Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_22_noyabrya_2016.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Дедяева

«Почетный работник общего образования РФ»,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа»

Волоконовский район, поселок Пятницкое

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий
  2. на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии ворвались в нашу жизнь со всех сторон. Трудно поспорить с тем, что они несут в себе и пользу, и вред. Каждый из нас помнит те времена, когда учитель стоял у доски с мелом, и этой «технологии» хватало на то, чтобы весь класс завороженно  следил за действиями педагога, усваивал новый материал. И этой наглядности было достаточно даже двоечнику, чтобы запомнить правила и применить их на практике.

Сейчас нам не хватает не только мела. С каждым годом увеличивается и набор гаджетов, применяемых в учебно-воспитательном процессе, и количество, и качество информационных технологий, использующих эти новинки.

Так ли нам в образовательном учреждении не обойтись без информационно-коммуникационных технологий? Неужели мы не сможем обучать подрастающее поколение без модных нововведений?

Без сомнения время  диктует свои правила. Меняется  лицо школы, меняется ученик. Не может оставаться без изменений и учитель. Пересматриваются школьные программы, учебники, содержание всех этих составляющих. Учебные заведения постоянно находятся в поисках своего места. Но среди всего этого обновления есть опасность  потерять ученика. Многие образовательные организации в погоне за высоким статусом (лицей, гимназия) ориентируются на ребёнка умного, с высоким  потенциалом личным и общественным. А ведь любая школа должна помнить о «среднем» ребёнке, учитывать его индивидуальные особенности,  развивать их и поддерживать. От ученика нужно требовать  инициативности, творчества, а не простого выполнения заданий по алгоритму.

Таким образом, возникла необходимость внести  коррективы в школьное образование. Почему же именно  информационно-коммуникационные технологии были выбраны педагогическими работниками, учениками и образовательными учреждениями?

На данный момент можно  сказать, что урок с использованием ИКТ стал более наглядным, красочным, информативным. Благодаря этим технологиям, педагог стал экономить время своё и ученика. Темп на таком учебном занятии изменился.  Учитель может работать с обучающимися индивидуально и дифференцированно. Появилась  возможность оперативно проверить и оценить результаты усвоения знаний, применения их на практике.

Ещё совсем недавно мы с недоверием смотрели на средства ИКТ, считая их необоснованно сложными. Нам казалось, что овладеть такими устройствами невозможно. Теперь с большой долей уверенности мы отмечаем, что урок без использования ИКТ стал «без изюминки», неинтересным, посредственным.

В то же время есть опасность чрезмерного применения средств ИКТ на занятиях, что влечёт за собой отход от целей и задач нашего  образования.

Как же не утонуть в этих педагогических инновациях?  Как научиться  использовать  ИКТ и средства дозировано, грамотно? Как не превратить  средства ИКТ в ненужные игрушки на уроках, которые не  помогают, а только мешают  детям изучать и усваивать школьную программу? Это проблемы нашего образования на данном этапе.

К сожалению, порой приходится ждать десятилетия, чтобы  проанализировать имеющиеся результаты, сделать выводы, довести информацию до общественности и скорректировать дальнейшие  действия. Поэтому на нас, практикующих учителей, сегодня возложена особая миссия – не навредить, использовать ИКТ на уроках очень аккуратно, соизмеряя пользу и вред.

Самое главное, что все педагоги должны понимать: использование ИКТ необходимо, как бы мы ни сопротивлялись. В современном образовательном процессе на первое место становится не трансляция знаний, а развитие творческих способностей личности, создание таких возможностей, при которых эта личность реализует свой потенциал. Таким образом, ИКТ выступает не как цель, а как необходимый инструмент достижения цели урока.

ИКТ дают   педагогу  возможность помочь  обучающимся в познании окружающего мира, развивают наблюдательность, учат  разносторонне видеть мир. Благодаря этим технологиям, учитель  воспитывает  в детях чувство прекрасного и развивает  его   личностные  способности. В итоге мы получаем  на выходе из школы выпускника, свободно владеющего  и  способами анализа полученной информации, и человека, который творчески реализует свои способности, знания, умения и навыки.

