статья
статья на тему
Мастер-класс "Моделирование художественно-творческого процессса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 31.25 КБ |
statya_.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование художественно- творческого процесса- основная методическая позиция для осуществления реализации идей развивающего обучения на уроках музыки.
«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую,
познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся
по-настоящему слушать и размышлять о ней».
Д.Б. Кабалевский.
Наш сложный мир…Наша необыкновенно суетливая жизнь, в которой мы, взрослые, порой забываем об искренности, поэзии, любви, гармонии. Как помочь нашим детям увидеть уникальную красоту природы или услышать чарующее пение птиц, научиться слушать своё сердце?.. Как разбудить в них чувства? Давно известно-любви надо учиться, чувства надо развивать…В этом нам может помочь великая сила музыки.
Но заставить полюбить ребёнка музыку невозможно! Можно лишь заставить заниматься ею: играть, петь, танцевать, повинуясь жизненным привычкам или формальной дисциплине.
Да, учителя научились создавать условия, когда у ребёнка пробуждается желание заниматься музыкой, творчеством. Но всегда ли при этом получается художественно- творческий процесс?
Итак, рассмотрим ситуацию. Ребятам предложено разработать творческий проект « История русской классической музыки». На вопрос в классе : «Кто хотел бы принять участие в творческом проекте?»- многие ребята захотели проявить себя. Но как?
Саша и Маша, одноклассники, друзья. Желание участвовать в проекте появилось мгновенно…Маша- девочка целеустремлённая, сразу поняла, что придётся потрудиться. А Саша? Тоже согласился! Но для чего? …Саша согласился участвовать в проекте за компанию… «Я обязательно смогу сделать проект интересным, познавательным и ярким,» - подумала Маша. А Саша? «- Что я не смогу что ли?» И они оба приступили к разработке проекта. Результат? Одинаков? Конечно, нет. Маша в итоге испытала радость и восторг от блестящего результата своей деятельности. А Саша? Обиду, раздражение и разочарование! Полно неудовлетворение результатом!
Таким образом, без внутренней потребности, и мотивации постижения , ребёнок не может постичь музыку именно на деятельностной основе.
У маленького ребёнка заложена генетическая потребность к искусству. Исходя из такой потребности ребёнок и должен сочинять музыку, исполнять её, слушать, размышлять… А Обыденность, штампы, информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребёнка, «убивают» естественную потребность ребёнка в общении с искусством.
Начальный уровень детского развития- это «топтание на месте». Да, несомненно, элементарное приносит детям радость, но не имеет ничего общего с развивающим музыкальным образованием. Ни детские чувства, ни мышление не превращают познание в творческий поиск…Познание превращается в обыденность.
Деятельность школьника в искусстве должна быть выведена на уровень содержательных обобщений, т.е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. Возвышать над обыденным, повседневным, привычным, банальным…
Вот почему, в качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на уроках музыки, должно выступать МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Что же такое моделирование творческого процесса? Это прохождение пути рождения музыки, воссоздание её как бы изнутри, проживание самого момента воссоздания. Школьники ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника. Композитор не просто создаёт мелодию, а закладывает смысл, выражает чувства… Прежде, чем что-то делать, ребёнок должен понимать смысл своей деятельности. Моделируем творческий процесс, чтобы школьник заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, выбрал для себя те нравственные ценности, которые будут важны для других людей. Только пройдя путь такого творца, ребёнок будет понимать- как пишется музыка, как делать мелодию, как исполнять музыку, как её слушать.
Для раскрытия содержания данного метода предлагаю ознакомиться с педагогической технологией «СОЧИНЕНИЕ СОЧИНЁННОГО».
Основные принципы:
-самостоятельность в поиске знаний,
-творческая активность,
-развитие способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации
На столах- инструменты, чистые листы, ручки, конверты со словами.
Примерный фрагмент урока.
(П. И. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев», 2 класс)
Обучающиеся по желанию делятся на группы.
Задание №1. Группа «Поэты»
Сочиняем стихи из предложенных слов. Зачитываем стихи.
Например: Снег, снег падает,
Снег, снег радует
Зима хороша,
Поёт, улыбается душа!
Чтение с разной интонацией (нежно или восторженно и т.д.). Определяем характер стихотворения. Проговаривание текста в ритме
Приём-Ритмодекламация
Ритм стихотворной речи рождает ритмическую эмоцию. В сочетании с музыкой стихотворная речь позволит усилить музыкальное восприятие и побуждает детей к выразительности речи
Задание№2. Группа «Композиторы»
Игра «Я композитор, а это значит…» Школьники продолжают неоконченную фразу(сочиняю музыку, вкладываю в музыку свою душу, знаю инструменты и т.д.)
