Статья на тему: "Интеграция предметного содержания в проектной деятельности учащихся"
статья на тему

Миндовская Ольга Константиновна

В статье помещён материал по интеграции предметов в проектной деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В новых стандартах общего образования  в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
     В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
     В более узком значении – это совокупность способов действий учащихся, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
  Метапредметные технологии созданы для того, чтобы начать культивировать у учащихся и учителей другой  тип сознания, который не ограничивается информацией одного учебного предмета, но работает во взаимосвязи с другими дисциплинами. Поэтому сегодня мы и говорим об интеграции.
    Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Большое внимание мы уделяем формированию таких метапредметных учебно- информационных умений, как

  • Умение извлекать информацию из различных источников;
  • Умение составлять план;
  • Умение отбирать материал по заданной теме;
  • Умение подбирать цитаты

     Особое внимание уделяется формированию коммуникативно – речевых метапредметных умений:

  • Умение составлять связное устное высказывание;
  • Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  • Умение выражать своё мнение и аргументировать его;
  • Умение пересказывать текст.

   Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

       В новом стандарте на ступени общего образования устанавливается необходимость разработки четырёх междисциплинарных учебных программ:

  • Технология формирования УУД;
  • Информационно- коммуникативные технологии;
  • Технология исследовательского и проектного обучения;
  • Технология обучения смыслового чтения.

Мы остановимся на технологии исследовательского и проектного обучения.

     Работа над проектом включает в себя несколько этапов. Мы рассмотрим их с точки зрения деятельности учителя и ученика.

На ПЕРВОМ этапе учитель формирует цели и задачи проекта, предлагает список тем, индивидуальных микропроектов, помогает сформировать рабочие группы.

 УЧЕНИК – выбирает тему, намечает этапы работы над проектом.
В плане режима общения учителя консультируют учащихся, а ученики обсуждают темы в группе.

На ВТОРОМ этапе учителя организуют встречи, интервью, экскурсии. Проверяют план выполнения проекта. УЧЕНИКИ предоставляют готовый проект для рецензирования.

В режиме работы учителя с учениками обсуждают отдельные вопросы в группе, обсуждают темы с другими учителями, организуют общение с людьми вне школы. УЧЕНИКИ общаются в пределах рабочей группы, общаются вне школы (музеи, библиотеки, интернет).

На ТРЕТЬЕМ этапе проводится анализ проектной работы, задаются вопросы по теме. Ученики выступают перед слушателями с защитой своего проекта, отвечают на вопросы по проекту.

        Говоря об исследовательском и проектном обучении мы, конечно же, говорим об интеграции.

Интеграция- обобщение и осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ученика на основе формирования умений учиться (учить себя).

 Учащийся должен стать архитектором и строителем образовательного процесса.

    С помощью средств интеграции учитель подводит учащихся к пониманию междисциплинарных связей. Всё это открывает пути развития личности ученика, способствует целостности восприятия мира.

      Реализация межпредметных связей при проведении уроков и внеклассной работы способствует мотивации, расширению общеобразовательных пространств, более глубокому усвоению знаний и способности применять их на практике.
     Ведущие идеи интегрированного курса:

  • Идея единства;
  • Идея взаимозависимости;
  • Идея гармонизации.

Группа наших учителей взяла  за основу реализацию межпредметных связей при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

      Мы выработали определённую систему интегрированных уроков и внеклассных мероприятий. Вот некоторые из них:

  • «Не хвастай, время, властью надо мной» В.Шекспир (литература, английский язык)
  • «Человек в современном мире» (биология, литература, английский язык)
  • «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» Ф.И.Тютчев
    («Пушкинский Петербург» - литература, английский язык)
  • «Антарктида – материк дружбы» (литература, английский язык, география)
  • «Финский залив – жемчужина Балтики» (в рамках года Финского залива) (литература, английский язык и география)

Остановимся на проекте «Финский залив – жемчужина Балтики», т.к. по этой теме в нашей школе проходила городская конференция на эту же тему.

Цели и задачи проекта:

  • Расширение и углубление знаний о Финском заливе с использованием межпредметных связей (история, география, английский язык, литература);
  • Способствовать развитию, умению вести творческо – поисковую деятельность по теме;
  • Повышение мотивации проектной деятельности учащихся путём систематизации известных и поиска новых материалов о Финском заливе;
  • Воспитание патриотизма и любви к Большой и Малой Родине.

Методы проекта:

  • Экскурсия по побережью Финского залива (Выборг и Кронштадт)
  • Создание исследовательских мини – проектов:

1.Финский залив и мечта Петра 1. (Харченко С.)

2.Британцы в Санкт – Петербурге (Волков Д.)

3.Становление Санкт – Петербурга как открытого европейского города (Сабанчина Д.)

4.Народы, заселяющие побережье Финского залива (ШегренН., Богданова М.)

5. Финский залив – защитник Российских рубежей.(Марченко А.,Денисов С.)

6. Залив – труженик. Значимость залива как окна в Европу. (Танюхина Е.)

7. Поэтический образ Финского залива в произведениях русских писателей и поэтов. (Баталова Е.)

8. Соседство дружественных стран на берегу Финского залива. (Игошина М.)

Эти проекты готовили ученики разных классов (7, 8, 10, 11).

  •  Посещение библиотек;
  • Работа с уникальными книгами;
  • Виртуальные экскурсии;
  • Использование интернет – ресурсов.

 Интегрируя все эти  творческо-исследовательские проекты, мы получили целостный образ Финского залива.

     Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения знаний учащихся  и для их интеллектуального развития важно установить широкие связи как между отдельными темами, так и между предметами в целом, поэтому мы и  говорим об интеграции.

      С помощью средств интеграции учитель подводит учащихся к пониманию междисциплинарных связей. Всё это открывает пути развития личности ученика, способствует целостному восприятию мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Организация проектной деятельности учащихся. Интегрированные уроки....

Организация и содержание проектной деятельности учащихся в условиях экологического лагеря

Важность экологических проблем и природоохранной деятельности в современном мире постоянно нарастает. Сейчас официально признано экологическое образование как одно из приоритетных направлений соверше...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....

Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.

Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания  продукта),  отчет о  проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...