроках музыки.

                      «Только тогда музыка может выполнить свою   эстетическую,        

                                    познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся

                                     по-настоящему слушать и размышлять о ней».  

                                                                                                                    Д.Б. Кабалевский.

Наш сложный мир…Наша необыкновенно суетливая жизнь, в которой мы, взрослые, порой забываем об искренности, поэзии, любви, гармонии. Как помочь нашим детям увидеть уникальную красоту природы или услышать чарующее пение птиц, научиться слушать своё сердце?.. Как разбудить в них чувства? Давно известно-любви надо учиться, чувства надо развивать…В этом нам может помочь великая сила музыки.

Но заставить полюбить ребёнка музыку невозможно! Можно лишь заставить заниматься ею: играть, петь, танцевать, повинуясь жизненным привычкам или формальной дисциплине.

Да, учителя научились создавать условия, когда у ребёнка пробуждается желание заниматься музыкой, творчеством. Но всегда ли при этом получается художественно- творческий процесс?

Итак, рассмотрим ситуацию. Ребятам предложено разработать творческий  проект « История русской классической музыки». На вопрос в классе : «Кто хотел бы принять участие в творческом проекте?»- многие ребята захотели проявить себя. Но как?

Саша и Маша, одноклассники, друзья.  Желание участвовать в проекте появилось мгновенно…Маша- девочка целеустремлённая, сразу поняла, что придётся потрудиться.  А Саша? Тоже согласился! Но для чего? …Саша согласился участвовать в проекте за компанию…  «Я обязательно смогу  сделать проект интересным, познавательным и ярким,» - подумала Маша. А Саша?  «- Что я не смогу что ли?» И они оба приступили к разработке проекта. Результат? Одинаков? Конечно, нет. Маша в итоге испытала радость и восторг от блестящего результата своей деятельности. А Саша? Обиду, раздражение и разочарование!  Полно неудовлетворение результатом!

Таким образом, без внутренней потребности, и мотивации постижения  , ребёнок не может  постичь музыку именно на деятельностной основе.

У  маленького ребёнка  заложена генетическая   потребность к искусству. Исходя из такой потребности ребёнок и должен сочинять музыку, исполнять её, слушать, размышлять… А Обыденность, штампы, информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребёнка, «убивают» естественную потребность ребёнка в общении с искусством.

 Начальный уровень детского развития- это «топтание на месте». Да, несомненно, элементарное приносит детям радость, но не имеет ничего общего с развивающим музыкальным образованием. Ни детские чувства,  ни  мышление  не превращают познание в творческий поиск…Познание превращается в обыденность.

Деятельность школьника в искусстве должна быть выведена на уровень содержательных обобщений, т.е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. Возвышать над обыденным, повседневным, привычным, банальным…

Вот почему, в качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на уроках музыки, должно выступать МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Что же такое моделирование творческого процесса? Это прохождение пути рождения музыки, воссоздание её как бы изнутри, проживание самого момента воссоздания. Школьники ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника. Композитор не просто создаёт мелодию, а закладывает смысл, выражает чувства… Прежде, чем что-то делать, ребёнок должен понимать смысл своей деятельности. Моделируем творческий процесс, чтобы школьник  заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, выбрал для себя те нравственные ценности, которые будут важны для других людей. Только пройдя путь такого творца, ребёнок будет понимать- как пишется музыка, как делать мелодию, как исполнять музыку, как её слушать.

Для раскрытия  содержания данного метода предлагаю ознакомиться  с педагогической  технологией «СОЧИНЕНИЕ СОЧИНЁННОГО».

Основные принципы:

-самостоятельность в поиске знаний,

-творческая активность,

-развитие способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации

На столах- инструменты, чистые листы, ручки, конверты со словами.

Примерный  фрагмент  урока.

 (П. И. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев», 2 класс)

Обучающиеся по желанию делятся на группы.

Задание №1. Группа «Поэты»

 Сочиняем стихи из предложенных слов. Зачитываем стихи.

  Например:                  Снег, снег падает,

                                        Снег, снег радует

                                        Зима хороша,

                                        Поёт, улыбается душа!

Чтение с разной интонацией (нежно или восторженно и т.д.). Определяем характер стихотворения. Проговаривание текста в ритме

Приём-Ритмодекламация

Ритм стихотворной речи рождает ритмическую эмоцию. В сочетании с музыкой стихотворная речь позволит усилить музыкальное восприятие и побуждает детей к выразительности речи

Задание№2. Группа «Композиторы»

Игра «Я композитор, а это значит…» Школьники продолжают неоконченную фразу(сочиняю музыку, вкладываю в музыку свою душу, знаю инструменты и т.д.)