Я, как филолог, как и все педагоги, включилась в поиски новых технологий, стала применять  на своих занятиях ИКТ. Это позволило мне увеличить  объём материала и сэкономить время, расширило возможность для применения дифференцированного подхода в обучении и воспитании школьников. Благодаря новым технологиям, на моих занятиях осуществляются межпредметные связи, повышается мотивация обучения на уроках русского языка и литературы. Я стараюсь создать положительный настрой и активизировать  самостоятельную деятельность учащихся.

Материально-техническая база школы позволяет усовершенствовать современный урок. В наличии у филолога есть рабочее место  с компьютером, мультимедийное оборудование, помогающее подготовить урок с презентацией, создавать проект. Есть выход в сеть Интернет, расширяются возможность  учителя в работе с различными педагогическими порталами, форумами, он-лайн конференциями.

При таком подходе к обучению меняются стереотипы педагогики: учитель не только источник информации, он  становится помощником для обучающихся, он координирует, образует учебный процесс.

На мой взгляд, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы повысило интерес к предметам. Большее количество детей  вовлечены в поисково-исследовательскую, творческую работу, в активный познавательный прогресс. Это дало возможность снизить количество учащихся с затруднениями в учении. Микроклимат на уроках улучшился, дети приобрели навык работы в парах и в коллективе.

Как педагог-филолог, я стала использовать ИКТ на уроках, включая работы с готовыми  обучающими программами, используя электронные учебники, тренажёры. Вместе с учениками мы разрабатываем мультимедийные презентации, создаём банки данных по творчеству писателей и поэтов, придумыванием викторины и кроссворды, участвуем в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

При проведении уроков помогают Интернет-ресурсы: интерактивные тесты, справочники, библиотеки. Наличие  постоянного интернета в образовательном учреждении приносит  большую пользу. Отсутствие  текстов в библиотеке перестало быть  проблемой для педагогов  и школьников. Дополнительный иллюстративный материал для изучения творчества писателей  и поэтов, фрагменты и полнометражные фильмы по произведениям из школьной программы, музыка, сайты с конкурсами - все это стало доступно  для полноценной работы учителя и ученика.

Огромный объём печатной продукции (схемы, таблицы, портреты, иллюстрации) перестал занимать место в шкафах.

Проектируя на большой экран необходимый материал, педагог комментирует показанное, сопровождает дополнительными примерами  и объяснениями. Доступность данной информации облегчило работу учителя и дало возможность освобожденное время направить в нужное русло.

 Большой плюс в использовании средств ИКТ и в том, что их можно брать на всех этапах урока: и при закреплении, и при повторении, и особенно важно - при контроле знаний, умений и навыков. Причем все это  можно  сделать дифференцированно, что не даёт унизить слабого и неуверенного ребёнка.

На своих уроках учитель русского языка и литературы может активно использовать компьютерные программы. Их актуальность заключена в следующем:

  1. Учитель и ученик может использовать и на уроке, и дома.
  2. Это могут быть программы обучающие и контрольные.
  3. С помощью таких программ можно повторить определенные темы, а также ликвидировать пробелы по конкретному разделу русского языка.
  4. В программах по русскому языку учащийся может вспомнить теоретический материал, найти незнакомый термин в разделе справочной литературы.
  5. В программах дается возможность ознакомиться с примерами по различным темам.
  6. Программы помогают сделать фонетический, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы.
  7. Программы дают возможность познакомиться с биографиями известных людей.
  8. Материал программ можно использовать в качестве наглядного материала при объяснении нового материала, при объяснении новой темы на уроках русского языка и литературы.
  9. Программы предлагают консультации по любой форме экзамена по русскому языку и литературе: сочинение, диктант, изложение, русский устный.