На экране средства музыкальной выразительности (динамика, лад, темп, тембр, исполнительский состав, ритм, жанр) Выбирают к предполагаемой музыке средства выразительности и аргументируют свои ответы.
Задание№3. Группа «Психологи»
На экране словарь эмоций. Ребятам предстоит ответить на вопросы:
Какие чувства раскрываются в стихах?
Какие чувства выразит музыка?
Как она будет звучать?
Обучающиеся выбрают чувственные слова к предполагаемой музыке (нежная, красивая, ласковая, радостная, лёгкая и т.д.)
Задание №4. Группа «Хореографы и вокалисты»
Обсуждение о том, какие движения подойдут к предполагаемой музыке и почему?
Приём пластического интонирования (Создание образа при помощи пластики и простейших движений. Движения рук координируются с речевым звучанием гласных и их сочетанием.) Пропевание текста стихов с покачиванием корпуса.
Задание №5. Группа «Музыканты оркестра»
Обучающиеся выбирают солирующие инструменты из предложенных. Аргументируют выбор.
(колокольчик, треугольник, металлофон, ксилофон)
Приём- «Инструментальное музицирование»
Задание №6. Группа «Дирижёры»
«Дирижёры» выбирают дирижёрский жест. Аргументируют свой ответ.
ПЕРВОЕ СЛУШАНИЕ музыки П.И. Чайковского. Фрагмент. Знакомство.
Разговор о музыке. Аргументирование ответов.
повторное слушание музыки с пропеванием текста
финальное исполнение: голос, движение, инструменты, дирижёр, пластическое интонирование.
Таким образом, настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир обучащихся, их чувства и мысли…Развивающее музыкальное образование формирует представление о деятельности Музыканта-композитора-слушателя, в которой проявляется человеческий творческий потенциал, большой труд души, высшая потребность в преобразовании человека и мира.
«… Смысл музыки становится ясным тогда, когда душа слушателя сливается с душой композитора…»
В.Е. Мейерхольд.
Предварительный просмотр:
Моделирование художественно- творческого процесса- основная методическая позиция для осуществления реализации идей развивающего обучения на уроках музыки.
«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую,
познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся
по-настоящему слушать и размышлять о ней».
Д.Б. Кабалевский.
Наш сложный мир…Наша необыкновенно суетливая жизнь, в которой мы, взрослые, порой забываем об искренности, поэзии, любви, гармонии. Как помочь нашим детям увидеть уникальную красоту природы или услышать чарующее пение птиц, научиться слушать своё сердце?.. Как разбудить в них чувства? Давно известно-любви надо учиться, чувства надо развивать…В этом нам может помочь великая сила музыки.
Но заставить полюбить ребёнка музыку невозможно! Можно лишь заставить заниматься ею: играть, петь, танцевать, повинуясь жизненным привычкам или формальной дисциплине.
Да, учителя научились создавать условия, когда у ребёнка пробуждается желание заниматься музыкой, творчеством. Но всегда ли при этом получается художественно- творческий процесс?
Итак, рассмотрим ситуацию. Ребятам предложено разработать творческий проект « История русской классической музыки». На вопрос в классе : «Кто хотел бы принять участие в творческом проекте?»- многие ребята захотели проявить себя. Но как?
Саша и Маша, одноклассники, друзья. Желание участвовать в проекте появилось мгновенно…Маша- девочка целеустремлённая, сразу поняла, что придётся потрудиться. А Саша? Тоже согласился! Но для чего? …Саша согласился участвовать в проекте за компанию… «Я обязательно смогу сделать проект интересным, познавательным и ярким,» - подумала Маша. А Саша? «- Что я не смогу что ли?» И они оба приступили к разработке проекта. Результат? Одинаков? Конечно, нет. Маша в итоге испытала радость и восторг от блестящего результата своей деятельности. А Саша? Обиду, раздражение и разочарование! Полно неудовлетворение результатом!
Таким образом, без внутренней потребности, и мотивации постижения , ребёнок не может постичь музыку именно на деятельностной основе.
У маленького ребёнка заложена генетическая потребность к искусству. Исходя из такой потребности ребёнок и должен сочинять музыку, исполнять её, слушать, размышлять… А Обыденность, штампы, информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребёнка, «убивают» естественную потребность ребёнка в общении с искусством.