На экране средства музыкальной выразительности (динамика, лад, темп, тембр, исполнительский состав, ритм, жанр) Выбирают к предполагаемой музыке средства выразительности и аргументируют свои ответы.

Задание№3. Группа «Психологи»

На экране словарь эмоций. Ребятам предстоит ответить на вопросы:

Какие чувства раскрываются в стихах?

 Какие чувства выразит музыка?

 Как она будет звучать?

Обучающиеся выбрают  чувственные слова к предполагаемой музыке (нежная, красивая, ласковая, радостная, лёгкая и т.д.)

Задание №4. Группа «Хореографы и вокалисты»

Обсуждение о том, какие движения подойдут к предполагаемой музыке  и почему?

Приём пластического интонирования (Создание образа при помощи пластики и простейших движений. Движения рук координируются с речевым звучанием гласных и их сочетанием.) Пропевание текста стихов с покачиванием корпуса.

Задание №5. Группа «Музыканты оркестра»

Обучающиеся выбирают   солирующие инструменты из предложенных. Аргументируют выбор.

(колокольчик, треугольник, металлофон, ксилофон)

Приём- «Инструментальное   музицирование»

Задание №6. Группа «Дирижёры»

«Дирижёры» выбирают   дирижёрский   жест. Аргументируют свой ответ.

ПЕРВОЕ СЛУШАНИЕ музыки П.И. Чайковского. Фрагмент. Знакомство.

                                            Разговор о музыке. Аргументирование ответов.

повторное слушание музыки с пропеванием текста

финальное исполнение: голос, движение, инструменты, дирижёр, пластическое интонирование.

Таким образом, настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир обучащихся, их чувства и мысли…Развивающее музыкальное образование   формирует  представление о деятельности Музыканта-композитора-слушателя, в которой проявляется человеческий  творческий  потенциал,  большой труд души,  высшая потребность в преобразовании человека и мира.

 «… Смысл музыки становится ясным тогда, когда душа слушателя сливается с душой композитора…»  

                                                                                      В.Е. Мейерхольд.



Предварительный просмотр:

Моделирование художественно- творческого процесса- основная методическая позиция для осуществления реализации идей развивающего обучения на уроках музыки.

                      «Только тогда музыка может выполнить свою   эстетическую,        

                                    познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся

                                     по-настоящему слушать и размышлять о ней».  

                                                                                                                    Д.Б. Кабалевский.

Наш сложный мир…Наша необыкновенно суетливая жизнь, в которой мы, взрослые, порой забываем об искренности, поэзии, любви, гармонии. Как помочь нашим детям увидеть уникальную красоту природы или услышать чарующее пение птиц, научиться слушать своё сердце?.. Как разбудить в них чувства? Давно известно-любви надо учиться, чувства надо развивать…В этом нам может помочь великая сила музыки.

Но заставить полюбить ребёнка музыку невозможно! Можно лишь заставить заниматься ею: играть, петь, танцевать, повинуясь жизненным привычкам или формальной дисциплине.

Да, учителя научились создавать условия, когда у ребёнка пробуждается желание заниматься музыкой, творчеством. Но всегда ли при этом получается художественно- творческий процесс?

Итак, рассмотрим ситуацию. Ребятам предложено разработать творческий  проект « История русской классической музыки». На вопрос в классе : «Кто хотел бы принять участие в творческом проекте?»- многие ребята захотели проявить себя. Но как?

Саша и Маша, одноклассники, друзья.  Желание участвовать в проекте появилось мгновенно…Маша- девочка целеустремлённая, сразу поняла, что придётся потрудиться.  А Саша? Тоже согласился! Но для чего? …Саша согласился участвовать в проекте за компанию…  «Я обязательно смогу  сделать проект интересным, познавательным и ярким,» - подумала Маша. А Саша?  «- Что я не смогу что ли?» И они оба приступили к разработке проекта. Результат? Одинаков? Конечно, нет. Маша в итоге испытала радость и восторг от блестящего результата своей деятельности. А Саша? Обиду, раздражение и разочарование!  Полно неудовлетворение результатом!

Таким образом, без внутренней потребности, и мотивации постижения  , ребёнок не может  постичь музыку именно на деятельностной основе.

У  маленького ребёнка  заложена генетическая   потребность к искусству. Исходя из такой потребности ребёнок и должен сочинять музыку, исполнять её, слушать, размышлять… А Обыденность, штампы, информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребёнка, «убивают» естественную потребность ребёнка в общении с искусством.