Итак, систематическое использование ИКТ  на уроках русского языка и литературы соответствует запросам общества, гуманитарному образованию и, конечно, развитию личности ребенка. Новые технологии - это не дань моде, а необходимость. Они позволяют индивидуализировать  процесс обучения, способствуют совершенствованию умений и навыков. Обучающиеся работают с увлечением на каждом этапе урока. Повышается познавательная деятельность  учащихся.

В современном обществе информация становится одним из фактором развития жизнедеятельности человека, а умение владеть информационными технологиями и средствами ИКТ определяет уровень  профессиональной деятельности. В последнее время изменившиеся требования к системе образования, заставили существенно повысить статус образования. Постоянно происходящие инновации заставляют работодателей требовать повышения уровня образования работников не только для обеспечения успешности, но и для того, чтобы находиться на плаву. Чтобы достичь необходимых целей и задач в образовательном процессе приходится использовать различные программные и технические средства в комплексе, а также применять приемы и методы активного обучения. В век модернизации образования общество требует от учителя выпустить из школы не только гармонично развитую личность, но и человека, который бы смог проявить себя творчески, смог бы  подстроить себя и перестроить в определенных ситуациях. Поэтому сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя. А изучение, овладение и применение компьютерных технологий как раз и отвечает требованиям модернизации образования. Остановить этот процесс невозможно. Нет ни одной сферы человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Всеобщая компьютеризация полным ходом вошла и в образование.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. ИКТ - это большое поле деятельности для проявления творчества педагогов, которые ищут новые формы работы с детьми, хотят идти в ногу со временем, развивают ребенка всесторонне. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

В качестве примера можно привести фрагмент урока  литературы в 5 классе, где использование информационно-коммуникационных технологий дало возможность реализовать поставленные задачи и достичь планируемых результатов.

Урок литературы в 5 классе по теме «Д. ДЕФО. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1й урок).

По типу занятия урок представляет собой урок изучения нового материала.

На этапе знакомства с биографией Д. Дефо один из учеников готовит сообщение с мультимедийной поддержкой (как правило, это презентация) о жизни писателя, а другой об истории создания романа и о прототипе главного героя.

При подготовке урока учитель предлагает учащимся выполнить исследовательские работы с использованием ИКТ «Прототипы Робинзона Крузо» и/или «Что такое «робинзонада» и какую роль сыграл роман Дефо в дальнейшем развитии мировой литературы?»

Итак, можно сказать, что информационно-коммуникационные технологии  целесообразно использовать на всех этапах урока. Изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: педагог перестает быть просто источником знаний, а становится путеводительной звездой для внедрения новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности. Урок с использованием ИКТ вызывает у детей мотивацию к изучению гуманитарных предметов. Именно новые компьютерные технологии помогают сделать урок современным.

Таким образом, уроки русского языка и литературы с ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, что и требуется от филолога в школе.

Литература

1.   Дефо Д. «Робинзон Крузо». М.: Эксмо, 2008. 672 с.

2. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. // М.: Изд-во УРАО, - 2008. С. 19-28.

3.  Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. Информационно-компьютерные средства в школе. //Ярославль: ИРО, 2003. С. 42-44.

4.   Урнов Д. М. Дефо. - М., 1978. 127 с.

Перечень используемых на занятии ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

  1. Набор информационных инструментов

Презентация

www.900igr.net ,  http://ppt4web.ru/literatura/defo-puteshestvennik.html

  1. Биография

Сообщение, презентация

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефо,_Даниель

  1. Исследовательские работы

Защита

http://shkolazhizni.ru/culture/articles/24864/ 

  1. Текст на английском языке

Чтение

http://lingualeo.com/ru/jungle/robinson-crusoe-1-frank-19987#/page/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Роль использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье содержится материал, расрывающий роль ипользования ИКТ в деятельности учителя-словесника....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использовании на уроках русского языка и литературы информационно-куммуникационных  технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Курсовая работа об использовании информационно-коммуникационных технологий....

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...