Начальный уровень детского развития- это «топтание на месте». Да, несомненно, элементарное приносит детям радость, но не имеет ничего общего с развивающим музыкальным образованием. Ни детские чувства, ни мышление не превращают познание в творческий поиск…Познание превращается в обыденность.
Деятельность школьника в искусстве должна быть выведена на уровень содержательных обобщений, т.е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. Возвышать над обыденным, повседневным, привычным, банальным…
Вот почему, в качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на уроках музыки, должно выступать МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Что же такое моделирование творческого процесса? Это прохождение пути рождения музыки, воссоздание её как бы изнутри, проживание самого момента воссоздания. Школьники ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника. Композитор не просто создаёт мелодию, а закладывает смысл, выражает чувства… Прежде, чем что-то делать, ребёнок должен понимать смысл своей деятельности. Моделируем творческий процесс, чтобы школьник заглянул в себя, увидел бы себя с позиции другого человека, выбрал для себя те нравственные ценности, которые будут важны для других людей. Только пройдя путь такого творца, ребёнок будет понимать- как пишется музыка, как делать мелодию, как исполнять музыку, как её слушать.
Для раскрытия содержания данного метода предлагаю ознакомиться с педагогической технологией «СОЧИНЕНИЕ СОЧИНЁННОГО».
Основные принципы:
-самостоятельность в поиске знаний,
-творческая активность,
-развитие способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретации
На столах- инструменты, чистые листы, ручки, конверты со словами.
Примерный фрагмент урока.
(П. И. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев», 2 класс)
Обучающиеся по желанию делятся на группы.
Задание №1. Группа «Поэты»
Сочиняем стихи из предложенных слов. Зачитываем стихи.
Например: Снег, снег падает,
Снег, снег радует
Зима хороша,
Поёт, улыбается душа!
Чтение с разной интонацией (нежно или восторженно и т.д.). Определяем характер стихотворения. Проговаривание текста в ритме
Приём-Ритмодекламация
Ритм стихотворной речи рождает ритмическую эмоцию. В сочетании с музыкой стихотворная речь позволит усилить музыкальное восприятие и побуждает детей к выразительности речи
Задание№2. Группа «Композиторы»
Игра «Я композитор, а это значит…» Школьники продолжают неоконченную фразу(сочиняю музыку, вкладываю в музыку свою душу, знаю инструменты и т.д.)
На экране средства музыкальной выразительности (динамика, лад, темп, тембр, исполнительский состав, ритм, жанр) Выбирают к предполагаемой музыке средства выразительности и аргументируют свои ответы.
Задание№3. Группа «Психологи»
На экране словарь эмоций. Ребятам предстоит ответить на вопросы:
Какие чувства раскрываются в стихах?
Какие чувства выразит музыка?
Как она будет звучать?
Обучающиеся выбрают чувственные слова к предполагаемой музыке (нежная, красивая, ласковая, радостная, лёгкая и т.д.)
Задание №4. Группа «Хореографы и вокалисты»
Обсуждение о том, какие движения подойдут к предполагаемой музыке и почему?
Приём пластического интонирования (Создание образа при помощи пластики и простейших движений. Движения рук координируются с речевым звучанием гласных и их сочетанием.) Пропевание текста стихов с покачиванием корпуса.
Задание №5. Группа «Музыканты оркестра»
Обучающиеся выбирают солирующие инструменты из предложенных. Аргументируют выбор.
(колокольчик, треугольник, металлофон, ксилофон)
Приём- «Инструментальное музицирование»
Задание №6. Группа «Дирижёры»
«Дирижёры» выбирают дирижёрский жест. Аргументируют свой ответ.
ПЕРВОЕ СЛУШАНИЕ музыки П.И. Чайковского. Фрагмент. Знакомство.
Разговор о музыке. Аргументирование ответов.
повторное слушание музыки с пропеванием текста
финальное исполнение: голос, движение, инструменты, дирижёр, пластическое интонирование.
Таким образом, настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир обучащихся, их чувства и мысли…Развивающее музыкальное образование формирует представление о деятельности Музыканта-композитора-слушателя, в которой проявляется человеческий творческий потенциал, большой труд души, высшая потребность в преобразовании человека и мира.
«… Смысл музыки становится ясным тогда, когда душа слушателя сливается с душой композитора…»
В.Е. Мейерхольд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....