 Начальный уровень детского развития- это «топтание на месте». Да, несомненно, элементарное приносит детям радость, но не имеет ничего общего с развивающим музыкальным образованием. Ни детские чувства,  ни  мышление  не превращают познание в творческий поиск…Познание превращается в обыденность.

Деятельность школьника в искусстве должна быть выведена на уровень содержательных обобщений, т.е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. Возвышать над обыденным, повседневным, привычным, банальным…

Вот почему, в качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на уроках музыки, должно выступать МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Что же такое моделирование творческого процесса? Это прохождение пути рождения музыки, воссоздание её как бы изнутри, проживание самого момента воссоздания. Школьники ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника. Композитор не просто создаёт мелодию, а закладывает смысл, выражает чувства… Прежде, чем что-то делать, ребёнок должен понимать смысл своей деятельности. Моделируем творческий процесс, чтобы школьник  заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, выбрал для себя те нравственные ценности, которые будут важны для других людей. Только пройдя путь такого творца, ребёнок будет понимать- как пишется музыка, как делать мелодию, как исполнять музыку, как её слушать.

Для раскрытия  содержания данного метода предлагаю ознакомиться  с педагогической  технологией «СОЧИНЕНИЕ СОЧИНЁННОГО».

Основные принципы:

-самостоятельность в поиске знаний,

-творческая активность,

-развитие способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации

На столах- инструменты, чистые листы, ручки, конверты со словами.

Примерный  фрагмент  урока.

 (П. И. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев», 2 класс)

Обучающиеся по желанию делятся на группы.

Задание №1. Группа «Поэты»

 Сочиняем стихи из предложенных слов. Зачитываем стихи.

  Например:                  Снег, снег падает,

                                        Снег, снег радует

                                        Зима хороша,

                                        Поёт, улыбается душа!

Чтение с разной интонацией (нежно или восторженно и т.д.). Определяем характер стихотворения. Проговаривание текста в ритме

Приём-Ритмодекламация

Ритм стихотворной речи рождает ритмическую эмоцию. В сочетании с музыкой стихотворная речь позволит усилить музыкальное восприятие и побуждает детей к выразительности речи

Задание№2. Группа «Композиторы»

Игра «Я композитор, а это значит…» Школьники продолжают неоконченную фразу(сочиняю музыку, вкладываю в музыку свою душу, знаю инструменты и т.д.)

На экране средства музыкальной выразительности (динамика, лад, темп, тембр, исполнительский состав, ритм, жанр) Выбирают к предполагаемой музыке средства выразительности и аргументируют свои ответы.

Задание№3. Группа «Психологи»

На экране словарь эмоций. Ребятам предстоит ответить на вопросы:

Какие чувства раскрываются в стихах?

 Какие чувства выразит музыка?

 Как она будет звучать?

Обучающиеся выбрают  чувственные слова к предполагаемой музыке (нежная, красивая, ласковая, радостная, лёгкая и т.д.)

Задание №4. Группа «Хореографы и вокалисты»

Обсуждение о том, какие движения подойдут к предполагаемой музыке  и почему?

Приём пластического интонирования (Создание образа при помощи пластики и простейших движений. Движения рук координируются с речевым звучанием гласных и их сочетанием.) Пропевание текста стихов с покачиванием корпуса.

Задание №5. Группа «Музыканты оркестра»

Обучающиеся выбирают   солирующие инструменты из предложенных. Аргументируют выбор.

(колокольчик, треугольник, металлофон, ксилофон)

Приём- «Инструментальное   музицирование»

Задание №6. Группа «Дирижёры»

«Дирижёры» выбирают   дирижёрский   жест. Аргументируют свой ответ.

ПЕРВОЕ СЛУШАНИЕ музыки П.И. Чайковского. Фрагмент. Знакомство.

                                            Разговор о музыке. Аргументирование ответов.

повторное слушание музыки с пропеванием текста

финальное исполнение: голос, движение, инструменты, дирижёр, пластическое интонирование.

Таким образом, настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир обучащихся, их чувства и мысли…Развивающее музыкальное образование   формирует  представление о деятельности Музыканта-композитора-слушателя, в которой проявляется человеческий  творческий  потенциал,  большой труд души,  высшая потребность в преобразовании человека и мира.

 «… Смысл музыки становится ясным тогда, когда душа слушателя сливается с душой композитора…»  

                                                                                      В.Е. Мейерхольд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....